"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
Оценка 5

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
30.09.2017
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
Цели урока: • используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично – поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания, направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои знания. Задачи урока: • образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых веществ; • развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения; • воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека. Оборудование урока: • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск, цинковая обманка. Форма проведения урока: • урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ. Тип урока: объяснительно-поисковый.Цели урока: • используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично – поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания, направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои знания. Задачи урока: • образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых веществ; • развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения; • воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека. Оборудование урока: • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск, цинковая обманка. Форма проведения урока: • урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ. Тип урока: объяснительно-поисковый.
кислород.doc
Тема: Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и  применение кислорода. Цели  урока:  используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично –  поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания,  направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств  элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои  знания. Задачи урока:  образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их  положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о  свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых  веществ; развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном  перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих  функций неполноценного зрения; воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения  к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как  социально и личностно значимого компонента образованности человека.   Оборудование урока:  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера  кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск,  цинковая обманка. Форма проведения урока:  урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ. Тип урока: объяснительно­поисковый. План урока:   Организационный момент                     Постановка цели урока и актуализация       Проверка домашнего задания    Изучение нового материала                 Обобщение и систематизация  знаний                 Комментирование домашнего задания                                                              Подведение итогов I. Организационный этап. II. Постановка цели урока и актуализация. Учитель: Ребята, мы с вами изучили Периодический закон и Периодическую систему химических  элементов Д.И. Менделеева, можем охарактеризовать элементы исходя из их положения в  системе, зная строение их атомов. А теперь мы приступаем к изучению подгрупп химических  элементов. Начинаем с подгруппы кислорода. Свои ответы я предлагаю вам оценивать  самостоятельно. Для этого вы берете жетон, цвет которого соответствует отметке: красный – “5”, зеленый – “4”, желтый – “3”. В конце урока подведем итоги. Итак, тема нашего урока: Записать в тетрадь Кислород: Химический элемент  и простое вещество. Свойство, получение и  применение кислорода. Записать в тетрадь: Общая характеристика элементов подгруппы кислорода  III. Проверка домашнего задания Для проверки домашнего задания проведем графический диктант. 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Памятка к изучению подгруппы элементов  1. Пользуясь Периодической системой, выпишите символы и названия химических элементов,  относящихся к данной подгруппе. 2. Составьте схемы строения атомов элементов, укажите принадлежность к металлам или  неметаллам. 3. Укажите, окислителями или восстановителями являются элементы, их возможные степени  окисления. 4. Приведите формулы высших оксидов, гидроксидов, летучих водородных соединений элементов и укажите их характер. Работа учащихся у доски по плану памятки: 1. Учащийся выписывает знаки элементов VI группы главной (А) подгруппы, называет их. Записать в тетрадь: VI группа, главная подгруппа: O – кислород, S – сера, Se – селен, Te – теллур, Po– полоний. Дополнение учителя: эти элементы имеют групповое название “халькогены”, что означает  “образующие руды”. 2. Учащийся изображает схемы строения атомов О, S, Se, Те, Po и объясняет их принадлежность  к металлам или неметаллам. Записать в тетрадь:   О +8 2е, 6е S +16 2е, 8е,6е    Sе +34 2е,8е,18е,6е Те +52 2е,8е,18е,18е,6е Ро +84 2е,8е,18е,32е,18е,6е Так как на внешнем энергетическом уровне содержится 6 электронов, до завершения уровня не  хватает 2­х электронов, следовательно элементы могут присоединять 2 электрона и проявляют  неметаллические свойства (кислород и сера – неметаллы). Но элементы могут и отдавать  электроны с внешнего энергетического уровня, то есть, 6 электронов. Способность отдавать  электроны усиливается с увеличением заряда ядра атома и увеличением радиуса атома  элементов, т.е. сверху вниз. Таким образом, селен и теллур уже будут проявлять некоторые  металлические свойства, а полоний – это металл. 3. Учащийся у доски указывает окислители и восстановители и называет возможные степени  окисления элементов: Так как на внешнем энергетическом уровне содержится 6 электронов, до завершения уровня не  хватает 2­х электронов, следовательно элементы могут присоединять 2 электрона и минимальная степень окисления элементов будет равна минус два, а сами элементы будут являться  окислителями. Записать в тетрадь:   Э0 +2 е­ = Э­2 Э0 – окислитель Среди этих элементов O ­ сильный окислитель. Но так как радиусы атомов увеличиваются сверху вниз, то способность принимать электроны  падает и нарастает способность к отдаче электронов, то есть окислительная способность  уменьшается, а восстановительная способность усиливается. На внешнем энергетическом уровне  элементы содержат 6 электронов, следовательно могут отдать все 6 электронов и максимальная  степень окисления у них будет равна плюс 6. Записать в тетрадь:    Э0 ­ 6е­ = Э+6 Э0 – восстановитель S, Se, Te – могут быть как восстановителями, так и окислителями. Дополнение учителя: для кислорода не типична степень окисления, равная +6, он проявляет  степень окисления ­2, в соединении со фтором +2. Также эти элементы могут проявлять степени  окисления +2, +4 и +6 в соединениях с кислородом и другими активными неметаллами, ­2 в  соединениях с металлами и водородом. Записать в тетрадь:  Степени окисления элементов: О­2; O+2F2;   с кислородом и активными неметаллами S+2,+4,+6 , Se+4,+6 , Te+4,+6; с металлами и водородом S­2 , Se­2 , Te­2. 4. Учащийся у доски записывает формулы оксидов и гидроксидов в высшей степени окисления  элементов, их летучие водородные соединения. Высшие оксиды образуются элементами в максимальной степени окисления +6 и имеют общую  формулу RО3: Записать в тетрадь: Оксиды элементов (+6):   SO3 – кислотный оксид SeO3 – кислотный оксид   ТеО3 – кислотный оксид РоО3 – неустойчив. (Помощь учителя в определении характера оксидов.) Записать в тетрадь. Гидроксиды элементов (+6):   H2SO4 – серная кислота H2SeO4 – селеновая кислота  Н2ТеО4 – теллуровая кислота Сила кислот убывает сверху вниз. Водородные соединения имеют общую формулу Н2R и образуются элементами в минимальной  степени окисления ( ­ 2). Записать в тетрадь. Водородные соединения элементов:   Н2О – оксид водорода (вода) Н2S – сероводород    H2Se – селеноводород Н2Те – теллуроводород Н2Ро – не изучен Дополнение учителя: кроме воды, – это ядовитые газы. Водные растворы этих соединений – это  кислоты, сила которых возрастает от сероводорода к теллуроводороду, т.е. сверху вниз в  подгруппе. IV. Введение новых знаний. Изучение элементов – простых веществ. Объяснение учителя. 1. Кислород – О2, газ без цвета, вкуса и запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, при t=­ 1830С сжижается (светло­голубого цвета), поддерживает дыхание и горение. Сильный  окислитель. Открыт в 1774 году Джозефом Пристли  2. Озон – О3, газ голубого цвета с характерным запахом свежести, в 1,5 раза тяжелее воздуха, в  жидком состоянии темно­синий, ядовит, разрушает ткани дыхательных путей. Более сильный  окислитель, чем О2(красители обесцвечиваются, спирт воспламеняется). Благоприятно влияет на организм человека в небольшом количестве (аромат свежести во время  грозы). Записать в тетрадь  Явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ, называют  аллотропией. О2 и О3 – аллотропные видоизменения. 3. Сера – S имеет два аллотропных видоизменения:  S8 ромбическая – или просто сера ­ хрупкое вещество желтого цвета, не растворима в воде и ею  не смачивается, легкоплавка, неэлектроповодна и теплопроводна. В узлах ее кристаллической  решетки находятся циклические восьмиатомные молекулы типа “корона”.  пластическая – темного цвета, растягивается и сжимается как резина. Получают из  Sобычной нагреванием до t=444 и последующим охлаждением. 3. получение серы пластической: кристаллическую нагреть до t0 = 112,80С, образуется расплав  серы, далее продолжить нагревание до t0 = 444,60C (кипение), затем быстро вылить кипящую серу в холодную воду и наблюдать образование серы пластической. 4. Селен – Seоткрыт в 1817 г. Берцеллиусом. В чистом виде Se ­ твердое вещество серого цвета с металлическим отсветом, ядовит. Способен заменять серу при построении белковых молекул  растений, при употреблении в пищу которых переходит в организм животных и человека. По свойствам похож на серу. Используется при вулканизации каучука (для получения резины), для  изготовления выпрямителей переменного тока, в стекольной промышленности для  обесцвечивания стекол. 5. Теллур – Te неметалл, по внешнему виду напоминает металл, твердое кристаллическое  вещество коричневого цвета с металлическим блеском, поводит электрический ток. Применяется  в производстве свинцовых кабелей. Соединения теллура ядовиты, с ужасным непереносимым  запахом. Постепенно нервные окончания носа работающих с соединениями теллура,  парализуются и перестают чувствовать этот запах, что приводит к отравлению. 6. Полоний – Ро открыт в 1898 году Марией Кюри. Металл, по внешнему виду похожий на никель, в 300 раз радиоактивнее урана. Свойства его почти не изучены. А сейчас подробнее остановимся на изучении кислорода. Используя текст учебника необходимо  заполнить  пробелы в схеме « Общая характеристика  кислорода». Общая характеристика кислорода Сейчас, заполним с вами таблицу» «Физические свойства кислорода» Цвет Запах Вкус Масса 1 литра кислорода Растворимость в воде При какой температуре переходит в жидкость При какой температуре становится твердым Кем был получен впервые в чистом виде Ребята, сейчас рассмотрим основные методы получения кислорода. Постепенно заполняя  логическую схему. Получение 1._____________________________                                            1.______________________________ 2.________________________________ 3.______________________________ V. Обобщение и систематизация знаний. Беседа с учащимися по вопросам: 1. 2. Назовите элементы подгруппы кислорода. Назовите возможные степени окисления кислорода и серы. 3. 4. Назовите окислители и восстановители. Какое явление называется аллотропией? VI. Подведение итогов урока. VII. Определение и разъяснение домашнего задания

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."

"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.