Кимерийско - скифский период

Кимерийско - скифский период

Медиа
docx
02.12.2019
Кимерийско-скифский период.docx

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение «ШКОЛА № 101 города Донецка»

 

 

 

 

 

 

Кимерийско-скифский период

в истории Донецкого края

 

 

 

 

Подготовила учитель

истории

                                                                       Гришина Е.А.

 

 

 

 

 

Тема 5. Кимерийско-скифский период в истории Донецкого края

 

Класс: 6-А, 6-Б МОУ «Школа № 101 г. Донецка»

 

Тема урока: «Скифы»

Цель урока:

- расширение и углубление знанийучащихся о периоде железного века на территории Донецкого края, его заселение и возникновение первых государств;

- раскрыть особенности общественного развития племён киммерийцев и скифов в период железного века;

- определить причины имущественного и социального неравенства, появление первых государств на территории Донецкого края;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, строить структурно-логические схемы, работать с историческими тексатами;

- ознакомить с понятиями и терминами: «железный век», «кочевники», «Великое переселение народов», «Киммерийцы», «скифы», «неравенство», «пектораль»;

- формировать стойкий интерес учащихся к изучению истории, воспитывать уважение и заинтересованность историческим прошлым Донецкого края.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Литература: Историческое краеведение. 6 класс/ Морозов П.Л., Ткаченко Д.Л. Донецк. Истоки 2016.

Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут:

1.     Определить особенности общественного развития скифов, в период раннего железного века.

2.     Описать способ жизни кочевых племен.

3.     Высказывать свое мнение о причинах появления имущественного и социального неравенства.

4.     Устроить логическую цепочку.

5.     Объяснять понятия и термины «железный век», «кочевые племена», «Великое переселение народов», «Киммерийцы», «скифы», «неравенство», «пектораль»

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Сообщение темы, дидактические цели урока.

III.             Актуализация знаний учащихся.

IV.            Фронтальная беседа с учащимися по вопросам (исторический диктант).

1.     Кто и когда писал о киммерийцах в древние времена  VIII-VIII  в. д н.э. (Гомер) «Одиссея», «Иллада».

2.     Где они проживали? (Северное Причерноморье, Приазовье).

3.     Какими  были последствия «нолетической» революции?

4.     Основное занятие  «киммерийцев» (кочевое скотоводство).

5.     Боевое оружие киммерийцев (меч, кинжал, булава, бронзовая секира или камен. топор, лук со стрелами).

6.     Против каких стран воевали киммерийцы – Урартру, Ассирия, Индия.

7.     Назовите имя археолога изучавшего киммерийский период в древней истории нашего края. (Самоквасов Д.Я.)

8.     Кто из ученых историков начал изучение киммерийцев (Городцов В.А.)

9.     Какой период считают киммерийской эпохой (II и  I  тыс. до н.э. до втор. полов. VII в. до н.э.

10. О каком народе идёт речь «по уровню железоделательного производства»,   они значительно превзошли все народы В.Е., а в Х-IХ в. до н.э. у них получило развитие цельножелезное орудие.

11. Что являлось в скотоводстве преимуществом (коневодство, «удивительные доильщики»  кобылиц).

12.  Какой народ пришёл на смену киммерийскому (скифы).

 

Мотивация познавательной деятельности

Метод «микрофон»

Открытие железа         рост продуктивности труда           развитие торговли

возникновение имущ. нерав.       переход от родов общ. к сосед. возникновение государства.

Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Около тысячи лет скифы являлись хозяевами огромного пространства. Кто же они? Откуда появились? Современные ученые считают, что скифы были пришельцы, явившимися с Востока из-за Волги. Возникновение кочевого скотоводства стало возможным, потому что была приручена лошадь и превратилась в важнейшее средство передвижения. Постоянные поселения исчезли,  на огромных степях раскинулись тысячи кочевий.

- стр. 37 учебника (работа с картой)

- скифы – царские заселяли земли Донецкого края (работа с первоисточниками, заполнение таблицы)

- стр. 38, 39  – 1 группа – Скифы (скотоводство, земледелие). Занятия скифов, быт, место проживания в Донбассе. 2 группа – «Скифские войны». 3 группа – Археологическая находка.

2. Древние авторы о скифах. Опережающее задание «Геродот о скифах», «Гомер о скифах», «Гиппократ о скифах», «Страбон перевёл стих Гесиода».

      Решите хронологическую задачу. Известно, что поход персидского царя Дария против скифов состоялся в 513 г.до н.э. Вычислите, сколько лет назад состоялся этот поход. Матер. с 40.

Учитель: Великая Скифия, согласно Геродоту была географическим четырёхугольником, каждая сторона которого представляла примерно 20 дней пути. Во главе племён, а также всего скифского политического образования стояли многочисленные царские скифы. Особого расцвета и подъёма Великая Скифия достигла в IV в. до н.э. во время правления царя Атея (чеканка монеты, успешное завоевание Балкан, совместно с Филиппом II разгромили Фракию, влияние на задунайские земли).

- Археологические находки: курганы Чотомлык, Солоха, Гайманова Могила, Толстая Могила.

В 1971 г. Толстая могила найдена «Золотая пектораль»  (с.42)  III в. до н.э. поражение Скифии с Македонией 339 г. до н.э., гибель Атея (Малая Скифия).

 

Физкульминутка.

За пределом мечты – незнакомой рекой – степь широкая, небо низкое.

На высоком кургане под сильной рукой

удила грызет удаль скифская.

Но, у самой мечты за Каяла – рекой,

Затуманилось солнце низкое;

Кто-то бросил копьё очень меткой рукой

и пробил насквозь сердце скифское.

Встали, потянулись, подняли руки вверх,

потянулись, опустили руки.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Опустите руки вниз и медленно выдохните. Сели на место.

 

Материальный и духовный мир скифов.

1.     Царские курганы (Чертомлык, Куль – Оба, Солоха, Толстая Могила, Двугорбая Могила близ Мариуполя, Передиреева Могила у Шахтерска, с.45)

2.     Скифская триада

a)     тип оружия;

b)    «звериный стиль в изобразительном искусстве»

c)     сбруя  лошадей (с.43)

Верование

Главенский бог – Папай – порядок погребения

Верховная богиня – Бабити – обряд побратимства

Земли и воды – Апи.

Рефлексия

1.     Что нового узнали на уроке.

2.     Какие новые знания получили.

3.     Какими умениями овладели.

4.     Все ли виды работы на уроке вам понятны.

5.     Понравился ли вам урок? Если нет – почему.

Задания для самоконтроля с. 47.

Д/З:  с. 48 III

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)