Классный час "Моя Республика"
Оценка 5

Классный час "Моя Республика"

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл +1
07.06.2021
Классный час "Моя Республика"
классный час "Моя Республика" к 100 летию Республики Коми
Кл. час Моя Республика..docx

Прокушева Елена Викторовна

                                                                                        МОУ «СОШ №13», г. Ухта

Республика Коми

 

  Классный час «Моя Республика»

В рамках классных часов посвящённых 100 летию Республики Коми.

 

Цель: расширение знаний учащихся о родном городе и крае.

 

Задачи:

1. Обобщить и дополнить:

-  знания о городе Ухта и республике Коми,

- познакомить с историей возникновения городов РК;

2. Воспитывать у учащихся:

- чувство патриотизма за свою малую Родину,

- любовь к краю и городу,

- уважительное  отношение  к  родным  местам;

3. Развивать:

- желание  больше  узнать  о родном  крае,

- речь,

- творческие  способности  учащихся.

 

Оборудование: презентация-игра «Знаешь ли ты  свой родной край?», карта России и республики Коми, ватман – плакат, атласные ленты (синий, зелёный, белый), клей (для создания творческих работ учащихся); гимн РК (музыкальное  оформление).

 

Ход классного часа:

1.     Вступительное  слово  учителя:

На  земле  много  красивых  мест, но  для  каждого  из  нас  самым  дорогим  и  любимым является место, где мы родились и  выросли, где  живут  наши  родители, друзья. И  когда  мы  находимся  вдали  от  родного  дома, мы  чувствуем  себя  одинокими, вырванными  из  привычной  жизни, мы  скучаем  по  родным  сердцу  местам  и близким  людям, мечтаем  поскорее  вернуться  домой.

Наш  дом – это наша  Республика и наш любимый  город.

Тема нашего классного часа «Моя Ухта».

 

2. Обобщение имеющихся знаний и знакомство с новыми знаниями:

- Работа с картой Республики Коми. Учитель показывает на карте России расположение нашей республики. Называет крупные города республики.

Столица нашей Республики город Сыктывкар, до 1930 года город носил название – Усть-Сысольск. Такое название он получил, потому что расположен в устье реки Сысола. Современное название города с коми языка переводится как «город на Сысоле» (Сыктыв – «Сысола», кар – «город»).

Ученик 1:  Ухта – один из крупных городов Республики Коми, занимает второе место по количеству жителей после Сыктывкара. Город был основан в 1929 году, его возникновение было связано с разработкой нефтяных месторождений. Сегодня основу экономики города составляет газовая и нефтяная промышленность.

Ухта – город на р. Ухта (приток Ижмы). Название «ухта» (местная форма «вуква») – «скверная, неприятная  на вкус вода». Имеется и другое толкование: на древнекоми языке слово «вук» употребляется в значении «левый». Такой вариант вполне возможен, так как Ухта впадает в реку Ижму именно с левой стороны.

   Мировую известность эта река получила благодаря выходам нефти. Впервые о нефти – «горючей воде», которую использовало племя чудь, жившее в этом районе, – упоминается в Двинской летописи 15 века. Первые попытки добычи и переработки местной нефти были предприняты в середине 18 века Ф. Прядуновым.

21 августа  1929 г. день освоении города,  при впадении ручья Чибью в реку Ухту высадилась комплексная геологоразведочная экспедиция и началось строительство лагерного поселка, получившего название Чибью. К весне 1930 года была построена первая буровая, спустя полгода скважина дала промышленный приток нефти.

В 1943 году рабочий поселок был преобразован в город. Сегодня Ухта – современный, молодой (по среднему возрасту жителей РК) город Республики Коми, основу экономики города составляет газовая и нефтяная промышленность. Его население составило  более 100 тысяч человек.

Учитель: Кто знает в честь кого названа улица, на которой находится наша школа? (ответы ребят)

Ученик 2:  Тихонович Николай Николаевич (1872-1952)— советский геолог, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в дворянской семье, окончил Харьковский университет по специальности «Инженер-геолог». В 1901-1902 гг. в составе экспедиции от Московской конторы немецко-голландской фирмы находился на реке Ухте как руководитель буровых работ, хорошо изучил район. С 1904 работал в Геологическом комитете. В ноябре 1928 года Н.Н. Тихоновичу - в то время помощнику директора Геолкома - было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, последовал арест и приговор к расстрелу, который благодаря решению ОГПУ о посылке комплексной экспедиции на Ухту был заменён десятью годами исправительно-трудовых лагерей.

 

3. Игра «Знаешь ли ты свой край?»:

 - Сегодня мы проведем классный час в виде игры. Для начала разделимся на три группы: синий, белый, зелёный (на столах лежат атласные ленточки данных цветов, каждый берёт себе одну ленточку и садятся по группам – цветам). Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о нашем крае.

 (работа в группах; задания на слайде; проверка по окончанию, за каждый правильный ответ цветок, произрастающий в РК из картона).

1. Как раньше называлась наша республика?

(Зырянский край, а ещё ранее – Пермь Вычегодская.)

 

2. Назовите государственные символы Республики Коми.

(Флаг, герб, гимн.)

 

3. Что изображено на гербе Республики Коми?

На слайде несколько гербов, выбрать правильный. По изображении герба на слайде рассказать о нём.

(На гербе РК на красном геральдическом щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Птица является символом солнца. Лик женщины связан с образом Зарни Ань (в переводе с коми языка – Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини. Образ лося символизирует силу, благородство и красоту.)

 

4. Кто является автором слов Государственного гимна Республики Коми? (Виктор Савин, коми поэт, основоположник коми литературы, общественный деятель.) Звучит фрагмент гимна РК.

 

5. Какие языки являются государственными языками Республики Коми?

 (В Республике Коми два государственных языка – русский и коми. Русский язык на территории РК является основным средством межнационального общения. Коми язык – язык коренного народа, проживающего на территории республики.)

 

6. Какова площадь РК? (416, 8 тыс. кв. км)

 

7. Какие реки протекают по территории РК?

 (Сысола, Вычегда, Печора, Ижма, Мезень, Уса, Луза, Вашка, Вымь и др.)

 

7. Самая крупная река в Республике Коми.

 (Печора.). Дополнительный цветочек (бал) за дополнительные ответы.

- начинается Печора на Северном Урале и впадает в Печорскую губу Баренцева моря.

- длина – 1809 км, по территории РК – 1596 км.

 

8. Вторая после Печоры река?

 (Вычегда).

Дополнительные ответы:

- длина – 1130 км, в пределах РК – 870 км)

 

9. Приток Вычегды давший название столице РК?

 (Сысола)

 

10. Самое распространённое дерево, растущее в Республике Коми.

(Ель.)

 

11. С какими районами граничит Республика Коми? У вас на столах карта Республики Коми, подпишите её соседей.

(На западе и севере проходит граница с Архангельской областью и с Ненецким автономным округом, на юге – с Кировской и Пермской областями. На востоке Республика Коми граничит с Ямало-Ненецким и Ханты-мансийским округами, составившими территорию Тюменской области. На юго-востоке до РК «дотянулась» самой своей северной частью Свердловская область.)

 

12. Чем богата Республика Коми?

За каждый ответ цветок:

- огромные лесные массивы тайги;

- рекреационные территории (заповедники и охраняемые территории);

- древесина, ягоды, промысловый зверь, на реках рыбный промысел;

- крупные запасы энергетического и коксующего угля;

- месторождения нефти;

- месторождения природного газа;

- месторождения горючих сланцев;

- запасы каменной и поваренной соли;

- месторождения бокситов;

- месторождения титановых руд;

- запасы цветных и редких металлов.

 

13. Прежнее и нынешнее название столици Республики Коми.

(Сыктывкар, Усть-Сысольск)

 

14. Какие цвета и в какой последовательности расположены на флаге РК?

(Синий, зелёный, белый)

 

15.Что означает каждый из цветов?

 (Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный цвет обозначает основное богатство Республики Коми и среды жизнедеятельности коренного народа – коми пармы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу.)

 

Учитель: Я не спроста попросила вас разделиться по цветам. Сейчас каждая группа подойдёт к столу, на котором лежит ватман и приклеит свою ленточку в отведённое окошко. Что у нас получилось? (флаг Республики Коми)

 

Итоги игры: Каждая команда получила за правильный ответ один цветок, который произрастает на территории РК. По количеству цветов мы можем определить победителя. Победившая команда объявляется знатоками нашей Республики и готовит своё сообщение о ней на следующий классный час.

 

5. Рефлексия:

- Цветами, которые вы заработали на игре, давайте украсим наш плакат, на котором написано «100 лет Моей Республике», «Мы Тебя Любим», из ленточек собран флаг республики. Теперь давайте из наших цветов соберем  букеты и украсим наш плакат.

 

- Стихотворение коми поэта Альберта Ванеева:

Как прекрасны места родные!

Всё здесь кажется чистым, светлым.

Как легко, захлебнувшись ветром,

Через заросли мчать лесные

Здесь светлей весенние ночи,

Здесь стройней и красивей сосны.

Как легко тут сияет солнце,

Ручейку заглядевшись в очи.

И дожди осенние даже –

Как привет из родного дома.

Верь не верь, о Родине нашей 

Не могу говорить по-другому.  


 

Прокушева Елена Викторовна

Прокушева Елена Викторовна

Ученик 1: Ухта – один из крупных городов

Ученик 1: Ухта – один из крупных городов

Флаг, герб, гимн.) 3. Что изображено на гербе

Флаг, герб, гимн.) 3. Что изображено на гербе

На западе и севере проходит граница с

На западе и севере проходит граница с

Теперь давайте из наших цветов соберем букеты и украсим наш плакат

Теперь давайте из наших цветов соберем букеты и украсим наш плакат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2021