Кинезиология – это наука о развитии мозга через движение. Это перспективное научное направление, в котором синтезируются знания и методы из многих отраслей науки, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.
Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Автор А.Н. Леонтьев полагал, что под определенным воздействием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, следует отметить, что чем интенсивнее будет нагрузка, тем лучше будет результат.
Педагогом И. Г. Песталоцци была выявлена некая связь между духовным и физическим развитием детей, в свое время, он также выделял тот факт, что духовное воспитание занимает особую роль в жизни ребенка, так как духовное воспитание несет в себе также телесные силы. Отсюда, следует, что телесное воспитание влияет на становление духовной и нравственной личности, включая обе такие стороны – это приводит к гармоничному состоянию.
Основным методологическим принципом кинезиологии является:
Постулат И. П. Павлова о том, что процессы, происходящие в коре головного мозга, являются физиологической основой – всей психической деятельности человека, важным здесь есть психические процессы, которые составляют основу формирования мышления, поведения и деятельности и относящихся не к области врожденных, а развиваемых при жизни.
Не менее важным постулатом кинезиологии есть теория уровней построения движения Н.А. Бернштейна, где за уровни приняты морфологические «слои» ЦНС. Предметом исследования кинезиологии есть влияние двигательных действий на физиологические системы организма человека, сама кинезиология направлена на выявление и устранение нарушений, возникающих между: мышцами, меридианами и отдельными органами.
Важная связь между интеллектом, чувствами и телом, которая помогает ученику положительнее и легче усваивать информацию, при этом успешно усваивать самые сложные задачи, как интеллектуальные, так и прочие, является самой главной задачей образовательной кинезиологии.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне важно развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Для того, чтобы понимать суть кинезиологических упражнений, в первую очередь, необходимо определить понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.
Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.
Три основных типа организации мозга
1. Левополушарный тип. В случае если преобладает левое полушарие у ребенка проявляется склонность к обобщению и абстрагированию и словесно-логический характер познавательных процессов. В данном случае, полушарие определяется словами, символами, а также отвечает за письмо, важно отметить, что поступившая информация в левое полушарие, - воспринимается медленно, целенаправленно.
2. Правополушарный тип. Такой тип определяет склонность к творческим способностям, а его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.
3. Равнополушарный тип. Такой тип определяется отсутствием ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления, а также существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности.
В результате развития левого и правого полушарий, происходит:
– улучшение памяти, внимания и речи;
– снижение утомляемости;
– повышение способности к произвольному контролю;
– повышение работоспособности;
– активизация интеллектуальных и познавательных процессов.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо
- учитывать определенные условия:
– занятия проводятся утром;
– занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
– занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
– от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
– упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
– упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
– длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Специальные кинезиологические занятия на развивающих занятиях проводятся по определенной схеме: в первую очередь необходимо настроить на предстоящие упражнения, именно для этого подходят так называемые упражнения-растяжки, сюда входят задания, которые направлены на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц. Далее, после того, как дети настроятся на выполнение заданий, им предлагается несколько дыхательных упражнений, которые направлены на развитие чувства ритма и самоконтроля. Следующим этапом является упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами, они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы. Заключительным этапом есть задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.
При систематических кинезиологических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы: ускорение темпа; исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком); наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз; подключение к двигательным упражнениям дыхательных; подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).
Краткую характеристика основных кинезиологических упражнений
Растяжки нормализуют тонус мышц, что является одной из важнейших задач коррекционно-развивающей работы. Любое отклонение (гипотонус или гипертонус) от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности детей, негативно сказывается на общем ходе их развития.
Массажи. Коррекционно-развивающая (психологическая) работа также включает в себя различные виды массажей, что создает дополнительную афферентацию тела. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
Для развития вестибулярно-моторных связей можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве:
По вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки вниз на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям);
По горизонтали (прыжки на фитнес-мячах, перемещения на роликовых досках, роликах, велосипедах и т.д.);
Вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция);
Вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора);
Маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак);
Уменьшение чувства гравитации, или частичная невесомость (плавание, прыжки на батуте и фитнес-мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям).
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус). Сензитивный период для развития таких функций как обоняние, осязание и вкус приходится на дошкольный возраст, поэтому детям необходимо предлагать упражнения для изучения и узнавания с закрытыми глазами различных запахов и вкусов, ощупывание и узнавание различных предметов и поверхностей, а также использовать работу с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами и т.д.
Упражнения для тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как фонематический слух, а значит и лингвистических способностей.
Упражнения для тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как фонематический слух, а значит и лингвистических способностей.
Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.
Визуализация является воссозданием и управлением в квазипространстве мышления объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и др.образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает зрительное восприятие и межполушарное взаимодействие. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Упражнения для развития артикуляции. Упражнения, построенные на движениях артикуляционного аппарата, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, соединяющую базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующие мышление, речь и поведение.
В процессе таких занятий у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными, что способствует развитию речи.
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук. Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития детей наиболее эффективен при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию ВПФ. Телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.
Дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают чувство ритма, повышают энергетическое обеспечение мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, формирует внутреннюю дисциплину. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Релаксация может проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии.
Упражнения для развития пространственных представлений. Формирование пространственных представлений начинается с ориентации в пространстве собственного тела и пространстве вокруг себя.
Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такое нарушение сканирования информации затруднит понятийное понимание текстов и правильное решение задач. Кроме того, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы и др., которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.
Развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные упражнения делятся на индивидуальные, парные и групповые.
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
При развитии межполушарного взаимодействия посредством кинезиологии, необходимо учитывать некоторые рекомендации:
1. Педагог должен показывать упражнения четко и последовательно.
2. Необходимо начинать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным и требующим концентрации внимания.
3. Не стоит торопить ребёнка, он должен делать это с удовольствием.
4. Ускорять темп только после того, как движения становятся чёткими.
5. После того, как движения будут отработаны, необходимо предложить ребёнку самостоятельно произносить стихотворные тексты, сопровождая движения.
Для развития межполушарного взаимодействия
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Первый комплекс упражнений.
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении необходимо помогать командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося ребенком вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Второй комплекс упражнений.
1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3.Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
4.Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
5.Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т. д.).
6.Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
7.Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.
8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
9.Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2, 4- коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Для развития творческого мышления
1. Стоя. Позвоночник держите прямым. Глаза закройте. Пальцы левой руки положите на живот (5 см ниже пупка), кончиками пальцев правой руки разминайте копчик. При этом представьте себе в области копчика разрастающийся красный шар. При выполнении упражнения, возможно, почувствуете распирание в области копчика. Затем наоборот — левая рука на копчике, правой растирайте живот, представляя в области живота разрастающийся оранжевый шар.
2. Левая рука в области пупка, правая на груди в области сердца. Сильно трите грудь, представляя в области груди растущий зеленый шар.
3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Отройте рот. Растирайте область губ.
4. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массируйте правой рукой. Представляйте в области лба разрастающийся голубой шар.
5. Вдыхайте левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представляйте как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхайте правой ноздрей, а выдыхайте левой. Циклы повторите по 3 раза.
Для развития абстрактно-логического мышления
1. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторите 7 раз.
2. Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.
3. Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 мин.
4. Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
5. Откройте рот и нижней челюстью делайте резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.
Для координации глаз и рук
1. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторите 7 раз.
2. Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.
3. Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 мин.
4. Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
5. Откройте рот и нижней челюстью делайте резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.
Для развития визуальной и слуховой памяти
1. Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
2. Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите, солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
Таким образом, применение кинезиологических упражнений развивает у ребенка как левое, так и правое полушарие.
· Улучшает память, внимание, речь.
· Снижает утомляемость.
· Повышает способность к произвольному контролю.
· Повышается работоспособность.
· Активизируется интеллектуальные и познавательные процессы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.