Классный час для учащихся 3-го класса на тему:
«Мой путь к доброте».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. Формировать умение совместно работать в группе;
4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
1. запись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
2. минусовка песни «Если добрый ты»,
3. карта путешествия,
4. мультимедийный проектор,
5. презентация,
6. компьютер.
(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).
Ход занятия
Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
- Как вы думаете, чему же будет посвящен воспитательный час? (Доброте)
- Тема классного часа «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)
ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ (СЛАЙД 2)
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- С чем вы сравниваете слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие.
А чтобы нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер) Слайд 4
- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути?
(Остров пословиц) Слайд 5.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
СЛАЙД 6
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго |
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н. |
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен |
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У. |
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф. |
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп |
А сейчас игра «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в «Город вежливости» (Слайд 8).
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
- А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и бабушки и дедушки.
СЦЕНКА
«ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа
АВТОР: День прошедший догорает.
Вечер тихий наступает.
Только слышно там и тут
Птички весело поют.
Солнце яркое устало,
Поработало немало.
И теперь спешит опять
Поскорей умчаться спать.
На крыльце сидит старушка,
Перед ней лежит игрушка.
За игрушкой внук стоит
И старушке говорит.
ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,
А теперь и сам жалею.
И зачем я только дал?
Всю машину он сломал.
И теперь стоит, смеется,
Да еще не сознается.
Говорит, была такая,
Будто я его не знаю.
Не прощу ему я это.
Ты мне только посоветуй,
Что мне делать? Как мне быть?
Как Сергею отомстить?
АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Говорит ему
БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.
Я ведь, знаешь, плохо вижу.
Сядь со мною на крылечко
Успокой свое сердечко.
Мы сейчас поговорим,
Как Сергею отомстим.
Помнишь, я тебе, мой милый,
Об Иисусе говорила?
Как Он по земле ходил,
Как Он грешников любил.
Как, горя святой любовью,
Он больным давал здоровье.
Как несчастных утешал,
Как обиды всем прощал.
И слова его звучали,
Чтобы мы врагов прощали,
Чтобы как друзей любили,
Чтоб добром за зло платили.
Хочешь ты, как Он любить?
На Него похожим быть?
АВТОР: Внук кивает
ПЕТЯ: Да, конечно.
АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,
А потом сказал, робея
ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?
АВТОР: Молвит бабушка тогда
БАБУШКА: И учил Христос всегда,
Если враг голоден твой,
Накорми его, родной.
Если враг твой хочет пить,
Постарайся напоить.
АВТОР: Петя молча это слушал.
Молча пил и молча кушал.
И потом , в постели лежа,
Долго думал о Сереже.
А на утро, встал с постели,
Только петухи пропели.
Солнце красное встает,
Петя завтракать идет.
Он в веселом настроенье
Молока попил с печеньем.
Что-то думает, сидит
И на бабушку глядит.
Кто-то бабушку позвал,
Внук со стула сразу встал.
Быстро принял он решенье.
Положил в карман печенье,
Взял он кружку с молоком
И во двор бежит бегом.
Как чудесно солнце греет!
Увидал Он там Сергея.
И кричит ему
ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей!
Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.
АВТОР: Подошел Сергей к порогу.
На Петра глядит с тревогой.
Тот с приветливым лицом
Держит кружку с молоком.
Говорит ему
ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?
АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал
СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…
АВТОР: Петя смотри с сожаленьем
Ах, как жалко!
И с волненьем говорит
ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?
Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!
АВТОР: И Сергею прямо в рот
Кружку с молоком сует.
А Сергей стоит невесел,
Низко голову повесил.
Прямо под ноги глядит
И тихонько говорит.
СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?
Мы ее сейчас починим.
АВТОР: Помолчал, потом сказал
СЕРГЕЙ: Это я ее сломал
Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 11).
Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады)
(При нажатии на мышь, на слайде 11 появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
- Добравшись до «Доброй земли» вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
ДОБРОТА, ЧТО ДЕРЕВО:РАСТЕТ, ЦВЕТЕТ.
ГОВОРЯТ ДЕТИ
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
СЛАЙД 12
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Давайте подарим частичку нашей доброты гостям(дети дарят сердечки).
Литература:
1. Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/
2. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
3. «Сборник загадок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.