Классный час
на тему:
«В каждом из нас живет Добро».
Хубар. 2021 г.
Пояснительная записка.
Одна из задач педагога правильно организовать деятельность учащихся. Формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, которая выступает и как критерий его нравственного развития.
На современном этапе нравственное воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и ученика по поводу самоопределения последнего в системе нравственных, культурных и социальных ценностей, которые определяют жизненный путь личности. Главная цель нравственного воспитания – педагогическая помощь учащимся, поддержка в реализации возможностей саморазвития, ценностном самоопределении, личностном росте. В психолого–педагогической литературе нередко подростковый период характеризуется как трудный, кризисный, переходный. Это период интенсивного социального и психологического развития, время сплошных противоречий: уже не ребенок, но еще и не взрослый. Разум, как и тело, теряет гибкость и ослабевает, если мы не заставляем наш мозг трудиться. Но постоянные перегрузки, избыток информации, которая преподносится в традиционной форме, приводят к перенапряжению, скуке, умственному застою. Данная форма работы помогает создать условия для интеллектуального развития подростков, расширять их кругозор, повышать общекультурный уровень, развивать эрудицию, логику, воображения.
В процессе проведения социально-значимого мероприятия «В каждом из нас живет Добро» учащиеся получают удовольствие от контактов с партнерами по группе, от демонстрации партнерами своих возможностей, возникает азарт ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.
Тематическое направление:
Духовно-нравственное, общекультурное воспитание обучающихся.
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время организация социально-значимой деятельности в образовательном процессе стала наиболее актуальной т.к. при этом у детей происходит формирование навыков творческой инициативы, ответственного поведения (помощь и поддержка различных групп людей), положительных ценностных ориентаций (милосердие, семья, Отечество, здоровье, ответственность, толерантность).
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 6-8 классы (возраст 13-15 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Воспитательное мероприятие относится к тематике духовно-нравственного и общекультурного воспитания обучающихся. Оно ориентировано на формирование у детей чувства доброты, коллективизма, умения делать свой выбор и совершать поступки, основываясь на нравственных ценностях. Мероприятие рекомендуется проводить с детьми 13-15 лет.
Целью данной разработки является использование элементов современных педагогических технологий на занятиях с детьми.
Воспитание подрастающего поколения волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает в переломные моменты истории, поскольку она связанна с новыми требованиями к человеку.
«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств также обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Можно с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает, целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Цели:
· Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
· Обобщение практического опыта по применению ИКТ во внеклассной работе.
· Развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков детей, выявление и поддержка одаренных детей.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения урока:
· Беседа;
Способы организации деятельности:
Условия для проведения:
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Умение оценивать действия людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему определенные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила хорошего плохого как источника добра и зла (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формировать тему и учебную задачу мероприятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы сверстников;
Коммуникативные УУД:
-Высказывать и аргументировать свою точку зрения, приводить; слушать следующих говорящих, принимать их точку зрения; уметь договариваться, совместно находить решения и компромиссы, работая в группе;
Познавательные УУД:
-добывать новые знания путем размышления и анализа, делать выводы на основе полученных знаний;
Оборудование:
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Воспитательное мероприятие было проведено в форме классного часа.
Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Материально - технические: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Информационные: пособия, литература, видеофильмы.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
В данной работе представлены стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта».
Методические рекомендации помогут учителю или воспитателю школы показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям, перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
Предложенная система заданий, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
Описание этапов подготовки мероприятия
Структура мероприятия:
1. Подготовительный этап.
Включает следующие моменты:
· Подготовка выставки «Доброта глазами детей!» (рисунки, поделки, стихи, сочинения);
· Подбор информационных материалов;
· Назначение участников и ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;
· Составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
· Подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у школьников появилось стремление познать больше, желание поучаствовать, выучить необходимые материалы.
2. Проведение мероприятия по плану.
Прежде всего, пришедшие на мероприятие школьники и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
Ребятам необходимо поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.
Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.
3.Окончание мероприятия.
В заключении классный руководитель поблагодарит всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложит ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
План проведения классного часа:
1. Оргмомент. (1 мин)
2. Основная часть:
А) вступительное слово учителя (2 мин)
Б) сценка по притче «Ключ врага милосердного» (7мин)
В) групповая работа (составление проектов) (10мин)
Г) притча о Добре и Зле. (5 мин)
Д) игра с психологом - тренинг «избавление от недостатков».. (7мин)
Е) игра «Сказки» (2мин)
Ж) Правила доброты (4 мин)
3. Итог занятия (1-2 мин)
4. Рефлексия (3 мин)
5. Домашнее задание (1-2 мин)
Ход классного часа:
Оргмомент.
Здравствуйте, мои дорогие! Очень рада вас видеть! На улице пасмурно, но, как мы знаем, от улыбки хмурый день светлей. Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.
Основная часть:
Учитель:
«Добро и зло творить всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда, добро творить трудней».
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе? Какова цель разговора? Ваши предположения верны. Мы будем говорить о добре. Но точную формулировку темы мы попробуем озвучить в конце кл. часа.
Мы часто слышим слова «добро», «доброта». Что означает это слово? (высказывание детей). Давайте запишем на доске слово «Добро» и слова – ассоциации.
Милосердие, сопереживание, благотворительность, сочувствие. Значит, добро -все хорошее, доброе, красивое.
- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
Дети показывают сценку по притче о случае в пустыне «Ключ врага милосердного» (7-8 мин)
Вопросы к притче.
1. Почему араб проявил сострадание к своему врагу?
2. Как бы вы поступили на месте старика? На месте молодого араба?
3. Нужны ли милосердие и сострадание сегодня?
4. Как вы поняли конец притчи?
Вам надо было дома ответить на вопрос «Как я понимаю слова творить добро?». Разбор домашних сочинений ребят (3 мин.) Работа в группах: (10 мин).
Учитель:
- Ребята, кто больше других нуждается в добром отношении, нашей поддержке?
В зависимости от ответов детей будут составляться проекты.
Группы по три человека составляют проекты по поддержке и помощи
-инвалидам;
-престарелым;
-детям – сиротам;
Проекты оценивают дети, побеждает группа, получившая большинство голосов.
Учитель:
- Добро подобно солнцу. У нас на доске солнце. Но оно без лучей. Вот у вас цветная бумага, ножницы, магнитики. Давайте подарим солнцу лучи. Вырежьте лучи и запишите на нем имя человека, которого вы считаете, безусловно, добрым человеком. (3мин)
Дети прикрепили лучи, на которых написано: мама, бабушка, учитель, подруга и т.д.
Учитель(7 мин):
-Видите, сколько добрых людей нас окружает? Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разноцветными, яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. И каждый человек – это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше и быть счастливым.
К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам. Но это не значит, что в нас нет добра. Послушайте притчу о Добре и Зле.
Читает ученица.
Учитель:
- Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце (рассказы детей).
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Мы знаем, что мировые религии, в том числе и ислам, придают большое значение поведению людей. Богоугодным считается помощь любому человеку, нуждающемуся в нем: врагу, иноверцу, и тем более другу или родному человеку.
Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которую проведет наш психолог.
Психолог проводит тренинг «избавление от недостатков».
Психолог:
-Возьмите листочки и запишите на нем ваши недостатки. Сложите листок пополам и разорвите на мелкие кусочки. Бросьте в раковину и откройте кран. Все. Вы избавились от негативного качества, который, по – вашему, был в вас. А теперь запишите ваши достоинства. Дома украсьте листок фломастерами и повесьте на видном месте. Это будут видеть ваши домашние, друзья, поэтому очень важно, чтобы они видели эти качества в вас, а не на листочке. Спасибо.
Учитель:
-Да, непросто, быть добрым человеком. Писатель Чингиз Айтматов говорил: «Добро не лежит на дороге, и его случайно не подберешь. Добру надо учиться и учиться всю жизнь». Да, этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. В них много примеров, которые учат добру, умению творить добрые дела. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
2) Игра «Сказка». (3мин)
Учитель:
- Я буду вам показывать сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина, Снежная Королева, Герда, Кай и т.д.). О добре написано много стихов, сложено пословиц и поговорок. Послушайте стихотворение о доброте.
Читает ученик.
Быть добрым
надо по привычке.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке.
Пусти
ее из клетки ввысь.
Мы с вами теперь знаем что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, и уважение. Все это и многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть в каждом из нас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?
(Можно составить совместно с учащимися, можно зачитать готовые)
Правила доброты:
-Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
-Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
-Делать добро для близких, друзей и даже для незнакомых.
-Не завидовать.
-Не вредничать.
-Помогать людям.
-Делиться последним с другом.
-Защищать слабого.
-Прощать ошибки другим.
-Не грубить.
Давайте зачитаем наши правила.
Карл Пеппер писал: «Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы».
5.Итог занятия:
- Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств). Делать добро очень приятно и радостно.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера»
Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше, чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в привычку.
Послушайте еще стихотворения о доброте. Их прочитают наши учащиеся:
(в приложении)
Учитель:
- Осталось у нас одно задание: сформулировать тему классного часа.
«В каждом из нас живет Добро»
Рефлексия: Закончите предложение:
- Быть добрым ….
Домашнее задание: написать синквейн к слову «Добро», «Доброта»
Приложения:
Приложение 1.
Как написать синквейн?
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
-Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Приложение 2.
Ключ врага милосердного.
"Караван шел по пустыне... Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией дорога... Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они смогут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца...
Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина... Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! По крайней мере, на пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы
туда, где из-под белого шелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
- Пить! - только и мог проговорить умиравший.
Старик посмотрел вслед каравану - он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток...другой.
Лицо умирающего оживилось.
- Ты из рода Оммиадов?
- Да... - ответил старик.
- Я угадал по знаку на руке твоей... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...
- В пустыне пред лицом Аллаха - мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...
Умиравший жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...
- Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
- А ты?
- Мне все равно жить осталось мало.
- Поедем вместе.
- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
- Араб колебался. Но он был молод, его ждали слава и любовь. Он молча сел... Остановился...
- У тебя есть родные?
- Никого! - отвечал старик.
- Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему вслед... Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились как храбрые воины... Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев. Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился...
- Что там? - указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного".
В.Немирович-Данченко
Приложение 3.
Притча о Добре и Зле.
«Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Приложение 4. (стихи к классному часу)
Есть у меня один вопрос.
Он мучает меня давно.
Кто знает – что же есть добро?
И победит ли зло оно?
Отца об этом я спросил.
Он, чуть подумав, мне ответил:
«Нам силы жить дает добро,
И неподвластно злу оно!»
К нам мама тихо подошла,
И с лаской в голосе сказала:
«Добро - есть сила, ты знай, сынок,
С ним ты не будешь одинок »
«Ищи ты в жизни доброты.
С ней будет жизнь твоя красна.
Доброта всегда красива!»,-
Еще добавила она.
Но как нам сделать, чтоб добро
Не покорилось б никому?
Чтоб люди в мире не страдали
И не ликовало б зло?
«Нам остается лишь сплотиться,
Чтоб править начало добро.
Если на зло добром ответить,
Станет мир добрей намного»
Так пусть же победит добро.
И слезы высохнут у мам.
Не будет пусть печали, слез,
И будет мир, как море грез.
Мечты пусть превратятся в явь,
Пусть будет ясным каждый день,
Не будет места для невзгод.
И счастье длится из года в год.
Друзья, давайте творить добро.
Оно способно мир спасти.
Друзья, давайте в мире жить.
Давайте в мир добро нести.
Добро шагает по планете.
Добро шагает по планете.
Трудна дорога у него.
То, падая, то спотыкаясь,
Оно вперед идет упрямо.
Добро шагает по планете,
Людям покой оно несет.
Сердцам черстветь не разрешает.
И жизнь людскую украшает.
Души спящие тревожа,
Вселяет в них оно надежды.
Добро – оно всегда на страже,
Оно не требует награды.
Оно не требует награды.
Оно – само для нас награда.
За наши страхи и тревоги,
Что нас встречают иногда.
Язык добра понятен всем,
Встречаться с ним всегда приятно.
Его с дороги не поднимешь,
Лишь в людях быть ему дано.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она нас дарит хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.