Классный час "Хочу-могу-надо"
Оценка 5

Классный час "Хочу-могу-надо"

Оценка 5
docx
01.06.2023
Классный час "Хочу-могу-надо"
Классный час был посвящён профессиональному самоопределению
ХОЧУ-МОГУ-НАДО.docx

Классный час «Хочу – Могу - Надо».

Цель: Закрепить знания учащихся о профессиональной сфере деятельности.

Задачи:

1. Образовательная:

1. Формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору.

2. Обобщить представления учащихся о значении труда в жизни.

2. Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.

2. Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.

3. Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную, слуховую память, произвольное внимание через выполнение заданий.

4. Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы в процессе беседы.

3. Воспитательная:

1.Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

2. Воспитывать  позитивное отношение к труду.

 

 

Оборудование: мультимедийная презентация, ручки, листы бумаги для заданий «Тестирование», «Самые нужные профессии», пазлы по теме «Профессии», атрибуты к сценке, стихи, циклосканворд «Ассоциация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД классного часа:

I. Организационный момент:    Слайд 2

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!!!

 

II. Введение в тему занятия:

Воспитатель: Ребята, я уверена, что тема сегодняшнего классного часа будет интересна и полезна вам. Но прежде, чем узнать тему, над которой мы будем работать, вы должны будете послушать ребят.

Выходят учащиеся

Чтец 1

Как часто, пестрою толпою окружен, ты мечешься, не ведая покоя.

Ты одинок, встревожен, оглушен, весь мир тебе вдруг кажется рекою.

 

Чтец 2

А ты в ней  - маленький, заблудший огонек, тебе пристать бы к берегу  родному.

Но вот проблема – кто б тебе помог узнать, способен к делу ты какому!

 

Чтец 3.

Так ты шагни навстречу тишине - и вмиг поймешь, как интересно в мире!

Профессий море значимых в судьбе, любую по душе ты подбери!

 

Чтец 4

И если каждый будет помнить на Земле,

Что в жизни все профессии важны,

Но  главное – держать себя в седле!

Здоровым быть для счастия страны!

 

Чтец 5

Ведь это  важно, кем ты станешь, друг-

Шахтером, музыкантом, журналистом…

Найди себя, послушай сердца стук.

Прочти свои заветнейшие мысли!

 

III. Сообщение темы.

 

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?  (о профессиях) Слайд 3

Педагог: Совершено, верно, ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях.

Учащийся:

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Педагог: А тема звучит так «Хочу – Могу - Надо»Слайд 4

(чтение темы слабыми учащимися)

IV. Работа по теме:

 

Педагог: Во все времена люди к своей работе, к труду относились по-разному. В первобытном обществе проблемы выбора профессии не было, так как человек сам умел делать для жизни всё необходимое: добывать огонь, пищу, защищаться от опасностей, изготавливать одежду.

С развитием человеческого общества постепенно происходило  разделение труда: сначала на земледелие и скотоводство, затем появились торговля и ремёсла. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.

 

Послушайте небольшую легенду.  Слайд 5

Автор: Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подносивших строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил:

1-й рабочий: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Автор: Второй молвил:

2-й рабочий: "Я обтёсываю и ношу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

Автор: А третий сказал с улыбкой: Слайд 5 +

3-й рабочий: "Я строю прекрасный собор".

Автор: Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

 

- Почему рабочие дали различные ответы? (ответы детей)

 

Педагог: Да, ребята, в ответах каждого рабочего прозвучало особое отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время Слайд 6 развития науки, техники, телевидения, компьютеров не все люди относятся к своей работе с любовью, получают от труда удовлетворение и радость; не каждый может испытывать любовь к своей профессии.

Главная причина кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

Пройдёт немного времени, и вам придётся выбирать в жизни свой путь. Очень важно не ошибиться в вашем выборе пути. От этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, круг общения,  интересы, счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

- Что же такое профессия?

 

Слайд 7 Перед вами 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

- Давайте, вспомним, что же такое:

- профессия?

- специальность?                                                               Ответы детей

- квалификация?

- должность?

 

- Как вы думаете, среди ваших ответов были правильные толкования?

 

Педагог: Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Слайд 7 + Профессия - это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

+ Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

+ Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

+ Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, ребята, многие из вас дали правильные определения всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.

 

Работа по группам «Самые нужные профессии». Слайд 8

 

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

 

Педагог: Верно, ребята, так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

 

1 ЗАДАНИЕ: Предлагаю вам составить списки профессий. Для этого разделимся на группы.

Слайд 9

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Третья группа - «Самые отважные профессии».

 

Павел Ш., Алина Г. собирают профессии. В конце занятия они расскажут: какую профессию они собрали, чем занимается человек данной профессии.

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

 

Педагог: Послушаем, что у вас получилось.

(Каждая из групп зачитывает списки).

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Вспомнили профессии, которые нас окружают.

А теперь следующее задание.

 

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, бармен, менеджер, модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, каменщик, штукатур-маляр, швея, плотник, столяр, повар, дворник, строитель, водитель, парикмахер, земледелец, животновод, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: спасатель МЧС, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

 

Перед вами «Циклосканворд «Ассоциация». Слайд 10

2 ЗАДАНИЕ: Вам нужно в каждый квадрат вписать слово, которое ассоциируется (т.е. связано) с четырьмя понятиями, расположенному по периметру квадрата.

Алина Г. и Павел Ш. получают задание: отгадать одну профессию.

(Учащиеся выполняют задание)

 

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

Павел Ш. и Алина Г. – проверка задания Слайд 11

 

- Каким одним словом можно объединить наши слова? (профессии)

 

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»  Слайд 12

 

1-й учащийся:

Жизнь игра, и все мы в ней актёры.

У каждого своя есть роль:

2-й учащийся:

Герой, преступник иль святой –

Решаем сами мы порой,

судьбу вершить, иль просто по теченью плыть,

вести или ведомым быть.

3-й учащийся:

Но каждый может изменить историю своей судьбы,

Осуществить свои мечты,

И выбрать верный путь.

 

Педагог: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.

 

- Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

 

Педагог: Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.

Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Перед тем как подумать над этим вопросом, давайте немного отдохнём.

 

Релаксация «Одинокий пастух». Слайд 13

 

«Формула профессии».  Слайд 14

 

Педагог: Итак, продолжаем классный час.

- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину?  Слайд 14 +++

(Площадь классной комнаты.)

- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему нашего занятия: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель вместо тире между словами ставит плюсы.) Слайд 14+

(Дети высказывают предположения.)

 

Педагог: Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Слайд 14++   («= осознанный выбор профессии»)

- Как объяснить эту формулу?

В этой формуле всего три величины: Слайд 15

ХОЧУ – МОГУ – НАДО  (повторить уч-ся)

- Что значит «хочу»?

Слайд 15+

«ХОЧУ» – желания, интересы, склонности личности;

Педагог: то есть это всё, что нам нравится, к чему лежит душа.

- Что значит «могу»?

Слайд 15+

«МОГУ» - человеческие возможности, способности;

Педагог: то есть это всё, что нам по силам, по способностям.

- Что значит «надо»?

Слайд 15+

«НАДО» - потребности рынка труда;

Педагог: то есть это всё, что нужно для общества, страны.

 

Педагог: Совершено, верно, ребята. Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

 

- Как вы думаете, что же такое «осознанный выбор»?

 (ответы детей)

 

Слайд 16   Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Согласитесь, что это счастье – когда способности и интересы, т.е. «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают.

Здесь можно вспомнить слова Слайд 17  Ивана Андреевича Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

 

- Как вы понимаете это высказывание?

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной)

 

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!» Слайд 18

 

Педагог: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы услышите это в исполнении ребят Анастасии Ш. и Сергея Б.

(К доске выходят ученики, произносят тексты.)

1-й учащийся. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

2-й учащийся. Хочу быть каменщиком, плотником, столяром, поваром. Могу стать поваром, плотником, столяром. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану хорошим столяром.

 

- Можно ли сказать, что ребята сделали осознанный выбор профессии? Почему?

 

Педагог: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? 

(ответы 1-2-х ребят) 

Антон Ш.: Хочу быть артистом, сварщиком, плотником, поваром. Могу стать поваром, плотником. Сейчас часто требуются на производство дверей плотники, стану плотником.

 

Педагог: Соотношение, ребята, между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

 

1-й учащийся.

Кем бы ни пришлось

По жизни стать вам:

Поваром, дояркой иль врачом

Вложи в профессию свою ты душу

И не жалей, конечно, ни о чем.

2-й учащийся.

С тобой удача в жизни пусть шагает –

Спортсменом иль шофером будешь ты –

Работа пусть приносить только радость

И в жизни будет больше доброты.

 

Тестирование «Геометрические фигуры»  Слайд 19

 

Педагог: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.

(Звучит музыка. Дети рисуют фигурки – 2 мин.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (воспитатель зачитывает).

Первый тип: 6-8 треугольников (поднимите руку) - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. (поднимите руку) Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. 

Третий тип: 4 треугольника. (поднимите руку)Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. 

Четвертый тип: 3 треугольника. (поднимите руку)Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. 

Пятый тип: 2 треугольника. (поднимите руку)Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. 

Шестой тип: 1 треугольник. (поднимите руку) Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. 

 

Педагог: Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

 

7. Упражнение «Трудоустройство» Слайд 20

 

Педагог: Давайте представим, что вы уже отучились, получили диплом.

-  Что вы будете делать дальше? Порядок ваших действий?

(искать вакансии, идти или звонить работодателю, пройти собеседование, если всё хорошо, заключить трудовой договор) Слайд 20

 

Педагог: Да, ребята, вы должны будете устроиться на работу. И здесь вы сталкиваетесь с таким понятиями как: вакансия, работодатель, трудовой договор. Знакомы ли вам эти слова?

 

Давайте вспомним:

- Что такое вакансия? (ответы детей)  Слайд 21 наличие незанятого рабочего места

- Кто такой работодатель?  (ответы детей)  + Тот, кто предоставляет работу

- Что такое трудовой договор?  (ответы детей)  +

соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. 

 

- А где можно узнать про вакансии? (СМИ, интернет, центр занятости) 

 

Педагог: Слайд 22 Сейчас я предлагаю вам пройти собеседование для устройства на работу. Давайте представим, что я являюсь работодателем, а кто-то из вас ищет работу. И вы пришли на собеседование. Во время собеседования будут задаваться вопросы, а вы должны отвечать на них. Понятно?

 

- Кто из вас желает попробовать?

Инсценирование:

РАБОТНИК: Здравствуйте! Я, Ф.И.О., хотел(а) бы работать на вашем производстве.

РАБОТОДАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я, директор Лариса Германовна. Проходите. Присаживайтесь. Сейчас я вам задам несколько вопросов.

ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ:

- Какую специальность вы получили?

- Что вы можете рассказать о себе?

- У вас есть опыт работы по вашей специальности?

- Чем именно вызвало у вас интерес наше производство?

- По каким критериям вы выбрали работу? (хочу-могу-надо)

- Почему мы должны взять вас на эту должность?

- Возникли ли у вас ко мне вопросы?

 

РАБОТОДАТЕЛЬ: Спасибо, Вы приняты. Идите в отдел кадров для составления трудового договора.

 

- Как вы думаете, легко ли пройти собеседования для устройства на работу?

(ответы детей)

Проверка индивидуальной работы Алины Г., Павла Ш.

Слайд 23

- Какую профессию ты собрал (а)?

- Чем занимается человек данной профессии.

 

 

Павел Ш.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

 

Алина Г.

Вот строителю — спецовка,

Белый для врача халат.

Обшиваю очень ловко

Я и взрослых, и ребят!

 

V. Итог занятия:

Наш классный час, ребята, подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Было ли полезен вам наш классный час? Чем?

 

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

Время летит очень быстро, а для наших выпускников оно практически пролетело и уже нужно думать о том, кем вы будете. Многие родители и мы, педагоги, думаем всегда: кем вы станете, какую профессию выберете? Вопрос этот очень сложный. И хочется, чтобы в этой жизни вы были людьми. Я надеюсь и верю в вас.  Слайд 24

 

Педагог читает стихотворение «На земле очень много профессий»:

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Слайд 25

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

И.Ф.уч-ся_________________

Циклосканворд на ассоциацию

 

кирпич

 

 

иголка

 

кладка

 

 

каменщик

 

 

шов

 

 

(….)

 

 

машинка

 

стройка

 

 

полотно

 

древесина

 

 

(…….)

 

 

рама

 

 

 

 

(……..)

 

 

картина

 

инструменты

 

 

кисть

 

кастрюля

 

 

(…..)

 

 

запах

 

 

 

 

(…..)

 

 

краски

 

 

колпак

 

 

валик

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час «Хочу – Могу - Надо»

Классный час «Хочу – Могу - Надо»

ХОД классного часа: I . Организационный момент:

ХОД классного часа: I . Организационный момент:

Учащийся: У меня растут года,

Учащийся: У меня растут года,

Пройдёт немного времени, и вам придётся выбирать в жизни свой путь

Пройдёт немного времени, и вам придётся выбирать в жизни свой путь

Педагог: Верно, ребята, так же и на рынке труда

Педагог: Верно, ребята, так же и на рынке труда

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ Павел Ш. и

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ Павел Ш. и

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину?

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину?

Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда он получает удовлетворение от работы,…

Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда он получает удовлетворение от работы,…

И в жизни будет больше доброты

И в жизни будет больше доброты

Педагог: Да, ребята, вы должны будете устроиться на работу

Педагог: Да, ребята, вы должны будете устроиться на работу

Чем занимается человек данной профессии

Чем занимается человек данной профессии

Приложение И.Ф.уч-ся _________________

Приложение И.Ф.уч-ся _________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023