Классный час "Хочу-могу-надо"

  • docx
  • 01.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час был посвящён профессиональному самоопределению
Иконка файла материала ХОЧУ-МОГУ-НАДО.docx

Классный час «Хочу – Могу - Надо».

Цель: Закрепить знания учащихся о профессиональной сфере деятельности.

Задачи:

1. Образовательная:

1. Формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору.

2. Обобщить представления учащихся о значении труда в жизни.

2. Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.

2. Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.

3. Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную, слуховую память, произвольное внимание через выполнение заданий.

4. Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы в процессе беседы.

3. Воспитательная:

1.Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

2. Воспитывать  позитивное отношение к труду.

 

 

Оборудование: мультимедийная презентация, ручки, листы бумаги для заданий «Тестирование», «Самые нужные профессии», пазлы по теме «Профессии», атрибуты к сценке, стихи, циклосканворд «Ассоциация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД классного часа:

I. Организационный момент:    Слайд 2

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!!!

 

II. Введение в тему занятия:

Воспитатель: Ребята, я уверена, что тема сегодняшнего классного часа будет интересна и полезна вам. Но прежде, чем узнать тему, над которой мы будем работать, вы должны будете послушать ребят.

Выходят учащиеся

Чтец 1

Как часто, пестрою толпою окружен, ты мечешься, не ведая покоя.

Ты одинок, встревожен, оглушен, весь мир тебе вдруг кажется рекою.

 

Чтец 2

А ты в ней  - маленький, заблудший огонек, тебе пристать бы к берегу  родному.

Но вот проблема – кто б тебе помог узнать, способен к делу ты какому!

 

Чтец 3.

Так ты шагни навстречу тишине - и вмиг поймешь, как интересно в мире!

Профессий море значимых в судьбе, любую по душе ты подбери!

 

Чтец 4

И если каждый будет помнить на Земле,

Что в жизни все профессии важны,

Но  главное – держать себя в седле!

Здоровым быть для счастия страны!

 

Чтец 5

Ведь это  важно, кем ты станешь, друг-

Шахтером, музыкантом, журналистом…

Найди себя, послушай сердца стук.

Прочти свои заветнейшие мысли!

 

III. Сообщение темы.

 

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?  (о профессиях) Слайд 3

Педагог: Совершено, верно, ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях.

Учащийся:

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Педагог: А тема звучит так «Хочу – Могу - Надо»Слайд 4

(чтение темы слабыми учащимися)

IV. Работа по теме:

 

Педагог: Во все времена люди к своей работе, к труду относились по-разному. В первобытном обществе проблемы выбора профессии не было, так как человек сам умел делать для жизни всё необходимое: добывать огонь, пищу, защищаться от опасностей, изготавливать одежду.

С развитием человеческого общества постепенно происходило  разделение труда: сначала на земледелие и скотоводство, затем появились торговля и ремёсла. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.

 

Послушайте небольшую легенду.  Слайд 5

Автор: Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подносивших строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил:

1-й рабочий: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Автор: Второй молвил:

2-й рабочий: "Я обтёсываю и ношу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

Автор: А третий сказал с улыбкой: Слайд 5 +

3-й рабочий: "Я строю прекрасный собор".

Автор: Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

 

- Почему рабочие дали различные ответы? (ответы детей)

 

Педагог: Да, ребята, в ответах каждого рабочего прозвучало особое отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время Слайд 6 развития науки, техники, телевидения, компьютеров не все люди относятся к своей работе с любовью, получают от труда удовлетворение и радость; не каждый может испытывать любовь к своей профессии.

Главная причина кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

Пройдёт немного времени, и вам придётся выбирать в жизни свой путь. Очень важно не ошибиться в вашем выборе пути. От этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, круг общения,  интересы, счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

- Что же такое профессия?

 

Слайд 7 Перед вами 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

- Давайте, вспомним, что же такое:

- профессия?

- специальность?                                                               Ответы детей

- квалификация?

- должность?

 

- Как вы думаете, среди ваших ответов были правильные толкования?

 

Педагог: Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Слайд 7 + Профессия - это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

+ Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

+ Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

+ Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, ребята, многие из вас дали правильные определения всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.

 

Работа по группам «Самые нужные профессии». Слайд 8

 

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

 

Педагог: Верно, ребята, так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

 

1 ЗАДАНИЕ: Предлагаю вам составить списки профессий. Для этого разделимся на группы.

Слайд 9

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Третья группа - «Самые отважные профессии».

 

Павел Ш., Алина Г. собирают профессии. В конце занятия они расскажут: какую профессию они собрали, чем занимается человек данной профессии.

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

 

Педагог: Послушаем, что у вас получилось.

(Каждая из групп зачитывает списки).

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Вспомнили профессии, которые нас окружают.

А теперь следующее задание.

 

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, бармен, менеджер, модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, каменщик, штукатур-маляр, швея, плотник, столяр, повар, дворник, строитель, водитель, парикмахер, земледелец, животновод, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: спасатель МЧС, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

 

Перед вами «Циклосканворд «Ассоциация». Слайд 10

2 ЗАДАНИЕ: Вам нужно в каждый квадрат вписать слово, которое ассоциируется (т.е. связано) с четырьмя понятиями, расположенному по периметру квадрата.

Алина Г. и Павел Ш. получают задание: отгадать одну профессию.

(Учащиеся выполняют задание)

 

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

Павел Ш. и Алина Г. – проверка задания Слайд 11

 

- Каким одним словом можно объединить наши слова? (профессии)

 

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»  Слайд 12

 

1-й учащийся:

Жизнь игра, и все мы в ней актёры.

У каждого своя есть роль:

2-й учащийся:

Герой, преступник иль святой –

Решаем сами мы порой,

судьбу вершить, иль просто по теченью плыть,

вести или ведомым быть.

3-й учащийся:

Но каждый может изменить историю своей судьбы,

Осуществить свои мечты,

И выбрать верный путь.

 

Педагог: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.

 

- Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

 

Педагог: Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.

Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Перед тем как подумать над этим вопросом, давайте немного отдохнём.

 

Релаксация «Одинокий пастух». Слайд 13

 

«Формула профессии».  Слайд 14

 

Педагог: Итак, продолжаем классный час.

- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину?  Слайд 14 +++

(Площадь классной комнаты.)

- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему нашего занятия: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель вместо тире между словами ставит плюсы.) Слайд 14+

(Дети высказывают предположения.)

 

Педагог: Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Слайд 14++   («= осознанный выбор профессии»)

- Как объяснить эту формулу?

В этой формуле всего три величины: Слайд 15

ХОЧУ – МОГУ – НАДО  (повторить уч-ся)

- Что значит «хочу»?

Слайд 15+

«ХОЧУ» – желания, интересы, склонности личности;

Педагог: то есть это всё, что нам нравится, к чему лежит душа.

- Что значит «могу»?

Слайд 15+

«МОГУ» - человеческие возможности, способности;

Педагог: то есть это всё, что нам по силам, по способностям.

- Что значит «надо»?

Слайд 15+

«НАДО» - потребности рынка труда;

Педагог: то есть это всё, что нужно для общества, страны.

 

Педагог: Совершено, верно, ребята. Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

 

- Как вы думаете, что же такое «осознанный выбор»?

 (ответы детей)

 

Слайд 16   Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Согласитесь, что это счастье – когда способности и интересы, т.е. «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают.

Здесь можно вспомнить слова Слайд 17  Ивана Андреевича Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

 

- Как вы понимаете это высказывание?

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной)

 

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!» Слайд 18

 

Педагог: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы услышите это в исполнении ребят Анастасии Ш. и Сергея Б.

(К доске выходят ученики, произносят тексты.)

1-й учащийся. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

2-й учащийся. Хочу быть каменщиком, плотником, столяром, поваром. Могу стать поваром, плотником, столяром. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану хорошим столяром.

 

- Можно ли сказать, что ребята сделали осознанный выбор профессии? Почему?

 

Педагог: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? 

(ответы 1-2-х ребят) 

Антон Ш.: Хочу быть артистом, сварщиком, плотником, поваром. Могу стать поваром, плотником. Сейчас часто требуются на производство дверей плотники, стану плотником.

 

Педагог: Соотношение, ребята, между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

 

1-й учащийся.

Кем бы ни пришлось

По жизни стать вам:

Поваром, дояркой иль врачом

Вложи в профессию свою ты душу

И не жалей, конечно, ни о чем.

2-й учащийся.

С тобой удача в жизни пусть шагает –

Спортсменом иль шофером будешь ты –

Работа пусть приносить только радость

И в жизни будет больше доброты.

 

Тестирование «Геометрические фигуры»  Слайд 19

 

Педагог: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.

(Звучит музыка. Дети рисуют фигурки – 2 мин.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (воспитатель зачитывает).

Первый тип: 6-8 треугольников (поднимите руку) - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. (поднимите руку) Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. 

Третий тип: 4 треугольника. (поднимите руку)Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. 

Четвертый тип: 3 треугольника. (поднимите руку)Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. 

Пятый тип: 2 треугольника. (поднимите руку)Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. 

Шестой тип: 1 треугольник. (поднимите руку) Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. 

 

Педагог: Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

 

7. Упражнение «Трудоустройство» Слайд 20

 

Педагог: Давайте представим, что вы уже отучились, получили диплом.

-  Что вы будете делать дальше? Порядок ваших действий?

(искать вакансии, идти или звонить работодателю, пройти собеседование, если всё хорошо, заключить трудовой договор) Слайд 20

 

Педагог: Да, ребята, вы должны будете устроиться на работу. И здесь вы сталкиваетесь с таким понятиями как: вакансия, работодатель, трудовой договор. Знакомы ли вам эти слова?

 

Давайте вспомним:

- Что такое вакансия? (ответы детей)  Слайд 21 наличие незанятого рабочего места

- Кто такой работодатель?  (ответы детей)  + Тот, кто предоставляет работу

- Что такое трудовой договор?  (ответы детей)  +

соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. 

 

- А где можно узнать про вакансии? (СМИ, интернет, центр занятости) 

 

Педагог: Слайд 22 Сейчас я предлагаю вам пройти собеседование для устройства на работу. Давайте представим, что я являюсь работодателем, а кто-то из вас ищет работу. И вы пришли на собеседование. Во время собеседования будут задаваться вопросы, а вы должны отвечать на них. Понятно?

 

- Кто из вас желает попробовать?

Инсценирование:

РАБОТНИК: Здравствуйте! Я, Ф.И.О., хотел(а) бы работать на вашем производстве.

РАБОТОДАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я, директор Лариса Германовна. Проходите. Присаживайтесь. Сейчас я вам задам несколько вопросов.

ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ:

- Какую специальность вы получили?

- Что вы можете рассказать о себе?

- У вас есть опыт работы по вашей специальности?

- Чем именно вызвало у вас интерес наше производство?

- По каким критериям вы выбрали работу? (хочу-могу-надо)

- Почему мы должны взять вас на эту должность?

- Возникли ли у вас ко мне вопросы?

 

РАБОТОДАТЕЛЬ: Спасибо, Вы приняты. Идите в отдел кадров для составления трудового договора.

 

- Как вы думаете, легко ли пройти собеседования для устройства на работу?

(ответы детей)

Проверка индивидуальной работы Алины Г., Павла Ш.

Слайд 23

- Какую профессию ты собрал (а)?

- Чем занимается человек данной профессии.

 

 

Павел Ш.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

 

Алина Г.

Вот строителю — спецовка,

Белый для врача халат.

Обшиваю очень ловко

Я и взрослых, и ребят!

 

V. Итог занятия:

Наш классный час, ребята, подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Было ли полезен вам наш классный час? Чем?

 

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

Время летит очень быстро, а для наших выпускников оно практически пролетело и уже нужно думать о том, кем вы будете. Многие родители и мы, педагоги, думаем всегда: кем вы станете, какую профессию выберете? Вопрос этот очень сложный. И хочется, чтобы в этой жизни вы были людьми. Я надеюсь и верю в вас.  Слайд 24

 

Педагог читает стихотворение «На земле очень много профессий»:

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Слайд 25

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

И.Ф.уч-ся_________________

Циклосканворд на ассоциацию

 

кирпич

 

 

иголка

 

кладка

 

 

каменщик

 

 

шов

 

 

(….)

 

 

машинка

 

стройка

 

 

полотно

 

древесина

 

 

(…….)

 

 

рама

 

 

 

 

(……..)

 

 

картина

 

инструменты

 

 

кисть

 

кастрюля

 

 

(…..)

 

 

запах

 

 

 

 

(…..)

 

 

краски

 

 

колпак

 

 

валик

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru