"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
30.09.2017
Цели урока:
• используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично – поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания, направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои знания.
Задачи урока:
• образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых веществ;
• развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения;
• воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Оборудование урока:
• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск, цинковая обманка.
Форма проведения урока:
• урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ.
Тип урока: объяснительно-поисковый.Цели урока:
• используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично – поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания, направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои знания.
Задачи урока:
• образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых веществ;
• развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения;
• воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Оборудование урока:
• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск, цинковая обманка.
Форма проведения урока:
• урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ.
Тип урока: объяснительно-поисковый.
кислород.doc
Тема: Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и
применение кислорода.
Цели урока:
используя предварительную работу учащихся при подготовке к уроку, частично –
поисковый, творческий подход к обучению, опираясь на ранее полученные знания,
направлять деятельность учащихся на установление закономерности в изменении свойств
элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе и строения
атомов; способствовать приобретению умений учащихся самостоятельно оценивать свои
знания.
Задачи урока:
образовательная: охарактеризовать элементы подгруппы кислорода на основании их
положения в Периодической системе и строения атомов; расширить знания учащихся о
свойствах элементов главных подгрупп; познакомиться со свойствами элементов – простых
веществ;
развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном
перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих
функций неполноценного зрения;
воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения
к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как
социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Оборудование урока:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; вода, сера
кристаллическая, прибор для нагревания; минералы: пирит, медный блеск, свинцовый блеск,
цинковая обманка.
Форма проведения урока:
урок по технологии “Развивающее обучение” с использованием ИКТ.
Тип урока: объяснительнопоисковый.
План урока:
Организационный момент
Постановка цели урока и актуализация
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Обобщение и систематизация знаний
Комментирование домашнего задания
Подведение итогов
I. Организационный этап.
II. Постановка цели урока и актуализация.
Учитель: Ребята, мы с вами изучили Периодический закон и Периодическую систему химических
элементов Д.И. Менделеева, можем охарактеризовать элементы исходя из их положения в
системе, зная строение их атомов. А теперь мы приступаем к изучению подгрупп химических
элементов. Начинаем с подгруппы кислорода. Свои ответы я предлагаю вам оценивать
самостоятельно. Для этого вы берете жетон, цвет которого соответствует отметке: красный – “5”,
зеленый – “4”, желтый – “3”. В конце урока подведем итоги. Итак, тема нашего урока: Записать в тетрадь Кислород: Химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и
применение кислорода.
Записать в тетрадь:
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода
III. Проверка домашнего задания
Для проверки домашнего задания проведем графический диктант.
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Памятка к изучению подгруппы элементов
1. Пользуясь Периодической системой, выпишите символы и названия химических элементов,
относящихся к данной подгруппе.
2. Составьте схемы строения атомов элементов, укажите принадлежность к металлам или
неметаллам.
3. Укажите, окислителями или восстановителями являются элементы, их возможные степени
окисления.
4. Приведите формулы высших оксидов, гидроксидов, летучих водородных соединений элементов
и укажите их характер.
Работа учащихся у доски по плану памятки:
1. Учащийся выписывает знаки элементов VI группы главной (А) подгруппы, называет их.
Записать в тетрадь:
VI группа, главная подгруппа: O – кислород, S – сера, Se – селен, Te – теллур, Po– полоний.
Дополнение учителя: эти элементы имеют групповое название “халькогены”, что означает
“образующие руды”.
2. Учащийся изображает схемы строения атомов О, S, Se, Те, Po и объясняет их принадлежность
к металлам или неметаллам.
Записать в тетрадь:
О +8 2е, 6е
S +16 2е, 8е,6е
Sе +34 2е,8е,18е,6е
Те +52 2е,8е,18е,18е,6е
Ро +84 2е,8е,18е,32е,18е,6е Так как на внешнем энергетическом уровне содержится 6 электронов, до завершения уровня не
хватает 2х электронов, следовательно элементы могут присоединять 2 электрона и проявляют
неметаллические свойства (кислород и сера – неметаллы). Но элементы могут и отдавать
электроны с внешнего энергетического уровня, то есть, 6 электронов. Способность отдавать
электроны усиливается с увеличением заряда ядра атома и увеличением радиуса атома
элементов, т.е. сверху вниз. Таким образом, селен и теллур уже будут проявлять некоторые
металлические свойства, а полоний – это металл.
3. Учащийся у доски указывает окислители и восстановители и называет возможные степени
окисления элементов:
Так как на внешнем энергетическом уровне содержится 6 электронов, до завершения уровня не
хватает 2х электронов, следовательно элементы могут присоединять 2 электрона и минимальная
степень окисления элементов будет равна минус два, а сами элементы будут являться
окислителями.
Записать в тетрадь:
Э0 +2 е = Э2 Э0 – окислитель
Среди этих элементов O сильный окислитель.
Но так как радиусы атомов увеличиваются сверху вниз, то способность принимать электроны
падает и нарастает способность к отдаче электронов, то есть окислительная способность
уменьшается, а восстановительная способность усиливается. На внешнем энергетическом уровне
элементы содержат 6 электронов, следовательно могут отдать все 6 электронов и максимальная
степень окисления у них будет равна плюс 6.
Записать в тетрадь:
Э0 6е = Э+6 Э0 – восстановитель
S, Se, Te – могут быть как восстановителями, так и окислителями.
Дополнение учителя: для кислорода не типична степень окисления, равная +6, он проявляет
степень окисления 2, в соединении со фтором +2. Также эти элементы могут проявлять степени
окисления +2, +4 и +6 в соединениях с кислородом и другими активными неметаллами, 2 в
соединениях с металлами и водородом.
Записать в тетрадь:
Степени окисления элементов: О2; O+2F2;
с кислородом и активными неметаллами S+2,+4,+6 , Se+4,+6 , Te+4,+6;
с металлами и водородом S2 , Se2 , Te2.
4. Учащийся у доски записывает формулы оксидов и гидроксидов в высшей степени окисления
элементов, их летучие водородные соединения.
Высшие оксиды образуются элементами в максимальной степени окисления +6 и имеют общую
формулу RО3:
Записать в тетрадь:
Оксиды элементов (+6):
SO3 – кислотный оксид
SeO3 – кислотный оксид
ТеО3 – кислотный оксид
РоО3 – неустойчив.
(Помощь учителя в определении характера оксидов.)
Записать в тетрадь. Гидроксиды элементов (+6):
H2SO4 – серная кислота
H2SeO4 – селеновая кислота
Н2ТеО4 – теллуровая кислота
Сила кислот убывает сверху вниз.
Водородные соединения имеют общую формулу Н2R и образуются элементами в минимальной
степени окисления ( 2).
Записать в тетрадь.
Водородные соединения элементов:
Н2О – оксид водорода (вода)
Н2S – сероводород
H2Se – селеноводород
Н2Те – теллуроводород
Н2Ро – не изучен
Дополнение учителя: кроме воды, – это ядовитые газы. Водные растворы этих соединений – это
кислоты, сила которых возрастает от сероводорода к теллуроводороду, т.е. сверху вниз в
подгруппе.
IV. Введение новых знаний.
Изучение элементов – простых веществ. Объяснение учителя.
1. Кислород – О2, газ без цвета, вкуса и запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, при t=
1830С сжижается (светлоголубого цвета), поддерживает дыхание и горение. Сильный
окислитель. Открыт в 1774 году Джозефом Пристли
2. Озон – О3, газ голубого цвета с характерным запахом свежести, в 1,5 раза тяжелее воздуха, в
жидком состоянии темносиний, ядовит, разрушает ткани дыхательных путей. Более сильный
окислитель, чем О2(красители обесцвечиваются, спирт воспламеняется).
Благоприятно влияет на организм человека в небольшом количестве (аромат свежести во время
грозы).
Записать в тетрадь
Явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ, называют
аллотропией.
О2 и О3 – аллотропные видоизменения.
3. Сера – S имеет два аллотропных видоизменения:
S8 ромбическая – или просто сера хрупкое вещество желтого цвета, не растворима в воде и ею
не смачивается, легкоплавка, неэлектроповодна и теплопроводна. В узлах ее кристаллической
решетки находятся циклические восьмиатомные молекулы типа “корона”.
пластическая – темного цвета, растягивается и сжимается как резина. Получают из
Sобычной нагреванием до t=444 и последующим охлаждением.
3. получение серы пластической: кристаллическую нагреть до t0 = 112,80С, образуется расплав
серы, далее продолжить нагревание до t0 = 444,60C (кипение), затем быстро вылить кипящую серу
в холодную воду и наблюдать образование серы пластической.
4. Селен – Seоткрыт в 1817 г. Берцеллиусом. В чистом виде Se твердое вещество серого цвета с
металлическим отсветом, ядовит. Способен заменять серу при построении белковых молекул
растений, при употреблении в пищу которых переходит в организм животных и человека. По свойствам похож на серу. Используется при вулканизации каучука (для получения резины), для
изготовления выпрямителей переменного тока, в стекольной промышленности для
обесцвечивания стекол.
5. Теллур – Te неметалл, по внешнему виду напоминает металл, твердое кристаллическое
вещество коричневого цвета с металлическим блеском, поводит электрический ток. Применяется
в производстве свинцовых кабелей. Соединения теллура ядовиты, с ужасным непереносимым
запахом. Постепенно нервные окончания носа работающих с соединениями теллура,
парализуются и перестают чувствовать этот запах, что приводит к отравлению.
6. Полоний – Ро открыт в 1898 году Марией Кюри. Металл, по внешнему виду похожий на никель,
в 300 раз радиоактивнее урана. Свойства его почти не изучены.
А сейчас подробнее остановимся на изучении кислорода.
Используя текст учебника необходимо заполнить пробелы в схеме « Общая характеристика
кислорода».
Общая
характеристика
кислорода
Сейчас, заполним с вами таблицу» «Физические свойства кислорода»
Цвет
Запах
Вкус
Масса 1 литра кислорода
Растворимость в воде
При какой температуре переходит в жидкость
При какой температуре становится твердым
Кем был получен впервые в чистом виде
Ребята, сейчас рассмотрим основные методы получения кислорода. Постепенно заполняя
логическую схему.
Получение
1._____________________________ 1.______________________________
2.________________________________ 3.______________________________
V. Обобщение и систематизация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
1.
2.
Назовите элементы подгруппы кислорода.
Назовите возможные степени окисления кислорода и серы.
3.
4.
Назовите окислители и восстановители.
Какое явление называется аллотропией?
VI. Подведение итогов урока.
VII. Определение и разъяснение домашнего задания
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
"Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойство, получение и применение кислорода."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.