Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.
Цели урока: сформировать понятия «кислота», «кислородсодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
В результате учащиеся должны
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки аскорбиновой кислоты, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна- 8 класс,
раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карты по проведению опыта.
Кислоты.docx
УРОК ПО ТЕМЕ «КИСЛОТЫ» в 8 классе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.
Цели урока: сформировать понятия «кислота», «кислородсодержащие и бескислородные
кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди
других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая
правила безопасности.
В результате учащиеся должны
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия
кислот на индикаторы;
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ,
классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять
кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила
техники безопасности.
Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки
аскорбиновой кислоты, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина,
метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна 8 класс,
раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карты по проведению
опыта.
Ход урока
1. Организация класса и краткое повторение материала.
Приветствие класса, посадка на места.
? Вспомните как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания,
кислоты и соли). ? Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).
ПОКАЗЫВАЮ 23 карточки с формулами оксидов.
? Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).
? На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).
? Прочитайте и назовите каждый оксид. Слайд 2
ПОКАЗЫВАЮ 23 карточки с основаниями.
? Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).
? Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
? Прочитайте и дайте названия этим основаниям. Слайд 3
2. Вводный инструктаж.
А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс неорганических
соединений. Это – кислоты.
Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы вы должны знать что такое
кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь распознавать кислоты среди
других соединений, уметь определять заряды ионов кислотных остатков, уметь составлять
формулы кислот, используя таблицу растворимости, знать правила техники безопасности
при работе с кислотами.
Материал по данной теме мы будем изучать по плану, который имеется у вас на партах:
1) распознавание кислот с помощью индикаторов;
2) определение понятия «кислоты», их состав;
3) классификация кислот;
4) представители кислот.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки белых таблеток (аскорбиновая кислота).
Попробуйте их на вкус.
? Каков вкус выданного вам вещества? (кислый) ? Почему оно кислое на вкус? (содержит кислоту)
? Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а
также нескольких органических кислот: молочной (содержится в простокваше), лимонной,
яблочной, щавелевой, уксусной и др. Увеличение кислотности пищи, питья вызывает
неприятные ощущения, которые как бы предупреждают об опасности. Многие из вас
испытали на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы.
Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не
следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют
специальные веществауказатели
? Как они называются? (Индикаторами).
Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски
индикаторов в кислотных средах.
Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и
реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники
безопасности (они то же есть в инструкции).
Итак, приступаем.
3. Лабораторный опыт.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 810 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие
фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности: Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или
отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1). Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.
2). Смочите соляной кислотой (HCl) из 1ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты
наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте
стеклянной палочкой.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте
стеклянной палочкой.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3). Повторите опыты, описанные выше в пункте 2), используя две другие пробирки с
лимонной кислотой.
Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты
(HCl) Окраска индикатора в лимонной кислоте
Лакмусовая бумажка Желтая
Фенолфталеин Бесцветная
Метилоранж Оранжевая
Обсуждение результатов и формулировка выводов:
? Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?
(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют
свой цвет одинаково;
а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано?
Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.
4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы по учебнику.
ПОКАЗЫВАЮ 3 карточки с неорганическими кислотами (HCl, H2 SO4,
H3 PO4).
? Прочитайте формулы кислот.
? Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски
индикаторов, связаны с элементом водородом.
? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).
Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком. ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее,
– соляная кислота.
Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха,
концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции:
уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и
помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только
мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную
кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так
как сок начнет переваривать стенки самого желудка.
ПОКАЗЫВАЮ другие бескислородные кислоты: HF, HBr, HI, H2 S и прошу учащихся
назвать эти кислоты.
Название кислородных кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.
Например:
ПОКАЗЫВАЮ H2 SO4 и H2 SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой
больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше
кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).
Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо
поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота
требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не
наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к
ожогам рук, глаз и лица.
На сколько опасны и на сколько важны кислоты послушайте небольшие сообщения в
стихах, которые в Интернете нашли ваши одноклассники.
1ый учащийся:
С жалобой многие обращались, что при общении с ней обжигались.
Ест она кожу, глаза и ткани, губит металл, разрушает здания.
Мрамор, гранит украшают строения, их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает, если в избытке в нем пребывает. Зубы крошатся, ожоги на коже… на преступление это похоже.
Если вдруг дождик кислотный прольется, многим тогда от нее достается:
Травы пожухнут, лес высыхает, рыба в озерах порой исчезает.
Губит природу, и, без сомненья, это тяжелое преступление.
Надо сказать, что особенно скверная концентрированная кислота серная.
Если она гдето прольется, лишь чернота вокруг остается.
Она королевой себя считает, такие поступки себе позволяет!
Если пролил кислоту на одежду, сам виноват, потому что – невежда,
Свойства кислот не учил ты прежде, и результат – дыра на одежде.
2ой учащийся:
Я расскажу вам о пользе кислот:
Если ты проглотил аскорбинку, твой организм получил витаминку,
Она закрывает болезням врата – аскорбиновая кислота!
Вы простудились – болит голова, вас аспирин выручает всегда.
Ну и, бесспорно, полезен лимон, кислотой лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит. Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота, в яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложке пейте, вы обязательно похудеете.
Уксус столовый на кухне хранится – для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает, быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива содержат кислоты – это не диво. Есть в муравьях и крапиве невинная, с пользой для нас кислота муравьиная.
Жжет она кожу, но есть в ней и прок – ваш ревматизм она вылечит в срок.
3ий учащийся:
Думаю, что не приукрашу, если хвалить буду я простоквашу.
Есть в ней молочная кислота – молодость ваша и красота.
Аминокислот в организме целые полки, соединяясь они образуют белки.
А без белков нет ни мышц, ни кожи. Скажите, на что мы будем похожи?!
Вам известно уже, наверное, очень важная кислота серная.
Без нее ни одно производство, верьте не верьте, не обойдется.
Без кислоты не было б толку: при производстве красок и лаков,
Нефть очищает прекрасно от шлаков,
Аккумуляторы автомобилей без кислоты нам бы не прослужили.
Стоит совет всем хороший дать: свойства кислот продолжать изучать!
Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами.
Итогом урока является таблица, которая находится на доске и на партах. Вы должны ее
переписать и заполнить пустые колонки, используя материал сегодняшнего урока.
Формулы кислот Название кислот Кислотный остаток и заряд его иона
HCl
HNO3
HNO2
H2S H2SO4
H2SO3
H3PO4
5. Закрепление изученного материала:
1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось
название индикатора.
KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2.
б л о а в г к м и у е с д
2) Игра «Третий лишний»
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl H2SO4 H3 PO4
H2SO3 H2SiO3 H3PO4
3) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и
кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
1я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3;
2я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.
4) Даны кислотные остатки:
Fˉ ; ClO4ˉ ; SiO3²ˉ. Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя
признаки классификации.
6. Домашнее задание:
§ 20, № 3,4 на с.74.
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
"Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.