Кислородные соединения углерода

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Хороший рабочий урок для учеников 9 классов. Ориентирован на среднего ученика. Можно использовать во время предметной недели. Весь урок дети будут обращаться к фрагментам из художественной литературы,в течение урока проведут лабораторный опыт. В ходе урока дети повторяют знания о несолеобразующий оксидах.
Иконка файла материала соединения углерода.doc
Урок по теме «Кислородные соединения углерода» Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода. Задачи:  Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода;  рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с  использованием литературных произведений.   Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций,  работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из  литературных произведений. Характеристика этапа Организационный  момент Проверка знаний  учащихся в виде  тестирования. Взаимопроверка в парах Формулировка  темы урока, его  цели  Актуализация   знаний учащихся:  игра «Верю – не  верю» Деятельность учителя Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть   вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже  узнают  много нового и  интересного.  А как ваше  настроение? Я надеюсь,  оно хорошее, но в конце урока  будет ещё более оптимистичным – его поднимут и  хорошие оценки, и новые знания.   Выберите из предложенных утверждений только те,  которые справедливы: I вариант­ для алмаза II вариант – для графита 1. Прозрачный, бесцветный. 2. Очень твердый. 3. Ковалентная неполярная связь. 4. Не проводит электрический ток. 5. Используют как добавку в смазке. 6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим  блеском. 7. Электропроводен. 8. Атомная кристаллическая решетка. 9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие  пластинки. 10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным. I вариант – 1,2,3,4,8,10  II вариант – 3,5,6,7,8,9,10 Сегодня вы познакомитесь с кислородными  соединениями углерода, которые указаны на схеме  № 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV),  угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел,  известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода) Верите ли вы что: ­   угарный   газ   очень   ядовит,   так   как,   попадая   при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да) ­ угарный газ образуется при полном сгорании топлива; Деятельность учеников Слушают учителя,  настраиваются на  работу.   Выполняют работу  на отдельных  листах Учащиеся работают со схемой № 1. Учащиеся отвечают на вопросы и  обосновывают свое  мнениеРабота с текстами художественных  произведений  № 1 и № 2 Физические  свойства оксидов  углерода  CO2  –   это   типичный   кислотный   оксид: (Нет) ­ угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да) ­ взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да) ­ углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да) У   вас   на   партах   лежат   листы   с   текстами   из литературных   произведений,   в   которых   говорится   о соединениях   углерода   и   к   которым   мы   будем обращаться в течение урока. Углерод образует 2 оксида ­ СО (оксид  углерода II) и СО2 ( оксид углерода IV), и, чтобы  узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2. « ­ Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите  немного, сейчас он уйдет. Заглянув в         дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое  синее пламя, мерцающее в маленькой медной  жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло  страшным  ядовитым чадом, от которого мы  задыхались и кашляли.» (А. Конан Дойл «Случай с переводчиком») « ­ Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в  Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек  войдет и ходит, а собака или кролик погибают  через несколько минут.   ­ Почему?  ­ Из вулканической трещины выделяется  углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха,  то остается внизу. Человеческая голова выше  этой зоны. Собачья ­ нет…» ( В. Короткевич. «Черный замок Ольшанский».) На   ваших   партах   лежат   рабочие   листы   с   рабочим материалом.   Вы   должны   найти   информацию   и заполнить таблицу. Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль Свойства Оксид углерода (II) Формула Агрегатное состояние Плотность по воздуху Газ 0,97 Оксид углерода (IV) Газ 1,5 Цвет Вкус Запах Бесцветный Бесцветный Нет Нет Нет Нет Учащиеся читают  тексты и говорят  тривиальные  названия оксидов  углерода Учащиеся ищут  информацию и  заполняют таблицуХимические  свойства оксида  углерода (II) Химические  свойства оксида  углерода (IV) Работа с текстом  № 3 Токсичность Очень ядовит Не токсичен Характер оксида Несолеобраз Кислотный ующий Оксид   углерода   (II)   относится   к   несолеобразующим оксидам. Почему? А) Горит, образуя углекислый газ:  2СО + О2 = СО2 Б) Восстанавливает металлы из их оксидов:  Fе2О3 +  3СО = 2Fе + 3СО2 Как   вы   думаете,   какими   свойствами   обладает   оксид углерода (IV)?  Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует: А) с водой:  СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота  Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3 В) со щелочами:  Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О –  качеств реакция (Выполнение опыта) В романе А. Конан Дойла «Маракотова  бездна» есть эпизод, когда исследователи морских  глубин терпят катастрофу и их батискаф  остается на дне океана: «Воздух был тяжелый,  спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом  выходила из баллона. Встав на диван, можно еще  было глотнуть чистого воздуха, но отравленная  зона поднималась все выше и выше.» Из критической ситуации исследователей  Уч­ся отвечают на  вопрос Записывают  уравнения реакций Уч­ся отвечают, что это кислотный  оксид Уч­ся записывают  уравнения реакций Уч­ся работают с  текстом № 3 выручили подводные жители, обитатели  затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый  привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего  сверхъестественного, ничего противоречащего  законам природы: один из ящичков был,  несомненно, оригинальным источником свежего  воздуха, а другой – поглотителем продуктов  дыхания.» Предложите возможный поглотитель углекислого  газа, исходя из его кислотной природы. Именно гидроксид кальция был применен в  кислородных аппаратах закрытого типа, используемых  альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того,  изолирующие противогазы пожарных, шахтеров,  военных обязательно имеют поглотитель для  отработанных продуктов дыхания. Окислительно ­ восстановительные: А) взаимодействие с углеродом:  С + СО2 = 2СО Б) горение магния:  2Мg + СО2 = 2 МgО + С  (Видеоопыт) « …а я затем в окошки стучусь,­ отвечал Мороз  Высказывают свои  предположения Уч­ся записывают  уравнения реакций Читают текст № 4 Окислительно –  восстановительны е свойства  углекислого газа Работа с текстом№ 4 Сообщение  учащегося о  действии  угарного газа Работа с текстом  № 5 Соли угольной  кислоты Работа с текстом  № 6 Работа с текстом  № 7 Иванович,­ чтобы не забывали печей топить, да  трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю,  есть такие неряхи, что печку истопить истопят,  а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда  ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице  угарно бывает, голова у людей болит, в глазах  зелено, даже и совсем от угара помереть можно».      (В.Ф. Одоевский  «Мороз Иванович») О каком веществе идет речь? О действии угарного газа на организм человека нам  сообщит учащийся _________. Вернемся к тексту № 5. « Я… понимаю, что это обыкновенные камни,  причудливо обработанные ветром и газированной  водой. ­ Почему газированной? ­ А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?» (Б. Штерн. «Недостающее звено».) Следующее соединение углерода – это угольная  кислота. Давайте вместе дадим характеристику  угольной кислоты Соли угольной кислоты. Угольная кислота  образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые  – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы  только соли калия, натрия и аммония.  Обратите внимание на нижнюю часть  изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем  похожи карбонаты А теперь прочитайте текст № 6 « …притащили.. изрядную груду известняка,  весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на  огне, получалась жирная негашенная известь,  которая сильно вспучивалась и бурлила при  гашении, известь такая же чистая, как та, что  получается при обжигании мрамора и мела.»        (Ж. Верн. «Таинственный остров») Ответьте на вопрос: из­за чего Известняк получил свое  название? СаСО3 = СаО + CO2 ↑ Внимательно прослушайте отрывок из романа Г. Р.  Хаггарда «Клеопатра» (текст № 7) «…она вынула уха одну из огромных жемчужин и  …опустила жемчужину в уксус. Наступило  молчание, потрясенные гости, замерев,  наблюдали, как несравненная жемчужина  Отвечают на вопрос Слушают  сообщение Учащиеся работают с текстом и  характеризуют  угольную к­ту Заполняют  пропуски в тексте Отвечают на вопрос Работают с текстом № 6 Отвечают на вопрос и записывают ур­е Работают с текстом № 7Отвечают на вопрос Выполняют ЛР и  записывают  уравнение реакции Работают с текстом № 8 Лабораторный  опыт Работа с текстом  № 8 медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от  нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра  подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и  выпила весь до последней капли.» … Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра  смогла выпить « крепкий уксус»? Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением  углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела,  известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с  соляной кислотой. Почему происходит вскипание?  Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение  этой реакции (задание 7).  СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2  Такую операцию проводят геологи, когда находят и  исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.  ↑ Кислые соли, как правило, растворимы в воде. Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и  обратно играют огромную роль в формировании облика нашей  планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий,  создает подземные дворцы в толщах карбонатных  пород. (Читают текст 8). В земной коре в разных частях света есть  бездонные пещеры – своеобразные черные дыры,  происхождение которых овеяно легендами и  преданиями. Решающую роль в появлении этих  пещер играет углекислый газ, который  извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки  дождевой воды попадают на пласты известняка ­  карбоната кальция ­ и превращают его в  растворимый гидрокарбонат кальция, который  уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные  полости ­ карстовые пещеры. В недрах Земли  грунтовые воды могут подвергаться нагреванию.  Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната  кальция начинает испаряться, а сама соль  разлагается с образованием кристаллов  нерастворимого карбоната кальция. Так природа  создает сталактиты и сталагмиты, похожие на  колонны сказочных дворцов. Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает  её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках  чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает  временная и постоянная. О ней вы прочтете дома.Закрепление  знаний Игра в «Крестики и нолики». Определить  выигрышные пути: А) вещества, с которыми взаимодействует оксид  Учащиеся  выполняют задания  устно углерода (IV): HCl H2O O2 Ca KOH CaCO3 H2 ВаО CuO Б) вещества, имеющие одинаковое значение  степени окисления углерода: СО CO2 H2CO3 CH4 Na2CO3 Al4C3 CaC2 Na2CO3 C2H6 Оценивание учащихся Подведение  итогов урока Домашнее задание Дома выполните, пожалуйста, творческое задание:  составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте  загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ. Записывают  домашнее задание