Классный час "Делай людям добро"

  • docx
  • 26.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час «Делай людям добро и тебе воздастся»..docx

Урок доброты на тему: «Делай людям добро и тебе воздастся». 3-4 класс

Цели: Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.

           Расширить знания школьников  с ОВЗ о вежливых и добрых поступках.

           Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

          Оборудование: ноутбук, интерактивная доска SMART, презентация, карточки для работы в парах с пословицами, карточки для работы в группах, листы для самооценки.

 

Этапы кл.часа                                                               

Время

 

1.Вступление. Сообщение темы занятия.

 

4мин

 

2. Работа с пословицами.

 

5мин

 

3. Толкование слов.

4.Работа с заповедями.

 

3мин

 

2мин

 

5.Физминутка

 

1мин

 

6.Работа в группах.

 

16 мин

 

7.Рефлексия.

 

5мин

 

8.Самооценка.

 

3мин

 

9.Итог

 

1 мин

 

 

1.Вступление. Сообщение темы занятия.

 Здравствуйте, ребята.

-Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот. 
Разве любы нам хмурые лица, 
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь. 
Подарите улыбки друг другу.

-Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о понятиях вам хорошо знакомых. Природа наградила человека великими, блистательными добродетелями. В каждом из нас есть маленькое солнце-это положительные качества человека. О каком важном качестве человека мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

-Его не скушаешь, но вкус его сладок!

Его не видишь, но вид его приятен!

Оно может быть близко, если ты веришь в это!

Оно рядом, но его не потрогаешь.(добро)

-Если вам трудно, то я помогу. Доскажите слово в пословице:

Не хвались серебром, а хвались … (добром)

-Значит, о каком лучике солнца мы будем говорить?

-Правильно, о доброте.

                -Прочитайте тему классного часа на слайде («Делай людям добро и тебе воздастся».)

                -Что значит воздастся? (вернётся)

-Деньги можно занять и вернуть, вещь какую-нибудь, что-то материальное возвращается, а как это добро может вернуться?

-Что значит для вас добро, доброта?

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.

 2. Работа с пословицами.

Не хвались серебром, а хвались … (добром)

-Как понять смысл этой пословицы?

   -Молодцы, а как понять следующую  пословицу: «Делать людям хорошо- хорошеть самому»?

-А какие вы знаете пословицы о доброте?

-Сейчас, я предлагаю вам поработать в парах.

Работа в парах ( ученики с ОВЗ сидят с учениками «сильными» по уровню развития)

Игра называется «Собери пословицу».

( пословицы напечатаны и разрезаны)

 

 

Задание: соединить пословицы по смыслу.

Доброе слово лечит,                       а худая бежит.

Добрая слава лежит,                     тому и жизнь мила

Добрым быть,                                  злое калечит.

Кто любит добрые дела,            добрым и слыть.

-Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

-Что значит слыть?(быть)

-Что значит жизнь мила? ( когда на душе хорошо)

--Как может злое слово покалечить? ( обидеть человека)

-Что значит добрая слава?  (когда человека в обществе хвалят за его работу, уважают)

-Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

3. Толкование слов.

      А сейчас давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем толкование слов доброта и милосердие. От какого слова образовалось слово доброта? (добро)

-Давайте обратимся к словарю.

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу: добрый поступок.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

-Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?

Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…

-А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…

 

4.Работа с заповедями.

- Как вы понимаете слова: «В основе человеческого существования, человеческой жизни лежит доброта»?

Согласитесь ли вы со мной, что жить достойно – значит жить по заповедям? Я думаю уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять). Вот некоторые из них, отвечающие сегодняшней теме:

      - Возлюби ближнего как самого себя.

- Почитай отца и мать.

- Не убий.

- Не укради.

- Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).

- Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)

     Какой вывод можно сделать, прочитав эти заповеди?

Вывод: итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг к другу.

     Ребята, вы встречались в своей жизни с добрыми поступками? Расскажите о них. (Рассказы детей).

5.Физминутка

Греет в холод доброта,
Словно солнце светит.
Будьте добрыми всегда,
Взрослые и дети!
От хороших добрых дел
Станет всем теплее,
Даже тех, кто неудел
Доброта согреет.

 

Если ты помог кому- то
Это значит - доброта
Нужно в трудную минуту
Слабым помогать всегда.
Если кто-то ошибется-
Помоги ему скорей.
Доброта к тебе вернется
Помощью других людей.

         6.Работа в группах.

В каждой группе ребенок с ОВЗ ( у меня их 4 человека и п.э. 4 группы,

для того, чтобы дети учились говорить, рассуждать, иметь своё мнение,

быть услышанным)

-У вас у каждого есть жетон определённого цвета, объединитесь в группы по цветам.

 

-Перед вами притча. Прочитайте её и ответьте на вопрос.

Задание для 1 группы:

-Почему учитель взял юношу в ученики?

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
—Зачем тебе это? — спросил мастер.
—Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
—Почему?
—Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
—Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.

Задание для 2 группы:

-Почему сестра решила вернуть бусы из бирюзы?

-Почему сестра заплакала?

-А как вы благодарите своих близких?

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…

Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.
Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:
— А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
— Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала:
— Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
— Держи! — сказал он девочке. — И неси осторожно!

Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.

— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.

Девушка заявила:
— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману. Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

Задание для 3 группы:

-Что имел в виду дедушка, когда сказал: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

 

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Задание для 4 группы:

-Почему доктор не взял денег со старушки?

-В чём мораль этой притчи?

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

— Сколько мне нужно заплатить за молоко?

— Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

— Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

-Проверка групп.

-Какой вывод можно сделать из этих притч?

-Носите в сердцах любовь и доброту и дарите её окружающим Вас людям.

Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если вы несёте в мир искренне добро и любовь, то вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир-это то, что у нас внутри, в сердце.  «Делай людям добро и тебе воздастся».

 

- Молодцы, вы хорошо поработали. Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.

-Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Алеша( ученик с ОВЗ)

     -Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно  неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

7.Рефлексия.

-Скажите, а вы как можете проявить свою доброту с окружающими вас людьми?

-Напишите, пожалуйста, на своих листках самооценки.

У каждого лист с самооценкой.

У детей с ОВЗ написано начало фразы. Задание для них- продолжить фразу.

Идя по улице с мамой, можно…..(помочь нести ей тяжелую сумку.)

Если в автобусе все места заняты и вошёл пожилой человек, то ….(надо уступить своё место.)

Когда уезжаешь куда-нибудь, то можно написать …(смс родителям, друзьям)

Нельзя обижать … (девочек и маленьких детей)

 

Не допускать грубых слов, а наоборот, говорить ….(добрые слова.)

Стараться  во всем помочь …(ближним.)

Быть …. (добрым и милосердным человеком!)

 

-Кто хочет поделиться своими высказываниями?

Детей с ОВЗ спрашиваю, если даже они не подняли руку.

- Леночка, а ты что написала?

-Молодцы.

8.Самооценка.

 

-А теперь я попрошу вас заполнить  лист самооценки «Мухомор»

 

1)Определение темы                                            2)Работа в парах

 

 


3)Работа со словарями                                                 4) Работа с заповедями

 

 

 


5) Работа в группах( с притчами)5

 

 

-Поставьте точку на каждой части круга. Оцените свою работу. Если вам все было понятно и вы себя оцениваете высоко, то поставьте точку ближе к центру круга. Если вы на данном этапе работали и затруднялись, то поставьте точку посередине круга. А если вам было трудно и многое не понятно, то поставьте точку ближе границе круга.

-А теперь кто хочет прокомментировать свою самооценку?

Ученик объясняет, где  он поставил точки и почему.

9.Итог

-Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом! Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

 Сколько добра вы сделаете в своей жизни, столько и вам вернется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы кл.часа                                                               

Время

 

1.Вступление. Сообщение темы занятия.

 

4мин

 

2. Работа с пословицами.

 

5мин

 

3. Толкование слов.

4.Работа с заповедями.

 

3мин

 

2мин

 

5.Физминутка

 

1мин

 

6.Работа в группах.

 

16 мин

 

7.Рефлексия.

 

5мин

 

8.Самооценка.

 

3мин

 

9.Итог

 

1 мин