Классный час «Хочу – Могу - Надо».
Цель: Закрепить знания учащихся о профессиональной сфере деятельности.
Задачи:
1. Образовательная:
1. Формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору.
2. Обобщить представления учащихся о значении труда в жизни.
2. Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.
2. Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.
3. Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную, слуховую память, произвольное внимание через выполнение заданий.
4. Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы в процессе беседы.
3. Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
2. Воспитывать позитивное отношение к труду.
Оборудование: мультимедийная презентация, ручки, листы бумаги для заданий «Тестирование», «Самые нужные профессии», пазлы по теме «Профессии», атрибуты к сценке, стихи, циклосканворд «Ассоциация».
ХОД классного часа:
I. Организационный момент: Слайд 2
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
Здравствуйте!!!
II. Введение в тему занятия:
Воспитатель: Ребята, я уверена, что тема сегодняшнего классного часа будет интересна и полезна вам. Но прежде, чем узнать тему, над которой мы будем работать, вы должны будете послушать ребят.
Выходят учащиеся
Чтец 1
Как часто, пестрою толпою окружен, ты мечешься, не ведая покоя.
Ты одинок, встревожен, оглушен, весь мир тебе вдруг кажется рекою.
Чтец 2
А ты в ней - маленький, заблудший огонек, тебе пристать бы к берегу родному.
Но вот проблема – кто б тебе помог узнать, способен к делу ты какому!
Чтец 3.
Так ты шагни навстречу тишине - и вмиг поймешь, как интересно в мире!
Профессий море значимых в судьбе, любую по душе ты подбери!
Чтец 4
И если каждый будет помнить на Земле,
Что в жизни все профессии важны,
Но главное – держать себя в седле!
Здоровым быть для счастия страны!
Чтец 5
Ведь это важно, кем ты станешь, друг-
Шахтером, музыкантом, журналистом…
Найди себя, послушай сердца стук.
Прочти свои заветнейшие мысли!
III. Сообщение темы.
-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о профессиях) Слайд 3
Педагог: Совершено, верно, ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях.
Учащийся:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Педагог: А тема звучит так «Хочу – Могу - Надо». Слайд 4
(чтение темы слабыми учащимися)
IV. Работа по теме:
Педагог: Во все времена люди к своей работе, к труду относились по-разному. В первобытном обществе проблемы выбора профессии не было, так как человек сам умел делать для жизни всё необходимое: добывать огонь, пищу, защищаться от опасностей, изготавливать одежду.
С развитием человеческого общества постепенно происходило разделение труда: сначала на земледелие и скотоводство, затем появились торговля и ремёсла. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.
Послушайте небольшую легенду. Слайд 5
Автор: Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подносивших строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил:
1-й рабочий: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"
Автор: Второй молвил:
2-й рабочий: "Я обтёсываю и ношу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".
Автор: А третий сказал с улыбкой: Слайд 5 +
3-й рабочий: "Я строю прекрасный собор".
Автор: Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
- Почему рабочие дали различные ответы? (ответы детей)
Педагог: Да, ребята, в ответах каждого рабочего прозвучало особое отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время Слайд 6 развития науки, техники, телевидения, компьютеров не все люди относятся к своей работе с любовью, получают от труда удовлетворение и радость; не каждый может испытывать любовь к своей профессии.
Главная причина кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.
Пройдёт немного времени, и вам придётся выбирать в жизни свой путь. Очень важно не ошибиться в вашем выборе пути. От этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- Что же такое профессия?
Слайд 7 Перед вами 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
- Давайте,
вспомним, что же такое:
- профессия?
- специальность? Ответы детей
- квалификация?
- должность?
- Как вы думаете, среди ваших ответов были правильные толкования?
Педагог: Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Слайд 7 + Профессия - это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.
+ Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
+ Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
+ Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, ребята, многие из вас дали правильные определения всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.
Работа по группам «Самые нужные профессии». Слайд 8
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?
(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Педагог: Верно, ребята, так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
1 ЗАДАНИЕ: Предлагаю вам составить списки профессий. Для этого разделимся на группы.
Слайд 9
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Третья группа - «Самые отважные профессии».
Павел Ш., Алина Г. собирают профессии. В конце занятия они расскажут: какую профессию они собрали, чем занимается человек данной профессии.
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Педагог: Послушаем, что у вас получилось.
(Каждая из групп зачитывает списки).
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Вспомнили профессии, которые нас окружают.
А теперь следующее задание.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, бармен, менеджер, модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, каменщик, штукатур-маляр, швея, плотник, столяр, повар, дворник, строитель, водитель, парикмахер, земледелец, животновод, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: спасатель МЧС, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Перед вами «Циклосканворд «Ассоциация». Слайд 10
2 ЗАДАНИЕ: Вам нужно в каждый квадрат вписать слово, которое ассоциируется (т.е. связано) с четырьмя понятиями, расположенному по периметру квадрата.
Алина Г. и Павел Ш. получают задание: отгадать одну профессию.
(Учащиеся выполняют задание)
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ
Павел Ш. и Алина Г. – проверка задания Слайд 11
- Каким одним словом можно объединить наши слова? (профессии)
Проблемная ситуация «Чей это выбор?» Слайд 12
1-й учащийся:
Жизнь игра, и все мы в ней актёры.
У каждого своя есть роль:
2-й учащийся:
Герой, преступник иль святой –
Решаем сами мы порой,
судьбу вершить, иль просто по теченью плыть,
вести или ведомым быть.
3-й учащийся:
Но каждый может изменить историю своей судьбы,
Осуществить свои мечты,
И выбрать верный путь.
Педагог: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.
- Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?
Педагог: Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
Но как, же тогда правильно выбрать профессию?
Перед тем как подумать над этим вопросом, давайте немного отдохнём.
Релаксация «Одинокий пастух». Слайд 13
«Формула профессии». Слайд 14
Педагог: Итак, продолжаем классный час.
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? Слайд 14 +++
(Площадь классной комнаты.)
- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему нашего занятия: «хочу», «могу» и «надо»?
(Воспитатель вместо тире между словами ставит плюсы.) Слайд 14+
(Дети высказывают предположения.)
Педагог: Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Слайд 14++ («= осознанный выбор профессии»)
- Как объяснить эту формулу?
В этой формуле всего три величины: Слайд 15
ХОЧУ – МОГУ – НАДО (повторить уч-ся)
- Что значит «хочу»?
Слайд 15+
«ХОЧУ» – желания, интересы, склонности личности;
Педагог: то есть это всё, что нам нравится, к чему лежит душа.
- Что значит «могу»?
Слайд 15+
«МОГУ» - человеческие возможности, способности;
Педагог: то есть это всё, что нам по силам, по способностям.
- Что значит «надо»?
Слайд 15+
«НАДО» - потребности рынка труда;
Педагог: то есть это всё, что нужно для общества, страны.
Педагог: Совершено, верно, ребята. Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
- Как вы думаете, что же такое «осознанный выбор»?
(ответы детей)
Слайд 16 Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Согласитесь, что это счастье – когда способности и интересы, т.е. «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают.
Здесь можно вспомнить слова Слайд 17 Ивана Андреевича Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».
- Как вы понимаете это высказывание?
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной)
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!» Слайд 18
Педагог: Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы услышите это в исполнении ребят Анастасии Ш. и Сергея Б.
(К доске выходят ученики, произносят тексты.)
1-й учащийся. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
2-й учащийся. Хочу быть каменщиком, плотником, столяром, поваром. Могу стать поваром, плотником, столяром. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану хорошим столяром.
- Можно ли сказать, что ребята сделали осознанный выбор профессии? Почему?
Педагог: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(ответы 1-2-х ребят)
Антон Ш.: Хочу быть артистом, сварщиком, плотником, поваром. Могу стать поваром, плотником. Сейчас часто требуются на производство дверей плотники, стану плотником.
Педагог: Соотношение, ребята, между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
1-й учащийся.
Кем бы ни пришлось
По жизни стать вам:
Поваром, дояркой иль врачом
Вложи в профессию свою ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
2-й учащийся.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты –
Работа пусть приносить только радость
И в жизни будет больше доброты.
Тестирование «Геометрические фигуры» Слайд 19
Педагог: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.
(Звучит музыка. Дети рисуют фигурки – 2 мин.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (воспитатель зачитывает).
Первый тип: 6-8 треугольников (поднимите руку) - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. (поднимите руку) Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. (поднимите руку)Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. (поднимите руку)Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. (поднимите руку)Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. (поднимите руку) Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Педагог: Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7. Упражнение «Трудоустройство» Слайд 20
Педагог: Давайте представим, что вы уже отучились, получили диплом.
- Что вы будете делать дальше? Порядок ваших действий?
(искать вакансии, идти или звонить работодателю, пройти собеседование, если всё хорошо, заключить трудовой договор) Слайд 20
Педагог: Да, ребята, вы должны будете устроиться на работу. И здесь вы сталкиваетесь с таким понятиями как: вакансия, работодатель, трудовой договор. Знакомы ли вам эти слова?
Давайте вспомним:
- Что такое вакансия? (ответы детей) Слайд 21 наличие незанятого рабочего места
- Кто такой работодатель? (ответы детей) + Тот, кто предоставляет работу
- Что такое трудовой договор? (ответы детей) +
соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.
- А где можно узнать про вакансии? (СМИ, интернет, центр занятости)
Педагог: Слайд 22 Сейчас я предлагаю вам пройти собеседование для устройства на работу. Давайте представим, что я являюсь работодателем, а кто-то из вас ищет работу. И вы пришли на собеседование. Во время собеседования будут задаваться вопросы, а вы должны отвечать на них. Понятно?
- Кто из вас желает попробовать?
Инсценирование:
РАБОТНИК: Здравствуйте! Я, Ф.И.О., хотел(а) бы работать на вашем производстве.
РАБОТОДАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я, директор Лариса Германовна. Проходите. Присаживайтесь. Сейчас я вам задам несколько вопросов.
ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ:
- Какую специальность вы получили?
- Что вы можете рассказать о себе?
- У вас есть опыт работы по вашей специальности?
- Чем именно вызвало у вас интерес наше производство?
- По каким критериям вы выбрали работу? (хочу-могу-надо)
- Почему мы должны взять вас на эту должность?
- Возникли ли у вас ко мне вопросы?
РАБОТОДАТЕЛЬ: Спасибо, Вы приняты. Идите в отдел кадров для составления трудового договора.
- Как вы думаете, легко ли пройти собеседования для устройства на работу?
(ответы детей)
Проверка индивидуальной работы Алины Г., Павла Ш.
Слайд 23
- Какую профессию ты собрал (а)?
- Чем занимается человек данной профессии.
Павел Ш.
|
Алина Г. Вот строителю — спецовка, Белый для врача халат. Обшиваю очень ловко Я и взрослых, и ребят! |
V. Итог занятия:
Наш классный час, ребята, подошёл к концу.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Было ли полезен вам наш классный час? Чем?
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.
Время летит очень быстро, а для наших выпускников оно практически пролетело и уже нужно думать о том, кем вы будете. Многие родители и мы, педагоги, думаем всегда: кем вы станете, какую профессию выберете? Вопрос этот очень сложный. И хочется, чтобы в этой жизни вы были людьми. Я надеюсь и верю в вас. Слайд 24
Педагог читает стихотворение «На земле очень много профессий»:
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Слайд 25
Приложение
И.Ф.уч-ся_________________
Циклосканворд на ассоциацию
|
кирпич
|
|
иголка |
|
кладка |
каменщик
|
шов |
(….)
|
машинка |
|
стройка
|
|
полотно |
|
древесина |
(…….)
|
рама
|
(……..)
|
картина |
|
инструменты
|
|
кисть |
|
кастрюля |
(…..)
|
запах
|
(…..)
|
краски |
|
колпак |
|
валик |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.