Оставим итальянцам
Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.
Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
Придётся одолеть преграды и пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога…
Обдумать надо смысл и лишь потом писать! Принципы классицизма проявились в трагедиях Корнеля и Расина
5 урок Классицизм в архитектуре Западной Европы.doc
Урок 5 Классицизм в архитектуре Западной Европы
План:
1.Опрос домашнего задания (описание скульптуры Л.Бернини и картины
П.Рубенса)
2.Черты классицизма в архитектуре
3. Представители классицизма в архитектуре
4.Описание Версальского дворца
Тщательно изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи
классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека
является только РАЗУМ.
…Оставим итальянцам
Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.
Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
Придётся одолеть преграды и пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога…
Обдумать надо смысл и лишь потом писать!
(поэт Н.Буало)
Принципы классицизма проявились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях
Мольера и сатирах Лафонтена, музыке люли и живописи Пуссена,
архитектуре и убранстве дворцов Лондона и Парижа…
Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры,
ориентированных на лучшие достижения античной культуры:
Греческая ордерная система,
строгая симметрия,
чёткая соразмерность частей композиции,
подчинение общему замыслу
простые и ясные формы
спокойная гармония пропорций
прямые линии
ненавязчивый декор
г. Версаль – королевский дворец, место встречи французской аристократии
грандиозный архитектурный ансамбль, в котором воплотилась идея времени –
идея безграничности абсолютной власти.
Общая площадь 100 га земли. За короткое время (1666 – 1680) были
превращены в райский уголок. В создании Версаля участвовали зодчие Луи
Лево (1612 – 1670), Жюль Ардуэн Мансар (1646 – 1708), Андре Ленотр (1613
– 1700).
Центром Версаля является дворец, к которому ведут 3 сходящихся лучами
подъездных проспекта. Расположен на возвышенности и занимает господствующее положение над местностью. Особую торжественность дворцу
придают его центральная часть и боковые ризалиты. В здании 3 этажа: нижний
– роль массивного основания, оформлен рустом ( по образцу итал. Дворцов –
палаццо эпохи Возрождения), второй – самый большой, заполнен высокими
арочными окнами, между которыми располагаются ионические колонны и
пилястры, верхний ярус – укорочен и завершается скульптурными группами,
придающими зданию особую торжественность, лёгкость пропорций. Ритм
окон, пилястр и колонн на фасаде подчеркивает его строгость и уничтожает
однообразие внешней отделки.
Дворец окружает парк (создатель Андре Ленотр). Создателю удалось связать
воедино элементы архитектуры и садово – паркового искусства. Версальский
парк поражает четкость и рациональной организацией пространства, его
рисунок точно выведен архитектором с помощью циркуля и линейки.
Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них
завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют четкую геометрическую
форму. Кусты и деревья подстрижены в форме куба, конуса, цилиндра или
шара. Зелень образует то сплошные, непроницаемые стены, то широкие
галереи, в искусственных нишах которых расставлены скульптурные
композиции, гермы (четырехгранные столбы, увенчанные головой или бюстом)
и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды.
Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами,
призвана прославить царствование абсолютного монарха. «Король – солнце»
представал в них то в облике бога Аполлона, то Нептуна, выезжавшего из
воды на колеснице или отдыхающего среди нимф в прохладном гроте.
Ровные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми красками в причудливым
орнаментов из цветов. В вазах ( ок 150 тыс) стояли живые цветы, которые
меняли таким образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время
года. Дорожки парка посыпаны цветным песком некоторые выстилали
сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и
пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона,
распространявшиеся из теплиц.
Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой,
Ленотр и Жан Люли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не могла. Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы В. Гюго
Интерьеры дворца оформлены в барочном стиле: скульптурные украшения,
богатые декоры в виде позолоченной лепки и резьбы, множество зеркал и
изысканной мебели. Стены и потолки покрыты цветными мраморными
плитами с четкими геометрическими рисунками:
квадратами,
прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на
мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные
бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши.
Около 700 залов, которые предназначены для прохождения церемониальных
шествий.
Зеркальный зал (длина 73 м) – самый большой, здесь устраивались пышные
балы и празднества. Окнам на одной стороне соответствовали зеркала на
другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал
создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную
игру отражений:
«В большой галерее зажигались 1000 огней, и они отражались в зеркалах,
покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем;
красота и величие блистали, точно во сне или в заколдованном царстве».
Зал Меркурия – спальня короля расположена в центральной части дворца и
обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался
вид на сходящиеся в одной точке три магистрали, что символически
напоминало о главном средоточии власти.
Дома: черты классицизма в архитектуре
Версальский дворец
В.И.Баженов (Пашков дом)
В.И.Баженов (ансамбль в Царицыно г. Москва)
М.Ф.Казаков (здание Сената в Моск Кремле)
Д. Трезины (здание Двенадцати коллегий)
И. Коробов (адмиралтество)
А. Воронихин (Казанский собор)
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.