Хороший рабочий урок для учеников 9 классов. Ориентирован на среднего ученика. Можно использовать во время предметной недели. Весь урок дети будут обращаться к фрагментам из художественной литературы,в течение урока проведут лабораторный опыт. В ходе урока дети повторяют знания о несолеобразующий оксидах.
Урок по теме «Кислородные соединения углерода»
Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода;
рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с
использованием литературных произведений.
Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций,
работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет
Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из
литературных произведений.
Характеристика
этапа
Организационный
момент
Проверка знаний
учащихся в виде
тестирования.
Взаимопроверка в
парах
Формулировка
темы урока, его
цели
Актуализация
знаний учащихся:
игра «Верю – не
верю»
Деятельность учителя
Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть
вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже
узнают много нового и интересного. А как ваше
настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока
будет ещё более оптимистичным – его поднимут и
хорошие оценки, и новые знания.
Выберите из предложенных утверждений только те,
которые справедливы:
I вариант для алмаза
II вариант – для графита
1. Прозрачный, бесцветный.
2. Очень твердый.
3. Ковалентная неполярная связь.
4. Не проводит электрический ток.
5. Используют как добавку в смазке.
6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим
блеском.
7. Электропроводен.
8. Атомная кристаллическая решетка.
9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие
пластинки.
10. При обычных условиях химически инертен, при
высокой температуре становится активным.
I вариант – 1,2,3,4,8,10
II вариант – 3,5,6,7,8,9,10
Сегодня вы познакомитесь с кислородными
соединениями углерода, которые указаны на схеме
№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV),
угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел,
известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)
Верите ли вы что:
угарный газ очень ядовит, так как, попадая при
дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином,
лишая тем самым возможности гемоглобин переносить
кислород; (Да)
угарный газ образуется при полном сгорании топлива;
Деятельность
учеников
Слушают учителя,
настраиваются на
работу.
Выполняют работу
на отдельных
листах
Учащиеся работают
со схемой № 1.
Учащиеся отвечают
на вопросы и
обосновывают свое
мнениеРабота с текстами
художественных
произведений
№ 1 и № 2
Физические
свойства оксидов
углерода
CO2
– это типичный кислотный оксид:
(Нет)
угарный газ используется в металлургии при выплавке
чугуна; (Да)
взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)
углекислый газ используют для изготовления шипучих
напитков и для получения соды (Да)
У вас на партах лежат листы с текстами из
литературных произведений, в которых говорится о
соединениях углерода и к которым мы будем
обращаться в течение урока.
Углерод образует 2 оксида СО (оксид
углерода II) и СО2 ( оксид углерода IV), и, чтобы
узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1
и 2.
« Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите
немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы
увидели, что комнату освещает только тусклое
синее пламя, мерцающее в маленькой медной
жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло
страшным ядовитым чадом, от которого мы
задыхались и кашляли.»
(А. Конан Дойл «Случай с переводчиком»)
« Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в
Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек
войдет и ходит, а собака или кролик погибают
через несколько минут.
Почему?
Из вулканической трещины выделяется
углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха,
то остается внизу. Человеческая голова выше
этой зоны. Собачья нет…»
( В. Короткевич. «Черный замок Ольшанский».)
На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим
материалом. Вы должны найти информацию и
заполнить таблицу.
Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по
воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на
молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль
Свойства
Оксид
углерода (II)
Формула
Агрегатное состояние
Плотность по воздуху
Газ
0,97
Оксид
углерода
(IV)
Газ
1,5
Цвет
Вкус
Запах
Бесцветный
Бесцветный
Нет
Нет
Нет
Нет
Учащиеся читают
тексты и говорят
тривиальные
названия оксидов
углерода
Учащиеся ищут
информацию и
заполняют таблицуХимические
свойства оксида
углерода (II)
Химические
свойства оксида
углерода (IV)
Работа с текстом
№ 3
Токсичность
Очень
ядовит
Не токсичен
Характер оксида
Несолеобраз
Кислотный
ующий
Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим
оксидам. Почему?
А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2
Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 +
3СО = 2Fе + 3СО2
Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид
углерода (IV)?
Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:
А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота
Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3
В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О –
качеств реакция (Выполнение опыта)
В романе А. Конан Дойла «Маракотова
бездна» есть эпизод, когда исследователи морских
глубин терпят катастрофу и их батискаф
остается на дне океана: «Воздух был тяжелый,
спертый. Он так был пропитан углекислотой, что
живительная струя сжатого кислорода с трудом
выходила из баллона. Встав на диван, можно еще
было глотнуть чистого воздуха, но отравленная
зона поднималась все выше и выше.»
Из критической ситуации исследователей
Учся отвечают на
вопрос
Записывают
уравнения реакций
Учся отвечают, что
это кислотный
оксид
Учся записывают
уравнения реакций
Учся работают с
текстом № 3
выручили подводные жители, обитатели
затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый
привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я
начал понимать, что в этом не было ничего
сверхъестественного, ничего противоречащего
законам природы: один из ящичков был,
несомненно, оригинальным источником свежего
воздуха, а другой – поглотителем продуктов
дыхания.»
Предложите возможный поглотитель углекислого
газа, исходя из его кислотной природы.
Именно гидроксид кальция был применен в
кислородных аппаратах закрытого типа, используемых
альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того,
изолирующие противогазы пожарных, шахтеров,
военных обязательно имеют поглотитель для
отработанных продуктов дыхания.
Окислительно восстановительные:
А) взаимодействие с углеродом: С + СО2 = 2СО
Б) горение магния: 2Мg + СО2 = 2 МgО + С
(Видеоопыт)
« …а я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз
Высказывают свои
предположения
Учся записывают
уравнения реакций
Читают текст № 4
Окислительно –
восстановительны
е свойства
углекислого газа
Работа с текстом№ 4
Сообщение
учащегося о
действии
угарного газа
Работа с текстом
№ 5
Соли угольной
кислоты
Работа с текстом
№ 6
Работа с текстом
№ 7
Иванович, чтобы не забывали печей топить, да
трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю,
есть такие неряхи, что печку истопить истопят,
а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда
ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице
угарно бывает, голова у людей болит, в глазах
зелено, даже и совсем от угара помереть можно».
(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
О каком веществе идет речь?
О действии угарного газа на организм человека нам
сообщит учащийся _________.
Вернемся к тексту № 5.
« Я… понимаю, что это обыкновенные камни,
причудливо обработанные ветром и газированной
водой.
Почему газированной?
А как прикажете называть эту замерзшую воду с
углекислым газом?»
(Б. Штерн. «Недостающее звено».)
Следующее соединение углерода – это угольная
кислота. Давайте вместе дадим характеристику
угольной кислоты
Соли угольной кислоты. Угольная кислота
образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые
– гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы
только соли калия, натрия и аммония.
Обратите внимание на нижнюю часть
изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем
похожи карбонаты
А теперь прочитайте текст № 6
« …притащили.. изрядную груду известняка,
весьма распространенной горной породы… Из этих
камней, рассыпавшихся при прокаливании их на
огне, получалась жирная негашенная известь,
которая сильно вспучивалась и бурлила при
гашении, известь такая же чистая, как та, что
получается при обжигании мрамора и мела.»
(Ж. Верн. «Таинственный остров»)
Ответьте на вопрос: изза чего Известняк получил свое
название? СаСО3 = СаО + CO2 ↑
Внимательно прослушайте отрывок из романа Г. Р.
Хаггарда «Клеопатра» (текст № 7)
«…она вынула уха одну из огромных жемчужин и
…опустила жемчужину в уксус. Наступило
молчание, потрясенные гости, замерев,
наблюдали, как несравненная жемчужина
Отвечают на вопрос
Слушают
сообщение
Учащиеся работают
с текстом и
характеризуют
угольную кту
Заполняют
пропуски в тексте
Отвечают на вопрос
Работают с текстом
№ 6
Отвечают на вопрос
и записывают уре
Работают с текстом
№ 7Отвечают на вопрос
Выполняют ЛР и
записывают
уравнение реакции
Работают с текстом
№ 8
Лабораторный
опыт
Работа с текстом
№ 8
медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от
нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра
подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и
выпила весь до последней капли.»
… Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра
смогла выпить « крепкий уксус»?
Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением
углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела,
известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с
соляной кислотой. Почему происходит вскипание?
Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение
этой реакции (задание 7).
СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2
Такую операцию проводят геологи, когда находят и
исследуют минералы. Это качественная реакция на соли
угольной кислоты.
↑
Кислые соли, как правило, растворимы в воде.
Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и
обратно играют огромную роль в формировании облика
нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий,
создает подземные дворцы в толщах карбонатных
пород. (Читают текст 8).
В земной коре в разных частях света есть
бездонные пещеры – своеобразные черные дыры,
происхождение которых овеяно легендами и
преданиями. Решающую роль в появлении этих
пещер играет углекислый газ, который
извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки
дождевой воды попадают на пласты известняка
карбоната кальция и превращают его в
растворимый гидрокарбонат кальция, который
уносится подземными водами. Внутри подземных
известковых пластов образуются огромные
полости карстовые пещеры. В недрах Земли
грунтовые воды могут подвергаться нагреванию.
Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната
кальция начинает испаряться, а сама соль
разлагается с образованием кристаллов
нерастворимого карбоната кальция. Так природа
создает сталактиты и сталагмиты, похожие на
колонны сказочных дворцов.
Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает
её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках
чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает
временная и постоянная. О ней вы прочтете дома.Закрепление
знаний
Игра в «Крестики и нолики». Определить
выигрышные пути:
А) вещества, с которыми взаимодействует оксид
Учащиеся
выполняют задания
устно
углерода (IV):
HCl
H2O
O2
Ca
KOH
CaCO3
H2
ВаО
CuO
Б) вещества, имеющие одинаковое значение
степени окисления углерода:
СО
CO2
H2CO3
CH4
Na2CO3 Al4C3
CaC2
Na2CO3
C2H6
Оценивание учащихся
Подведение
итогов урока
Домашнее задание Дома выполните, пожалуйста, творческое задание:
составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте
загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ.
Записывают
домашнее задание