Хороший рабочий урок для учеников 9 классов. Ориентирован на среднего ученика. Можно использовать во время предметной недели. Весь урок дети будут обращаться к фрагментам из художественной литературы,в течение урока проведут лабораторный опыт. В ходе урока дети повторяют знания о несолеобразующий оксидах.
соединения углерода.doc
Урок по теме «Кислородные соединения углерода»
Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода;
рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с
использованием литературных произведений.
Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций,
работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет
Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из
литературных произведений.
Характеристика
этапа
Организационный
момент
Проверка знаний
учащихся в виде
тестирования.
Взаимопроверка в
парах
Формулировка
темы урока, его
цели
Актуализация
знаний учащихся:
игра «Верю – не
верю»
Деятельность учителя
Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть
вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже
узнают много нового и интересного. А как ваше
настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока
будет ещё более оптимистичным – его поднимут и
хорошие оценки, и новые знания.
Выберите из предложенных утверждений только те,
которые справедливы:
I вариант для алмаза
II вариант – для графита
1. Прозрачный, бесцветный.
2. Очень твердый.
3. Ковалентная неполярная связь.
4. Не проводит электрический ток.
5. Используют как добавку в смазке.
6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим
блеском.
7. Электропроводен.
8. Атомная кристаллическая решетка.
9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие
пластинки.
10. При обычных условиях химически инертен, при
высокой температуре становится активным.
I вариант – 1,2,3,4,8,10
II вариант – 3,5,6,7,8,9,10
Сегодня вы познакомитесь с кислородными
соединениями углерода, которые указаны на схеме
№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV),
угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел,
известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)
Верите ли вы что:
угарный газ очень ядовит, так как, попадая при
дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином,
лишая тем самым возможности гемоглобин переносить
кислород; (Да)
угарный газ образуется при полном сгорании топлива;
Деятельность
учеников
Слушают учителя,
настраиваются на
работу.
Выполняют работу
на отдельных
листах
Учащиеся работают
со схемой № 1.
Учащиеся отвечают
на вопросы и
обосновывают свое
мнение Работа с текстами
художественных
произведений
№ 1 и № 2
Физические
свойства оксидов
углерода
CO2
– это типичный кислотный оксид:
(Нет)
угарный газ используется в металлургии при выплавке
чугуна; (Да)
взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)
углекислый газ используют для изготовления шипучих
напитков и для получения соды (Да)
У вас на партах лежат листы с текстами из
литературных произведений, в которых говорится о
соединениях углерода и к которым мы будем
обращаться в течение урока.
Углерод образует 2 оксида СО (оксид
углерода II) и СО2 ( оксид углерода IV), и, чтобы
узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1
и 2.
« Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите
немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы
увидели, что комнату освещает только тусклое
синее пламя, мерцающее в маленькой медной
жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло
страшным ядовитым чадом, от которого мы
задыхались и кашляли.»
(А. Конан Дойл «Случай с переводчиком»)
« Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в
Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек
войдет и ходит, а собака или кролик погибают
через несколько минут.
Почему?
Из вулканической трещины выделяется
углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха,
то остается внизу. Человеческая голова выше
этой зоны. Собачья нет…»
( В. Короткевич. «Черный замок Ольшанский».)
На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим
материалом. Вы должны найти информацию и
заполнить таблицу.
Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по
воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на
молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль
Свойства
Оксид
углерода (II)
Формула
Агрегатное состояние
Плотность по воздуху
Газ
0,97
Оксид
углерода
(IV)
Газ
1,5
Цвет
Вкус
Запах
Бесцветный
Бесцветный
Нет
Нет
Нет
Нет
Учащиеся читают
тексты и говорят
тривиальные
названия оксидов
углерода
Учащиеся ищут
информацию и
заполняют таблицу Химические
свойства оксида
углерода (II)
Химические
свойства оксида
углерода (IV)
Работа с текстом
№ 3
Токсичность
Очень
ядовит
Не токсичен
Характер оксида
Несолеобраз
Кислотный
ующий
Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим
оксидам. Почему?
А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2
Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 +
3СО = 2Fе + 3СО2
Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид
углерода (IV)?
Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:
А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота
Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3
В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О –
качеств реакция (Выполнение опыта)
В романе А. Конан Дойла «Маракотова
бездна» есть эпизод, когда исследователи морских
глубин терпят катастрофу и их батискаф
остается на дне океана: «Воздух был тяжелый,
спертый. Он так был пропитан углекислотой, что
живительная струя сжатого кислорода с трудом
выходила из баллона. Встав на диван, можно еще
было глотнуть чистого воздуха, но отравленная
зона поднималась все выше и выше.»
Из критической ситуации исследователей
Учся отвечают на
вопрос
Записывают
уравнения реакций
Учся отвечают, что
это кислотный
оксид
Учся записывают
уравнения реакций
Учся работают с
текстом № 3
выручили подводные жители, обитатели
затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый
привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я
начал понимать, что в этом не было ничего
сверхъестественного, ничего противоречащего
законам природы: один из ящичков был,
несомненно, оригинальным источником свежего
воздуха, а другой – поглотителем продуктов
дыхания.»
Предложите возможный поглотитель углекислого
газа, исходя из его кислотной природы.
Именно гидроксид кальция был применен в
кислородных аппаратах закрытого типа, используемых
альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того,
изолирующие противогазы пожарных, шахтеров,
военных обязательно имеют поглотитель для
отработанных продуктов дыхания.
Окислительно восстановительные:
А) взаимодействие с углеродом: С + СО2 = 2СО
Б) горение магния: 2Мg + СО2 = 2 МgО + С
(Видеоопыт)
« …а я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз
Высказывают свои
предположения
Учся записывают
уравнения реакций
Читают текст № 4
Окислительно –
восстановительны
е свойства
углекислого газа
Работа с текстом № 4
Сообщение
учащегося о
действии
угарного газа
Работа с текстом
№ 5
Соли угольной
кислоты
Работа с текстом
№ 6
Работа с текстом
№ 7
Иванович, чтобы не забывали печей топить, да
трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю,
есть такие неряхи, что печку истопить истопят,
а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда
ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице
угарно бывает, голова у людей болит, в глазах
зелено, даже и совсем от угара помереть можно».
(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
О каком веществе идет речь?
О действии угарного газа на организм человека нам
сообщит учащийся _________.
Вернемся к тексту № 5.
« Я… понимаю, что это обыкновенные камни,
причудливо обработанные ветром и газированной
водой.
Почему газированной?
А как прикажете называть эту замерзшую воду с
углекислым газом?»
(Б. Штерн. «Недостающее звено».)
Следующее соединение углерода – это угольная
кислота. Давайте вместе дадим характеристику
угольной кислоты
Соли угольной кислоты. Угольная кислота
образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые
– гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы
только соли калия, натрия и аммония.
Обратите внимание на нижнюю часть
изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем
похожи карбонаты
А теперь прочитайте текст № 6
« …притащили.. изрядную груду известняка,
весьма распространенной горной породы… Из этих
камней, рассыпавшихся при прокаливании их на
огне, получалась жирная негашенная известь,
которая сильно вспучивалась и бурлила при
гашении, известь такая же чистая, как та, что
получается при обжигании мрамора и мела.»
(Ж. Верн. «Таинственный остров»)
Ответьте на вопрос: изза чего Известняк получил свое
название? СаСО3 = СаО + CO2 ↑
Внимательно прослушайте отрывок из романа Г. Р.
Хаггарда «Клеопатра» (текст № 7)
«…она вынула уха одну из огромных жемчужин и
…опустила жемчужину в уксус. Наступило
молчание, потрясенные гости, замерев,
наблюдали, как несравненная жемчужина
Отвечают на вопрос
Слушают
сообщение
Учащиеся работают
с текстом и
характеризуют
угольную кту
Заполняют
пропуски в тексте
Отвечают на вопрос
Работают с текстом
№ 6
Отвечают на вопрос
и записывают уре
Работают с текстом
№ 7 Отвечают на вопрос
Выполняют ЛР и
записывают
уравнение реакции
Работают с текстом
№ 8
Лабораторный
опыт
Работа с текстом
№ 8
медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от
нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра
подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и
выпила весь до последней капли.»
… Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра
смогла выпить « крепкий уксус»?
Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением
углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела,
известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с
соляной кислотой. Почему происходит вскипание?
Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение
этой реакции (задание 7).
СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2
Такую операцию проводят геологи, когда находят и
исследуют минералы. Это качественная реакция на соли
угольной кислоты.
↑
Кислые соли, как правило, растворимы в воде.
Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и
обратно играют огромную роль в формировании облика
нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий,
создает подземные дворцы в толщах карбонатных
пород. (Читают текст 8).
В земной коре в разных частях света есть
бездонные пещеры – своеобразные черные дыры,
происхождение которых овеяно легендами и
преданиями. Решающую роль в появлении этих
пещер играет углекислый газ, который
извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки
дождевой воды попадают на пласты известняка
карбоната кальция и превращают его в
растворимый гидрокарбонат кальция, который
уносится подземными водами. Внутри подземных
известковых пластов образуются огромные
полости карстовые пещеры. В недрах Земли
грунтовые воды могут подвергаться нагреванию.
Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната
кальция начинает испаряться, а сама соль
разлагается с образованием кристаллов
нерастворимого карбоната кальция. Так природа
создает сталактиты и сталагмиты, похожие на
колонны сказочных дворцов.
Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает
её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках
чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает
временная и постоянная. О ней вы прочтете дома. Закрепление
знаний
Игра в «Крестики и нолики». Определить
выигрышные пути:
А) вещества, с которыми взаимодействует оксид
Учащиеся
выполняют задания
устно
углерода (IV):
HCl
H2O
O2
Ca
KOH
CaCO3
H2
ВаО
CuO
Б) вещества, имеющие одинаковое значение
степени окисления углерода:
СО
CO2
H2CO3
CH4
Na2CO3 Al4C3
CaC2
Na2CO3
C2H6
Оценивание учащихся
Подведение
итогов урока
Домашнее задание Дома выполните, пожалуйста, творческое задание:
составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте
загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ.
Записывают
домашнее задание
Кислородные соединения углерода
Кислородные соединения углерода
Кислородные соединения углерода
Кислородные соединения углерода
Кислородные соединения углерода
Кислородные соединения углерода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.