Классификация дефектов рельсов 6-я группа

  • pptx
  • 23.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классификация дефектов рельсов 6-я группа.pptx

Классификация дефектов рельсов.
шестая группа

Преподаватель ЮУрУЦПК Головчик Юрий Александрович

Презентация для профессиональной подготовки операторов дефектоскопных тележек

2024

Классификация дефектов рельсов

Трещины и выколы в подошве из-за нарушения технологии изготовления рельсов.

В стыке
Вне стыка

60.1
60.2

60.1-2

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В процессе изготовления рельсов из-за недостатков или нарушения технологии производства на их подошве могут образоваться дефекты (показан стрелкой) в виде волосовин, закатов и другие, которые в процессе эксплуатации могут привести к образованию трещин, а затем к выколу части подошвы или излому рельса (дефект 70.1-2).

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рельс с трещиной является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления.
Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов.

Классификация дефектов рельсов

Местные выработки или местная коррозия подошвы рельса в местах контакта с элементами скреплений из-за нарушений норм текущего содержания пути.

В стыке
Вне стыка

64.1
64.2

64.1-2

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Местные выработки или местная коррозия подошвы рельсов в местах контакта подошвы с ребордами подкладок, упорными скобами, клеммами, костылями в результате износа и (или) коррозии.
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ 
Внешний осмотр, проверка жесткой линейкой, штангенциркулем с глубиномером. Дефектоскопирование для того, чтобы убедиться в отсутствии трещин в подошве рельса.  
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 
Рельсы с местными выработками сбоку или сверху подошвы глубиной более 5,0 мм в местах её контакта с элементами скрепления считаются дефектными (ДР) и подлежат замене в плановом порядке.
Рельсы типа Р50 с глубиной выработки более 6,0 мм заменяют в первоочередном порядке, до их замены скорость движения по ним устанавливают не более 40 км/ч.

Классификация дефектов рельсов

По дефектным рельсам типов Р65 и Р75 в зависимости от глубины выработки h скорость движения поездов до плановой замены не должна превышать:
120 км/ч при 5,0 < hи ≤ 6,0 мм,
100 км/ч при 6,0 < hи ≤ 7,0 мм,
70 км/ч при 7,0 < hи ≤ 8,0 мм и ЗПП,
25 км/ч при 8,0 < hи.
Рельсы типов Р75 и Р65 с глубиной выработки более 7,0 мм заменяют в первоочередном порядке. 
При местной (неравномерной) коррозии подошвы у её края:
на глубину более 5,0 мм для рельсов типа Р75,
более 4,0 мм для рельсов типа Р65,
более 3,0 мм для рельсов типа Р50
рельсы считаются дефектными (ДР) и подлежат замене в плановом порядке.

Классификация дефектов рельсов

До проведения плановой замены дефектных рельсов в зависимости от глубины местной коррозии hк от кромки подошвы скорость движения поездов по ним не должна превышать:
100 км/ч при 5,0 < hк ≤ 6,0 мм для рельсов типа Р75,
при 4,0 < hк ≤ 5,0 мм для рельсов типа Р65,
при 3,0 < hк ≤ 4,0 мм для рельсов типа Р50,
70 км/ч при 6,0 < hк ≤ 8,0 мм для рельсов типа Р75,
при 5,0 < hк ≤ 7,0 мм для рельсов типа Р65,
при 4,0 < hк ≤ 6,0 мм для рельсов типа Р50.
Рельсы, у которых местная коррозия от кромки подошвы имеет глубину:
более 8,0 мм для рельсов типа Р75,
более 7,0 мм для рельсов типа Р65,
более 6,0 мм для рельсов типа Р50,
считаются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления.
В случае обнаружения поперечной трещины от коррозии края подошвы рельсы считаются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления.

Классификация дефектов рельсов

Трещины и выколы в подошве из-за ударов и других механических повреждений.

В стыке
Вне стыка

65.1
65.2

65.1-2

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Вследствие механических повреждений подошвы возникает концентрация напряжений, что может привести к образованию трещин в подошве, выколу части подошвы или излому рельса.

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ 
Внешний осмотр, дефектоскопирование.
 
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 
Рельс с трещиной в подошве является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления.

Классификация дефектов рельсов

Трещины в подошве в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, а также поперечные усталостные трещины из-за поджогов в местах контакта с прижимными электродами - губками контактной сварочной машины, приведшие к отказу рельса после пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном стыке

66.3
66.4

66.3-4

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Наличие непроваров, трещин и других дефектов из-за нарушения режима сварки могут привести к образованию поперечных трещин в подошве в зоне сварного стыка. Причиной зарождения усталостных трещин в подошве на расстоянии 600 мм (симметрично по 300 мм по обе стороны от сварного стыка) могут являться поджоги от воздействия электрической дуги, возникающей при плохом контакте между поверхностью подошвы и прижимными губками сварочной машины. При своем развитии трещина может привести к полному излому рельса (дефект 76.3-4)
 СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ 
Внешний осмотр. Контроль сварных стыков в соответствии с Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути.
Для выявления трещин от поджогов от губок рельсосварочной машины зона сканирования перьев подошвы рельса при контроле должна составлять ±300 мм от сварного шва.
 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 
Рельс с трещиной в подошве является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления.
Информировать предприятие, произведшее сварку рельса, о факте возникновения дефекта и условиях эксплуатации рельса.

Классификация дефектов рельсов

Трещины в подошве в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, а также поперечные усталостные трещины из-за поджогов в местах контакта с прижимными электродами - губками контактной сварочной машины, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном стыке

67.3
67.4

67.3-4

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Наличие непроваров, трещин и других дефектов из-за нарушения режима сварки могут привести к образованию поперечных трещин в подошве в зоне сварного стыка. Причиной зарождения усталостных трещин в подошве на расстоянии 600 мм (симметрично по 300 мм по обе стороны от сварного стыка) могут являться поджоги от воздействия электрической дуги, возникающей при плохом контакте между поверхностью подошвы и прижимными губками сварочной машины. При своем развитии трещина может привести к полному излому рельса (дефект 77.3-4)
 СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ 
Внешний осмотр. Контроль сварных стыков в соответствии с Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в путии Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути.
Для выявления трещин от поджогов от губок рельсосварочной машины зона сканирования перьев подошвы рельса при контроле должна составлять ±300 мм от сварного шва.
 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 
Рельс с трещиной в подошве является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления.
Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию предприятию, производившему сварку рельса.

Классификация дефектов рельсов

Поперечные коррозионно-усталостные трещины в подошве рельса.

В стыке
Вне стыка

69.1
69.2

69.1-2

Классификация дефектов рельсов

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В результате коррозионной усталости, возникающей при длительном увлажнении нижней поверхности подошвы в зоне контакта с подрельсовой прокладкой в сочетании с высоким уровнем рабочих напряжений от изгиба и кручения, а также высоким уровнем растягивающих остаточных напряжений в подошве рельса образуются поперечные трещины коррозионной усталости. Форма трещин – полукруглая, глубина от 1,0 до 10,0 мм. При своём развитии после достижения критического размера трещина может привести к полному излому рельса (дефект 79.1-2).
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
Дефектоскопирование.
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рельс с поперечной коррозионно-усталостной трещиной в подошве является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления.
Необходима более тщательная проверка других рельсов на данном участке.

Спасибо за внимание