Классный час "Мы разные - мы вместе" (Разговоры о важном) 5-7 класс

  • docx
  • 11.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мы разные - мы вместе (Разговоры о важном) 5-7 класс.docx

Сценарий занятия «Мы разные – мы вместе» (Разговоры о важном) 14 ноября (5-7 класс)

Тема: Языки и культура народов России: единство в разнообразии.

Цель: формирование представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

 

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Форма занятия: эвристическая беседа, занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, анализ визуальной информации и групповую работу.

 

Комплект материалов:

сценарий,

видеоролик,

интерактивные задания

презентационные материалы

 

Содержательные блоки занятия:

1.     Мотивационная часть (вступительное слово учителя, беседа о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации)

2.     Основная часть (показ видеофильма, его обсуждение, выполнение интерактивных заданий или организация работы в группах)

3.     Заключение (варианты творческого задания)

 

Этап занятия

Время

Содержание занятия

Задача

Мотивационный

5 мин

Название сегодняшнего занятия «Мы разные, мы вместе» сразу настраивает нас на то, что наверняка речь пойдет о понимании. В разных концах страны, разных республиках, краях мы говорим на разных языках, гордимся своей родной культурой. Как мы находим взаимопонимание? (Ответы ребят) Учитель. В нашей стране государственным языком Российской Федерации является русский язык. Русский язык объединяет всех жителей страны, позволяет понять особенности родной культуры, родного языка для каждого человека. И сегодня мы поговорим о роли языка и культуры в жизни народов нашей многонациональной страны.

Просмотр видеоролика Приложение 1

(обсуждение)

Из видеоролика мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны. Россия бережно сохраняет их разнообразие. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:

Какие факты о языках вы знали?

Какой язык является вашим родным языком?

Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать?

Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга?

Какова роль русского языка?

расширение представлений обучающихся о том, что бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны – Конституции.

Основная часть

20 мин

Слово учителя

Наша страна является не только крупнейшей державой мира. Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Интерактивное задание №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Народов много — страна одна!» (задание с выбором ответа).

Ежегодно в нашей стране в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!» Попробуйте сегодня ответить на вопросы диктанта 2021 года. Приложение 2

Интерактивное задание №2 «Моя страна – Россия!» Установление соответствия достопримечательностей и региона, в котором они находятся.

Насколько мы эрудированны в вопросах культуры? В России десятки тысяч культурных объектов: музеев, храмов, памятников, парков. Исследование, которое провела компания Яндекс, помогло понять, сколько среди них достопримечательностей, известность которых выходит за пределы городов, где они расположены. Посмотрите на список этих достопримечательностей и их изображений и соотнесите их с городом (регионом), где достопримечательности находятся.

Приложение 3

Групповая работа как вариант на усмотрение учителя (приложение 4)

больше узнать о культуре народов, проживающих в России.

осознать, что уважение, любовь к родному языку и культуре есть важнейшие ценности для любого человека, а также обучить коммуникации в малой группе и налаживанию межнациональных контактов.

Заключительная часть

5 мин

При всём культурном и языковом многообразии народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности. Среди этих ценностей – то, что дорого каждому народу, каждой семье, каждому человек: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Нас объединяет русский литературный язык и уважение к родным языкам народов России. И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас. Варианты творческих заданий:

1)О каком памятнике архитектуры вашего региона, достопримечательности вы хотели бы рассказать жителям других регионов нашей страны? Подберите фотографию (иллюстрацию) и 1–2 интересных факта.

2) Мы можем говорить на разных языках, но испытываем одинаковые чувства – радости от встречи, сожаления от обиды… Как поздороваться на вашем родном языке? Как попросить прощения? Как выразить благодарность? Составьте небольшой словарик этикетных слов для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с культурой вашего народа.

3) Постарайтесь найти время и загляните на сайт проекта «Большая перемена» (https://community.bolshayaperemena.online). Какие направления вам показались интересными? В чём бы вы хотели принять участие? Обсудите это с родителями, друзьями, одноклассниками

Главный вывод: Россия – многонациональная и многоязычная страна с богатыми и разнообразными культурными традициями народов, живущих в мире и гармонии, в многонациональном единстве на территории Российской Федерации.

 

Приложение 1

Текст к видео

             Народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны – Конституции.

             Во 2 пункте 68-ой статьи Конституции написано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

             Так, наравне с русским языком в Республике Башкортостан используется башкирский язык, в Чеченской Республике – чеченский.

             Республика Татарстан наравне с русским языком, как государственным, использует татарский язык, а Республика Саха (Якутия) – якутский. И это важно – знать государственный язык своей республики, своего края.

            Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

            Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, на родных языках выпускаются газеты и журналы, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.

            Культура Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа, поэтому она поддерживается и охраняется государством.

            Больше узнать об особенностях каждого региона нашей страны можно, если посещать музеи и выставки, театры и концерты, ходить на экскурсии по родному краю. Картина нашей уникальной России – это картина нашей с вами жизни!

 

Приложение 2

Интерактивное задание № 1

 

Вопрос 1

На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева морей сложилась особая культура, связанная с мореходством. Её частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

а. Семейские

б. Липоване

в. Казаки

г. Поморы

Правильный ответ: г

 

Вопрос 2

«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, ей вторит крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято брать с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

а. Сварить для гостя кофе

б. Убрать этот кофе подальше

в. Погадать на кофейных зёрнах

г. Угостить гостя чаем

Правильный ответ: а

 

Вопрос 3

Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

а. Гусь

б. Кухлянка

в. Кисы

г. Бурка

Правильный ответ: г

 

Вопрос 4

В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?

а. Синдбад-Мореход

б. Ходжа Насреддин

в. Алладин

г. Али-баба

Правильный ответ: б

Вопрос 5

«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идёт речь?

а. Буряты

б. Уйгуры

в. Калмыки

г. Якуты

Правильный ответ: г

 

Приложение 3

Интерактивное задание №2 «Моя страна – Россия!»

         Установление соответствия достопримечательностей и региона, в котором они находятся. Учитель. Насколько мы эрудированны в вопросах культуры?

В России десятки тысяч культурных объектов: музеев, храмов, памятников, парков. Исследование, которое провела компания Яндекс, помогло понять, сколько среди них достопримечательностей, известность которых выходит за пределы городов, где они расположены.

           Посмотрите на список этих достопримечательностей и их изображений и соотнесите их с городом (регионом), где достопримечательности находятся.

(Правильные ответы)

Зимний дворец и Эрмитаж - Санкт-Петербург

Московский Кремль - Москва

Мамаев курган - Волгоградская область

Церковь Покрова на Нерли - Владимирская область

Кижи - Карелия

Аркаим - Челябинская область

Казанский кремль - Казань

Памятник «Тысячелетие России» - Новгород Великий

Приложение 4

Групповая работа

Задание 1. «Мы разные, мы вместе!»

Форма работы: групповая. Класс делится на 4–5 групп. Каждая группа получает листы и ручки (карандаши) для работы, определяется тот, кто будет представлять работу группы.

Цель задания: показать, что уважение, любовь к родному языку и культуре – важнейшие ценности для любого человека; показать существование ценностей, которые важны для всех людей вне зависимости от их национальности; совершенствовать умения взаимодействовать в малой группе.

Задание: напишите на карточке ответы на вопросы (выполняется индивидуально каждым обучающимся):

• Какой язык вы считаете родным языком?

• Что вы больше всего цените в культуре своего народа?

Затем каждая группа собирает ответы всех участников, обсуждаются ответы. Представители от каждой группы озвучивают самые интересные ответы.

Итоговая рефлексия:

• Близки ли ответы, когда речь идёт о разных родных языках и разных культурах?

• Почему ответы так близки и в случае, когда речь идёт об одном родном языке и об одной культуре?

 

Задание 2. «Подарочная карта»

Цель: показать ценность умения поделиться друг с другом – знаниями, делами, добрыми словами.

Форма работы: групповая. Класс делится на 4–5 групп.

Задание: представим себя добрыми волшебниками, у которых есть возможность «подарить» человеку другой национальности что-то очень ценное из достижений вашей родной культуры – поделиться с ним радостью. Это могут быть песни, стихи, картины, книги, сказки, народные легенды и т.д. Каждый обучающийся получает карточку – «подарочную карту», на которой он напишет, в чём состоит этот подарок.

Задача состоит в том, чтобы подарок показал щедрость и желание установить прочные контакты с представителем другой национальности. Затем каждая группа собирает ответы всех участников, «подарки» обсуждаются. Группа делает выбор, о каком самом интересном варианте будет рассказано всему классу. Авторы самых интересных «подарков» от всех групп озвучивают свои предложения, объясняя свой выбор.

Итоговая рефлексия:

• Почему вы выбрали именно этот подарок? Что он выражает?

• Легко ли было сделать выбор?

 

Задание 3. «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»

Цель: показать ценность родного края, региона; расширить представления о культурном и языковом своеобразии малой родины. Форма работы: групповая. Класс делится на 4–5 групп.

Важно заранее подготовить (совместно с учителями истории или географии) карты региона /города.

Задание: знаете ли вы о Всероссийском проекте «Большая перемена»? Победители одного из конкурсов «Познавай Россию» смогли отправиться в «Путешествие мечты» через всю страну, смогли увидеть её знаковые места: Токаревский маяк во Владивостоке, планетарий в Новосибирске, космодром Восточный в Амурской области, Кремль Нижнего Новгорода, Омскую крепость, мечети Татарстана, буддистские храмы Забайкалья. А также Уральские горы, Красноярскую ГЭС, Кругобайкальскую железную дорогу и многое другое.

          Представим, что мы экскурсоводы, разрабатывающие маршрут по родному краю, родному городу. Отметьте на карте района, города те места, которые непременно надо включить в маршрут по вашей малой родине.

        По результатам работы создаётся карта с общим названием «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»

 

Использованный материал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/24/grade/57/


 

Скачано с www.znanio.ru