Классный час для 1-2 классов.
Тема: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Класс поделён на 5 групп по 5 человек.
Цели: 1. Иметь знания о значении нравственных понятий: доброта, отзывчивость, милосердие, самолюбие. Учить детей пользоваться данными понятиями. Развивать речи детей: обогащение словаря (чуткость, отзывчивость, деликатность). Формировать умение аргументировать свою точку зрения.
2. Закрепить навыки нравственного поведения. На основе примеров и жизненного опыта учащихся показать правильные нормы поведения, важность и ценность настоящей дружбы. Воспитывать бережное отношение не только к близким людям, но и ко всем окружающим.
3. Уметь работать в группе, прислушиваться к товарищам, развитие у детей навыков общения, соблюдение правил тактичности, деликатности, уважения, вежливости. Воспитание дружного детского коллектива.
Ребята! Сегодня необычный классный час. Прошу улыбнуться друг другу доброй улыбкой.
Эпиграф на доске: «Чем человек умнее и добрее,
Тем больше он замечает добро в людях». Блез Паскаль.
Эпиграфом к нашей теме я взяла слова Блеза Паскаля французского математика, физика, литератора и философа, жившего в 17 веке (4 столетия назад). Эпиграф - это изречение или цитата, в которой заключена основная идея, основной смысл нашего предстоящего разговора. Как вы понимаете эти слова? (если человек сам добрый, то и он видит в других добро)
Ребята, хочу задать вам серьёзный вопрос: чем богат человек? (ответы детей.)
Скажите, а за богатством, куда отправляются? (на остров, в путешествие) И мы отправимся в путешествие. Каждая звёздочка - это корабль, получается 5 кораблей. Назовите основные правила поведения на корабле, (основное правило - прислушиваться к мнению товарищей, быть настоящей командой, не перебивать друг друга, не выкрикивать, быть друзьями, дружелюбными) Итак, путешествие начинается! (звучит музыка)
Видите вдалеке остров? Как он называется? (Доброта) На острове под названием Доброта есть 2 сундука. Как вы думаете, что в них может быть? (драгоценности, богатства, украшения) Что можно сделать с драгоценными камнями, украшениями? (потрогать, примерить, подарить, продать). Но, оказывается, человек богат ещё и внутренними качествами. Вы заметили, что один сундук маленький, а другой большой. В каком сундуке могут быть драгоценности, а в каком добрые качества? (...) Почему? (положительных качеств должно быть в человеке больше, чем отрицательных) Какие качества вы бы положили в большой сундук? Обсудите командой... По одному представителю от корабля выходите, выбираете качество и кладёте его в нужный сундук.
Объясни, как вы поняли это качество. Прикрепляй.
Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим.
О доброте для нас расскажут стихотворения ребята.
Доброта нужна всем людям.
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века Украшенье человека...
Где красота — там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа..
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись! (В Суслов)
Поднимите руки те, кто считает себя добрым. Сейчас проверим. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, в нашей школе, на улице, дома, в транспорте, в природе? (ответы детей)
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Отзывчивость - бескорыстная готовность помочь нуждающимся и просто окружающим людям.
Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение. Когда человек во всём видит светлые стороны, верит в успех и добро.
Чуткость - синоним к слову «отзывчивость», сочувственное отношение к людям.
-ласковость, приветливость.
Самолюбие - чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения, (отрицательное значение - болезненное самолюбие, обострённое).
Эгоизм предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам окружающих.
Лживость - склонность ко лжи, обману.
Лицемерие - поведение человека, прикрывающее неискренность. Когда человек притворяется, надевает маску добродетеля, а сам таковым не является.
Посмотрите, что получилось: маленький сундук с богатством, которое можно оставить себе или продать, и большой сундук...тоже с богатством, но с каким? (с богатством души) Что мы можем сделать с этим богатством, с богатством души? (богатством души можно только поделиться) С кем? Какой же сундук мы возьмём с собой?
Теперь уже из нашего «душевного» сундука я достану 5 конвертов по количеству кораблей. В каждом есть 2 ситуации. Прочитайте, обсудите командой и прокомментируйте. Сначала мы обсудим ситуацию, которая написана зелёным цветом. Ответьте: Какое качество использовано?
1. Девочка помогла маме найти потерянную вещь (отзывчивость).
2. Ученик признался учителю в своём поступке (честность).
3. Ребята собрали посылку с игрушками для больных детей (милосердие).
4. Ученики помогли учителю донести тетради и учебники (доброжелательность).
5. Дети помогли в уборке класса (аккуратность, ответственность, порядочность).
А теперь прочитайте ситуации, которые написаны синим цветом. Обсудите командой и дайте свой ответ.
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду, а другие дети над ним насмехаются. Твои действия.
3. Твой друг совершил нехороший поступок, а наказывают тебя. Твои действия.
4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Твои действия.
5. Твой друг ввязался в драку или начал драться первым. Твои действия.
Все ситуации разные, но их объединяет что-то одно. Что? (они о друге, дружбе, взаимовыручке, о наставлении друга на путь истинный, о помощи другу, о дружелюбии)
Всегда ли у друзей всё гладко и хорошо? Могут ли друзья ссориться? (Если друзья настоящие, они не ссорятся по пустякам, а если и поссорились, то обязательно помирятся.)
Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился.
Послушайте стихотворение Сергея Погорельского «Два друга» и попытайтесь ответить на вопрос: «Как быть, если ссора уже произошла?»
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил.
Пришёл домой, захлопнул двери.
Ничком свалился на кровать.
А я-то в нашу дружбу верил!...
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк...
Ах, Колька, Колька, - что ж ты это?
Такую дружбу не сберёг?
Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!...
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька - так несмело
Вошёл с поникшей головой:
— Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь.
Как быть? Чему нас научило это стихотворение? (никогда не ссориться, быть сдержанными, тактичными, дружелюбным)
Я хочу вам дать советы: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Человек становится сварливым, несдержанным, злым. Во время спора будьте сдержанными, тактичными. Никогда никого не упрекайте. Но если всё-таки упрёки прозвучали, и ссора состоялась - миритесь. А какие слова могут вам в этом помочь?
Спасибо, пожалуйста, будьте любезны - это добрые слова, не скупитесь на них для окружающих. Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.). Стих читает ученик.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Что помогает, а что мешает дружбе? Какие качества? (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.)
Я предлагаю вам встать и подвигаться. Я буду называть качество, а вы - выполнять движения: если качество положительное - подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши один раз, если отрицательное - два раза топнуть ногой, присесть и сразу встать.
Аккуратность, безразличие, благородство (это умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения), верность, грубость, вежливость, жадность, жестокость, искренность (честность, правдивость), клевета (распространение заведомо ложных сведений), лень, милосердие, нежность, ненависть (неприятие, отвращение), сочувствие (умение понимать и разделять отрицательные эмоции другого человека).
Дружбы не может быть без очень важного элемента. Вы сами о нем догадаетесь, собрав из разрозненных слов предложение.
Дети собирают фразу: Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!
Очень важно обратить внимание на вежливость. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Поднимите руки те, кто считаете себя вежливым? До XVI века «вежа» означало знаток - тот, кто знает правила приличия, правила поведения, формы выражения доброго отношения ко всему. А как называют человека, который лишен этих знаний? ( Невежда) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. При общении очень важно быть вежливым.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Напишите на каждом лепестке качества, без которых дружба, на ваш взгляд, состояться не сможет. Каждой группе выдается по 2 лепестка. (Ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске. Звучит песня И.Николаева «Капелька добра».).
Посмотрим, какими же качествами должен обладать настоящий друг. (доброта, милосердие, дружелюбие, чуткость, отзывчивость, открытость, правдивость, откровенность, уважение, вежливость, деликатность - это не просто вежливость и мягкость, это приятное впечатление.).
Каждая команда получает пословицы, которые нужно соединить (есть начало и продолжение), а затем прочитать по очереди.
1. - Про доброе дело... говори смело.
2. - Жизнь дана... на добрые дела.
3. - Худо жить без... ласкового слова.
4. - Доброе слово лечит, а... злое калечит.
5. - Не одежда красит человека, а... его добрые дела.
6. - Злой плачет от зависти, а... добрый от радости.
7. - Добрые слова дороже... богатства.
8. - В ком добра нет, в том... и правды мало.
9. - Не ищи красоты, ищи... доброты.
10. - Кто любит добрые дела, тому... и жизнь мила.
Какое качество народа возносится в этих пословицах и поговорках?
(доброта)
Учитель (зажигает свечку): Когда мы зажигаем свечу, что мы чувствуем? (Тепло) Всё живое в нашем мире стремится к теплу. Это тепло должно быть в сердце каждого человека, а в ваших сердцах, пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте людям и природе дарить тепло сердец и души. Ученик читает стихотворение.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь
А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому классному часу. Рисунки разные, хотя говорили об одном.
Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
Давайте закончим наш классный час песней, которая так и называется: «Дорогою добра».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.