Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития.
Оценка 4.9

Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития.

Оценка 4.9
docx
23.03.2022
Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития.
Дети с ОВЗ.docx

ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития.

 

Глоссарий

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Аномалия (дефект, патология) – отклонения в развитии

Лицо с ограниченными возможностями здоровья  ОВЗ)- лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и  медико-социальной  экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально - волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение  умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

Сложный недостаток (комбинированный) - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке

Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке  физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Особые образовательные потребности (ООП) – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Их типы:

III типа          для детей с дефектами слуха

IIIIY типа       для детей с дефектами зрения

Y типа               для детей с нарушением речи

YI типа     для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

YII типа    для детей с задержкой психического развития

YIII типа  для детей с   интеллектуальной недостаточностью

 

Причины патологии развития

(эндогенные)

Эндогенные (внутренние), генетически обусловленные причины нарушения развития онтогенеза)

Генетическая (наследственная) патология – это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, их мутации.

Диагнозы: синдром Дауна, олигофрения, микрофтальм (структурное изменение газа), аплазия (недоразвитие внутреннего уха), миопатия (нарушение обмена веществ в мышечной ткани)

 

Причины нарушений развития

(экзогенные)

Экзогенные (внешние) обусловленные факторами внешней среды причины недоразвития

Пренальный внутриутробный период - токсикозы, интоксикации (алкогольные, никотиновые,, наркотические, лекарственные ); физические психические травмы;  переохлаждение., хронические и инфекционные заболевания матери,  характер питания  матери, резус несовместимость или групповая несовместимость  крови матери и плода, влияние лучевой энергии, травмы плода. .

Натальный (природовой) период – родовые травмы, асфиксия.

Постнатальный период - нейроинфекции, соматические заболевания , черепно-мозговые травмы. характер питания младенца.

 

Социальные причины аномального развития

(объективные)

v Социально-экономическая ситуация в стране: войны, экономические кризисы, политические реформы

v Стрессовые факторы, обусловленные профессиональной деятельностью: ненормированный рабочий день, профессии  родителей ребенка, связанные с повышенным риском для жизни или высоким уровнем эмоционального выгорания.

v Специфика взаимоотношений в родительской семье: семьи с нарушенной структурой, дисфункциональные семьи .

 

Депривация –

как фактор аномального развития личности

Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека.

v Сенсорная депривация – лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов и различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.)

v Эмоциональная депривация–лишение ребенка теплой эмоциональной связи с близкими людьми или разрыв уже существующей связи. Обусловлена дисфункциональным поведением родителей и проявляется в дефиците или переизбытке общения, его формальном характере, неравномерности, а также конфликтности отношений в семье.

v Социальная депривация – лишение ребенка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей.

v Когнитивная депривация – перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочивания и смысла.

 

Понятие «нормы» и «аномалии»

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо.

Виды норм:

v Предметная норма – соответствие уровня сформированности  компетенций, предусмотренных ФГОС  в соответствии с возрастным периодом.

v Социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития, уровня социализации и социальной адаптации.

v Индивидуальная норма – особенности индивидуального  развития и саморазвития личности ребенка

v Норма психического развития – уровень развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка

v Психологическая норма - междисциплинарное понятие, позволяющее  дать комплексную характеристику  развития личности ребенка

 

Классификация детей с ОВЗ

 по характеру дизонтогенеза
( автор  В.В.Лебединский

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Дефект - физический или психический недостаток, вызываю­щий нарушение нормального развития ребенка.

Первичные нарушения (дефект) - вытекают из биологического характера дефекта (нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов; органические поражения мозга и т. д)

Вторичные нарушения (дефект) – нарушения, возникающие опосредовано в процессе аномального развития

Параметры  дизонтогенеза

1.     Время, чем ране произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития.

2.     Функциональная локализация нарушения позволяет выделить общий и частный дефекты.

3.     Соотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта, вторичные возникают опосредованно в процессе аномального развития

4.     Нарушение межфункционального взаимодействия.

 

Общее стойкое недоразвитие

Общее стойкое недоразвитие является следствием органического поражения центральной нервной системы, которое возникает в результате наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних стадиях онтогенеза

Диагнозы:

Олигофрения (греч. oligos – малый + phren - ум) вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры головного мозга) (аменция).

Виды олигофрении:

Идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость

Имбецильность – глубокая умственная отсталость

Дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость

 

Задержанное развитие

Задержка психического развития (ЗПР) - пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, (т.е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой), проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Диагнозы:

ЗПР конституционального генеза (происхождения): наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм (гармонический или дисгармонический);

 ЗПР психогенного генеза (происхождения) связывается с неблагоприятными усло­виями воспитания, ограничивающими либо искажающими сти­муляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка.

ЗПР соматогенного генеза (происхождения) - данный тип ЗПР обусловлен хрониче­скими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка;

ЗПР церебрально-органического генеза (происхождения) - тип ЗПР, обусловленный очаговыми нарушениями мозговых структур вызывающими нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

 

Поврежденное развитие

Поврежденное развитие - тип дизонтогенеза, в этиологии которого существенную роль играют наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза.

Диагноз:

Деменция – (от лат .dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений головного мозга. У дементных детей, в отличии от олигофренов, наступлению нарушений в деятельности мозга предшествует период нормального развития.

 

Дефицитарное развитие

Дефицитарное развитие – тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата)

Диагнозы:

Слепота – наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля  зрения, или нарушения других зрительных функций

Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения.

Классификация: слепые , ослепшие, слабовидящие

.Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное

Классификация: глухие, тугоухие, позднооглохшие.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

 

Искаженное развитие

Искаженное развитие - тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, характерным примером которого является ранний детский аутизм.

Диагнозы:

Аутизм (детский) — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, отсутствием потребности в общении, расстройствами речи и моторики, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

 

Дисгармоничное развитие

Дисгармоничное развитие - тип дизонтогенеза, при котором наблюдается врожденное либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере.

Диагнозы:

Психопатия – врожденная или приобретенная в раннем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгармоническому формированию характера и нарушению социальной адаптации

Виды психопатий:

v Дисгармонический психический  инфантилизм – незрелость психики в результате ЗПР по типу неустойчивой и возбудимой личности; по типу астероидной личности, по типу псевдологической личности (склонностью к фантазированию

v .Конституциональная ядерная психопатия на основе наследственной предрасположенности) по типу: гипертимной и циклоидной личности, психастенической личности ,аутичной  шизоидной личности.

v Органическая психопатия  на основе повреждения подкорковых структур головного мозга по типу безтормозной личности, возбудимой личности с патологией влечений (дромомания, пиромания, клептомания, сексуальные перверсии

 

Вы готовы правильно ответить  на следующие вопросы?

v Все ли дети, относящиеся к данной категории, смогут обучаться в соответствии с ФГОСом? Если нет,  то почему?

v Какие особые  образовательные потребности характерны для некоторых из них, и почему для их удовлетворения необходимо  создать специальные образовательные условия!

v Что такое «инклюзивное образование, и кто из специалистов должен обеспечить сопровождение данной категории воспитанников в процессе их образования?

v Должен ли специалист учреждения образования или социальной защиты знать особенности  обучения, воспитания и развития этих детей в рамках внедрения ФГОСов?

 

Не смогут обучаться в соответствии с ФГОСами следующие категория детей в ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ):

v Дети с нарушением сенсорной сферы: глухие,  оглохшие слабослышащие; слепые, ослепшие, слабовидящие.

v Дети с  речевыми нарушениями по типу общего недоразвития речи  (ОНР), и фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН).

v Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

v Дети с нарушением интеллектуальной сферы: умственно- отсталые, с задержкой психического развития.

v Дети с начальными проявлениями психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия, аутизм.

v Дети с хроническими соматическими заболеваниями.

v Дети с  тяжелыми аномалиями развития.

 

Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ООП, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ИОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования

 

Их обучение возможно по специальным федеральным государственным образовательным стандартам  (СФГОС)  в форме:

 

Мэйнстриминга, предполагающего, что дети с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а их обучение осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам.

Дифференцированного обучения в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Дифференцированного интегрированного обучения детей данной категории  в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Дифференцированного обучения на дому– обучение ребенка с ОВЗ осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей данной категории

.Дистанционное обучение детей - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дифференцированное инклюзивное обучение, когда дети в ОВЗ, имеющие особые образовательные потребности, удовлетворяют их в специальных  образовательных условиях, созданных в базовых муниципальных образовательных учреждениях системы инклюзивного образования.

 

Документы, регламентирующие

 организацию учебного процесса детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для  детей с ОВЗ предполагает создание адаптированных учебных планов, индивидуально-ориентированных общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ, организацию занятий со специалистами коррекционно-педагогического профиля.

Индивидуальный учебный план – утвержденный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными федеральными требованиями план освоения лицом с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, включающий сроки и график обучения для данного лица, а также условия аттестации

Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития)документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения им образования и – в конечном итоге, максимальной  социальной адаптации

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении - система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

 

Должен ли специалисты знать особенности обучения, воспитания и развития детей всех категорий в рамках внедрения ФГОСов и СФГОСов?

Согласно «Положения о муниципальном  образовательном учреждении,

организующем инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» в  штатное расписание Базового муниципального образовательного учреждения вводятся дополнительные ставки :

v педагогических  работников (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя – дефектологи);

v  медицинских  работников (врач, медицинская сестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК и др.)

 

При этом в инклюзивном образовании детей с ОВЗ разного возраста выявляются актуальные проблемы:

v выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;

v создания безбарьерной среды обитания;

v обязательная профессиональная переподготовка учителей,

v формирование  у всех участников образовательного сообщества позитивного общественного мнения и толерантного отношения к детям с ОВЗ и их родителям;

v создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;

v совершенствование  технологий обучения, воспитания, социализации, социальной адаптации, реабилитации, коррекции и компенсации детей с ОВЗ;

v разработка технологий психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе не только детей, но и взрослых специалистов, родителей, администрации;

v необходимость разработки и адаптации учебно-методических пособий для детей с сенсорными и двигательными нарушениями, когнитивными дефицитами.

v вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.

 

Какие технологии желательно использовать в процессе взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ

Игротерапия – метод коррекции, использующий  разного рода игры с целью создания  наиболее благополучных  условия для личностного роста ребенка, изменения его  отношение к своему "Я", повышения уровня самопринятия

Методы арттерапии -  метод построен на использовании искусства как символической деятельности

v Изотерапия предполагает задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д.

v Музыкотерапия метод, использующий музыку в качестве средства коррекции негативных эмоциональных состояний.

v Танцевальная терапия – метод, способствующий развитию осознания собственного тела, созданию  его позитивного образа, развитию навыков общения, исследованию чувств и приобретению группового опыта взаимодействия..

Куклотерапия как метод, основан на процессе идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрункой

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на воспитанника с помощью специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Логотерапия - это метод предполагающий разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний

Психодрама, или драмтерапия - это использование кукольной драматизации для "проигрывая" конфликтные и значимые для воспитанника ситуаций, позволяющих ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств воспитанника, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у него, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчество

Моритатерапия – метод, позволяющий ставить  ребенка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих

Гештальттерапия.- метод индивидуальной работы, позволяющий в процессе беседы по душам преобразовать его рассказ в действие Поведенческая психотерапия - это систематическое устранение страхов, вредных привычек, не одобряемого поведения отдельных детей.

 

Возможно ли успешное обучение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях реформирования системы образования?

Это невозможно – сказала Причина.

Это безрассудство – заметил Опыт.

Это бесполезно – отрезала Гордыня.

 Попробуйте – шепнула Мечта.

 

Какая категория детей, обучаясь в массовой школе по ФГОС, будет нуждаться в постоянном квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении?

Категории детей, нуждающиеся с психолого-педагогическом сопровождении в условиях массовой школы

v Дети с девиантным поведением: антисоциальным, асоциальным,  аутодеструктивным.

v Дети с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности: запущенные как субъекты учебной деятельности, как субъекты самосознания, как субъекты общения, и как личности, имеющие индивидуальные типологические особенности.

v Одаренные дети.

v Дети с высоким уровнем школьной и социальной дезадаптации.

v Дети с нарушениями эмоциональной сферы: психопатии, неврозы,  акцентуации характера, склонные к патологическим реакциям и патологическому формированию личности.


 

ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития

ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения воспитания и развития

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения…

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения…

Социально-экономическая ситуация в стране : войны, экономические кризисы, политические реформы v

Социально-экономическая ситуация в стране : войны, экономические кризисы, политические реформы v

Классификация детей с ОВЗ по характеру дизонтогенеза ( автор

Классификация детей с ОВЗ по характеру дизонтогенеза ( автор

Диагнозы: ЗПР конституционального генеза (происхождения): наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм (гармонический или дисгармонический);

Диагнозы: ЗПР конституционального генеза (происхождения): наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм (гармонический или дисгармонический);

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей)

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей)

Какие особые образовательные потребности характерны для некоторых из них, и почему для их удовлетворения необходимо создать специальные образовательные условия! v

Какие особые образовательные потребности характерны для некоторых из них, и почему для их удовлетворения необходимо создать специальные образовательные условия! v

Мэйнстриминга, предполагающего, что дети с

Мэйнстриминга, предполагающего, что дети с

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с

Какие технологии желательно использовать в процессе взаимодействия с детьми, имеющими

Какие технологии желательно использовать в процессе взаимодействия с детьми, имеющими

Это невозможно – сказала Причина

Это невозможно – сказала Причина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022