Родительское собрание « Готовность ребенка к школе».
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Анкета для родителей 1.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”.
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?__________________________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?_________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?__________________________________________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?_________________________________________________________________
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе? ____________________________________________________________________________
Анкета 2.
«Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)
ФИО (ребёнка)
Год рождения ребёнка Возраст
1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
В 6 лет, потому что
-друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче освоиться в школе уже в привычной компании;
- ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в детском саду уже известен ребёнку;
- интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребёнку исполнится 7 лет;
- ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу;
-другие причины (укажите какие)
В 7 лет, потому что
-в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
-в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
-в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учёба;
-другие причины (укажите какие)
2. Выберете, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению (можно выбрать несколько пунктов)?
-здоровье, физическая выносливость;
-умение общаться со сверстниками;
-умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;
- умение читать;
- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
- другое (укажите что)
3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?
4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?
-да
-нет, т.к. (укажите причины)
5.Что повлияло на ваш выбор школы для ребёнка:
-специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)
-применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа России» и т.п.)
-рекомендации знакомых;
-другие причины (укажите какие)
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;
--да
-нет, т.к. (укажите причины)
6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его готовности к обучению в школе?
--да
-нет, т.к. (укажите причины)
7.Считаете ли вы, что ваша семья была материально готова к поступлению ребёнка в школу?
-да; - нет; - не задумывались над этом
8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых школьных принадлежностей
-да; - нет; - не задумывались над этом
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?
-да; - нет; - не задумывались над этом
10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?
-да; - нет; - не задумывались над этом
11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
-да; - нет; - не задумывались над этом
12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
--да - не задумывались над этом - нет, т.к. (укажите причины
13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?
-да - не задумывались над этом - нет, т.к. (укажите причины)
Не секрет, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие. С наступлением осени, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:
Когда начинать готовить к школе?
Кто должен это делать?
Чему учить ребенка до школы?
Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.
Самое главное - не впадать в крайности.
Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.
Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада
Чтобы ответить на ваши вопросы, я предлагаю вам пройти небольшой тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Проведение теста.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Результаты тестирования:
· до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
· 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
· 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
· 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
· 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
· 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
· 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
· 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе. Образно, портфель ребенка, в который, как мы с вами видим на экране входит несколько понятий:
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.
Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
- желание учиться
- способность управлять своим поведением
- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период
Другими словами, составляющие психологической готовности
· личностно-социальная готовность
· интеллектуальная готовность
· мотивационная готовность
· эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность включает в себя:
· Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
· Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
· Желание узнавать новое, любознательность.
· Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
· Развитие внимания, памяти.
К 6 – 7 годам ребёнок должен знать:
1. свой адрес и название города, в котором он живёт;
2. название страны и её столицы;
3. имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
4. времена года, их последовательность и основные признаки;
5. названия месяцев, дней недели;
6. основные виды деревьев и цветов;
7. домашних и диких животных.
Мотивационная готовность:
· Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
· Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
· Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
· Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?
Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе:
· Потребность в общении.
· Умение подчиняться правилам и интересам группы.
· Способность устанавливать отношения с другими детьми.
· Способность действовать совместно с другими детьми.
Волевая готовность, умение сдерживать и контролировать поведение
· Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
· Умение ориентироваться на заданную систему требований.
· Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность, понимается как:
· Способность управлять своими эмоциями и поведением.
· Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
· Стремление преодолевать трудности.
· Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:
· играть и общаться с другими ребятами;
· быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
· общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
· доброжелательность и отсутствие агрессивности.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физическая готовность:
· Состояние здоровья, общее физическое развитие.
· Развитие анализаторных систем.
· Развитие мелких групп мышц.
· Координация движений в соответствии с возрастной нормой
· Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.