Классный час "Моя семья"

  • doc
  • 02.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час Моя семья.doc

Классный час «Моя семья»

Цели:

- содействовать расширению знаний студентов о се­мье, о нравственных нормах и морали;

- формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

-  способствовать моральному развитию студентов; побуждать их к анализу собственного поведения,  к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песочные часы

План классного часа:

         I.    Вступительное слово.

II.  Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».

IV. Воспитывающие ситуации.

V.  Работа в микрогруппах «Незаконченные предложения».

VI. Заключительное слово.

VII.Подведение итогов (рефлексия).

Ход  классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня наш классный час по теме «Моя семья» - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

 Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается ни­когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? {Пьян­ство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, не­послушные дети и т. п.)

Классный руководитель. Неблагополучных, несчастли­вых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей­час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы стулентов:

-   Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

-   Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

-   Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

-   Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так: «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный инте­рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. (Слайд № 3)

Как вы считаете, воз­можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы студентов:

-   Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

-   Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они пе­реступят через тебя.

-   Эгоистам друзья не нужны.

-   Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эго­ист на это не способен.

-   Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

-   Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

-   Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла­да - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля­ется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

     Примерные ответы студентов:

-    Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не ду­мает о себе, а думает только о других.

-    Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

-    Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

-    Это люди с отклонениями, им все по барабану.

-    Это верующие люди, монахи, старцы.

-    Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

-    Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру­гим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других.  Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно­го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.) Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок»:

 «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сы­ном. Мама озабоченно говорит:

- Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость вклю­чает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!» Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?  Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Примерные ответы студентов:

-   Конечно, обязан:  она подарила ему жизнь, заботилась о нем,
недосыпала ночами, кормила, лечила.

-   Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не ну­ждается в материнской заботе.

-   Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

-   Обязан  уважать маму, беречь ее.

-   По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

-   Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

 Классный  руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

  Примерные ответы студентов:

-   Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлеб­нуть.

-   Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит проще­ния у мамы.

-   Вырастет, просто у него переходный возраст.

-   Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и оста­нется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Обща­ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна­чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе студентов.

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять реше­ние и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть?

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи­ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

 

Ситуация № 1 . «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама.

Ситуация № 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!»

Ситуация № 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра по­едешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть».

Ситуация № 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам».

Ситуация № 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа.

Ситуация № б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - по­просила бабушка.

Ситуация № 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все.

Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания! (Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер?)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

V. Работа в микрогруппах «Незаконченные предложения»

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуа­циях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в микрогруппах.

 

Первая микрогруппа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая микрогруппа - создаст образ идеального ребенка.

Третья микрогруппа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно  закончить предложе­ния

 

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

 

На выполнение задания дается 3 минуты. (Звучит музыка)

Послушаем, что же у нас получилось.

 

Примерные ответы студентов:

Первой микрогруппы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де­нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй микрогруппы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог­рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло­хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей микрогруппы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обо­значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к кон­цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный  руководитель. Полезен ли был наш сегодняш­ний разговор? О чем задумались? Что решили?

     Примерные ответы студентов:

-    Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

-    Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

-    Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

-    Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

-    Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни -каждый сам за себя.

-    Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.


-