МБОУ – ООШ № 13 п. Черёмухи
Открытый
классный час в 5 классе
Классный руководитель
Мулява Н.Б.
2019 – 2020 учебный год
Цели классного часа:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.;
рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;
способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны;
воспитание сознательной любви к Родине, уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, чувства гордости к прошлому своего Отечества;
довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;
побуждать учащихся к более подробному изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;
прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне;
формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
Задачи проведения классного часа:
Образовательные:
Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.
Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
Формировать умения и навыки поиска нужной информации
Развивающие:
Развивать любознательность, расширять кругозор учащихся, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.
Развивать у учащихся способность сопереживать другим людям.
Воспитательные:
Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны.
Формирование гражданского самосознания у молодого поколения.
Воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у обучающихся на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.
О результативности подготовки и проведения классного часа с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах, посвященных 75-летию Великой Победы.
Ожидаемые результаты проведения классного часа ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, песни «Священная война», «День Победы», фонограмма взрывов, презентация.
Ход классного часа:
Слайд 1.Звучит песня «День Победы»
-Добрый день уважаемые коллеги, добрый день ребята! Посмотрите в окно. Как ярко светит сегодня солнышко. У нас замечательное настроение.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, а с чем связана эта песня? (С Днем Победы.)
- Кто знает, когда отмечает наша страна праздник День Победы?(9мая) Слайд 2
-А как вы думаете, должны мы помнить об этом дне? Почему?(Мы живем в мирное время).
- Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война?(75)
- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. В 2020 году 9 мая наша страна будет отмечать 75 лет со Дня Победы. Слайд 3
- Ребята, а что такое День Победы?
Ученик: Что такое День
Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
1. Это песни за столом,
2. Это речи и беседы,
3. Это дедушкин альбом.
4. Это фрукты и конфеты,
5. Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это
значит – нет войны.(вместе)
Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне, как вы думаете ребята?
(Ответы детей:
1)Потому что беспокоимся о будущем.
2) Потому что мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь.
3)Потому что война – самое страшное событие в жизни людей.
4) Потому что война несёт с собой боль, жестокость и разрушение.
5) Потому что война – это страдание многих людей и в первую очередь детей.
6) Потому что в этой войне погибали не только взрослые, погибали дети, немцы никого не щадили).Всё правильно ребята! Слайд 4
Ребята, так какая тема нашего классного часа? (Дети называют тему:«Детство, опалённое войной»)Слайд 5. Сегодня ребята мы поговорим о таких же, как вы детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны стали в шеренги бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Слайд 6
На сцене –три девочки и один мальчик в военной форме.
Учитель: В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Слайд 7.Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. Слайд 8.
Под песню «Вставай страна огромная…» А. Александрова
1 девочка:
Когда грозой военной небосклон объят,
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье…
2 девочка:
Оборванного мишку утешала
Девчушечка в разрушенной избе.
Девочка:
Не плачь, не плачь. Сама не доедала,
Полсухаря оставила тебе.
3 девочка(под фонограмму взрывов снарядов):
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с небом черная земля.
Девочка (мишке):
Была семья. Был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете – ты и я.
4 мальчик:
А за деревней рощица дымится,
Горит всепоглощающим огнем.
Война вокруг летает злою птицей,
Нежданная беда пришла в их дом.
Девочка:
Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу.
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу.
За то, что наши сосенки горят.
1 девочка:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка…
Девочка:
Ой, Мишка, как же страшно мне!
2 девочка:
Молчание. Ни голоса не слышно.
3 девочка:Победу нынче празднует страна.
4 мальчик:
А сколько их – девчонок и мальчишек –
Осиротила подлая война!
Мелодия «Поклонимся великим тем годам»
1 девочка:
Тогда нам было мало лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.
2 девочка:
Кто был ребенком в ту войну,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
3 девочка:
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в надежный тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
4 мальчик:
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была еда,
И не всегда была вода,
И как отец его тогда за счастье воевал…
Под слова «Поклонимся великим тем годам» мальчик преклоняет колено, девочки склоняют головы.(Через минуту уходят)
Учитель: Ребята, мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Они собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными, выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил днем и ночью работали в цехах заводов и на колхозных поляхСлайд 9.Самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. Так они помогали фронту и приближали победу. Слайд 10. Многие дети остались на захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом. Дети воевали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Сценка
Учитель: Ребят, которых война застала в деревне воевали наравне со взрослыми в партизанских отрядах, становились сынами и дочерьми полков.
Надя.Васятка, старайся, пиши, выводи палочки, крючочки!
Васятка. Ну вот, опять привязалась со своими буквами. Чтобы в разведку ходить буквы писать не обязательно.
Надя. Война-то пройдёт, а ты будешь неграмотным! Стыдно! Не ленись, пиши!
(Голос за кадром)
Надежа, Васятка, к командиру.
Надя. Товарищ командир отряда, партизанка Надежда Богданова по вашему приказанию явилась.
Васятка. Товарищ командир, партизан Богданов готов выполнить любое поручение.
Командир. Здравствуйте, ребятишки. Дело вам предстоит трудное и опасное. Пойдете в тыл к фашистам. Надо разведать, как идут поезда на станции Тихоново, сколько в них вагонов, какая охрана. Одевайтесь нищими, так вы не привлечете к себе внимание. Скоро наступление и ваши сведения очень важны для партизанского отряда.
Надя. Товарищ командир, а можно мы в корзинке листовки спрячем, нашим раздадим, ведь они ждут!
Васятка. А мне бы гранату-лимонку, товарищ командир. Вот я им покажу, фашистам-то!
Командир. Нет! Пойдете без оружия. Ваше задание все хорошенько узнать. Будьте осторожней.
Учитель: Ребята ушли. Целых два дня не было от них вестей. А потом прибежал Васятка. Он принёс записку от Нади Богдановой с точными данными о работе железнодорожной станции. Но девочка не вернулась. Предатель узнал в ней свою маленькую соседку и рассказал фашистам о маленькой партизанке. Немцы схватили Надю, били её, пытали, стараясь выведать всё о партизанском отряде. Но девочка не произнесла ни слова. Тогда фашистский офицер велел расстрелять юную героиню.
Сообщение Р. Усманова о Наде Богдановой. Слайд 11.
Надежда Александровна Кравцова (Богданова, прозвище Лазурчик) родилась в Белорусской ССР 28 декабря 1931 года. С началом Великой Отечественной войны детский дом, в котором жила Надя, эвакуировали из Белоруссии в Киргизию. Надежда Богданова и ещё несколько ребят сошли c поезда, чтобы пойти на фронт. Дети гуляли по захваченному немцами городу и хотели взорвать склад с боеприпасами, вскоре нашли взрывчатку, но она взорвалась, и все дети, кроме Нади, погибли. Выжила только Надя. Осенью 1941 года Надя Богданова была принята в партизанский отряд 2-й Белорусской бригады «Путивльский», где стала самой юной разведчицей страны.
Ее дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, все запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. Первый раз ее схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красные флаги в оккупированном врагом Витебске. Первое знамя они подняли на железнодорожном вокзале, второе — на здании ремесленного училища и третье — на заброшенной папиросной фабрике. После выполнения задания на рассвете разведчики вышли на дорогу, где фашисты их догнали, обыскали и нашли у них папиросы, которые они взяли на фабрике для партизан. В штабе их допрашивал начальник районной жандармерии, приставив детей к стенке и стреляя над их головами. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у нее уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надя изнеможённая направилась в сторону леса, где её нашли партизаны. С тех пор отряд долгое время не позволял ей самостоятельно выполнять задания.
В 1942 году Наде с командиром разведки Ферапонтом Слесаренко необходимо было провести разведку в селе Балбеки на предмет наличия замаскированных огневых точек, караулов, минных полей. Надя прикинулась попрошайкой и ходила по деревне, наблюдая за всем. Потом отряд совершил нападение на деревню и в этом бою Слесаренко ранило в руку, он потерял сознание. Надя и раненный Слесаренко пытались уйти в отряд, но в глубоких сугробах Слесаренко потерял много крови и изнемог. Он приказал Наде оставить его и отправиться в отряд за помощью. Подложив под командира еловых веток, Надя отправилась в отряд.До отряда было примерно 10 километров. Ночью по сугробам в мороз добраться туда быстро оказалось сложно. Пройдя около трёх километров, Надя забрела в небольшой хуторок. Возле одного из домов, где ужинали полицейские, стояла лошадь с санями. Подкравшись к дому, Надя села в сани и вернулась к раненному Слесаренко. Взобравшись в сани, они вместе вернулись в отряд. В феврале 1942 (или 1943) года Надя участвовала в минировании мост а в Карасево, но не успела отойти. Когда девочка заминировала его и начала возвращаться в отряд, ее остановили полицаи. Надя стала прикидываться нищенкой, тогда они обыскали её и нашли в мешке кусок взрывчатки. Надю стали допрашивать, в этот момент раздался взрыв, и мост прямо на глазах у полицаев взлетел на воздух.
Полицаи поняли, что это Надя заминировала его, и, связав, положили в сани и повезли в гестапо. Там её долго пытали, выжигали на спине звезду, обливали на морозе ледяной водой, бросали на раскалённую печь. Не добившись от неё сведений, фашисты выбросили истерзанную окровавленную девочку на мороз, решив, что она не выживет. Надю подобрали жители села Заналючки, которые выходили и вылечили её. Участвовать на войне Надя уже не могла, поскольку после пыток она практически потеряла зрение. После войны в Одессе академик В.П. Филатов вернул Наде зрение. Вернувшись в Витебск, Надя устроилась работать на завод. О том, что она воевала с фашистами, Надя долгое время никому не рассказывала. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - ее командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненному, спасла жизнь.
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награжденная орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями. Имя Нади Богдановой занесено в Книгу почёта Белорусской республиканской пионерской организации имени В. И. Ленина.
Всю жизнь Надежда прожила в Витебске. Вырастила 1 родного и 7-х приёмных детей. С конца 1970-х вела активную переписку с пионерами многих городов: Братска, Новополоцка, города Ленинска (ныне Байконур), а также с краеведами, которым помогала восстановить события, произошедшие в Белорусской ССР в годы войны. Умерла Надежда Богданова 21 августа 1991 года.
Учитель: Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами на нашей земле.Сейчас они нам известны как Пионеры герои. Пионеров – героев было очень много, но мы поговорим о тех детях, которым было присвоено звание Герой Советского Союза. Слайд 12 (читать)
Вспомним всех поимённо
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это надо – живым!
Слайд 13,14,15 Звучит песня о Пионерах – героях.
Задание: Ребята, у Вас на столах лежат лепестки ромашки и листочек с вопросами. Ответьте на вопросы и ответы запишите на лепестках:
1) Записать качества человека, которыми он должен обладать, чтобы совершить настоящий подвиг.
2) Написать имена и фамилии известных Вам людей, которые совершили какой – либо известный подвиг. (Составляют ромашку)
Учитель: Сегодня, мы вспоминали детей, опалённых войной. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины. Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей. В годы войны погибло свыше 25 миллионов советских людей. Это значит – 30 убитых на каждые 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Если бы в честь каждого погибшего объявляли минуту молчания, мы простояли бы 40 лет.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда!
Помните!
Почтим память погибших в той страшной войне минутой молчания.Слайд 16
Слышен метроном. Минута молчания
Благодаря подвигам этих детей, ребята, мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…. И пока люди помнят об их героических подвигах, эти дети продолжают жить.
Все ярче звезды, небо голубей,
Но отчего – то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
ВОВ затронула каждую семью. Наверное, нет ни одной семьи, которой не коснулось пламя войны. Ребята, к сожалению, в нашем посёлке на сегодняшний день не осталось в живых ни одного ни участника войны, ни ветерана. Но в память о них у нас в школьном дворе есть мемориал, поэтому мы храним эту святую память о них и передаем её следующим поколениям.
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим! Возложение цветов
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Ребята, а сейчас я предлагаю Вам создать Парк Мира. (Украшение доски)
Ребята, сегодня мы учились беззаветной любви к Родине, смелости, мужеству, стойкости на примере ваших сверстников. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сыновей и дочерей России. И среди них ваши ровесники. И пусть каждый из вас ребята задаст себе вопрос: «А я бы смог поступить так?» - и ответив самому себе искренне и честно, подумает как надо сегодня жить и учиться чтобы быть достойным памяти героев той страшной войны.
1. Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
2. Чтоб не плакал никто, не болел,
3. Только б хор наш ребячий звенел
4. Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте, чтобы все научились.
5. Чтоб забыла планета Земля
Вместе: Что такое вражда и война. Слайд 17
Песня «Пусть всегда будет Солнце» Слайд 18
Ребята создают Парк Мира.
Отвечают на вопросы и ответы пишут на лепестках ромашки:
1) Записать качества человека, которыми он должен обладать, чтобы совершить настоящий подвиг.
2) Написать имена и фамилии известных Вам людей, которые совершили какой – либо известный подвиг.
Парк Мира создан, ребята исполняют песню «Пусть всегда будет Солнце».
Рисунки учащихся.
Возложение цветов к Мемориалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.