Тема: Поговорим о милосердии
Цель: знакомство учащихся с понятием «милосердие», формирование у учащихся желания заботиться о людях; воспитание чувства милосердия.
Ход занятия
Организационный момент
Возьмитесь за руки, улыбнитесь. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева.
Постановка темы и целей занятия
Все мы разные и живем в разных семьях. Но есть на земле люди, у которых нет дома, есть дети, нет родных и близких. Однако, все мы хотим одного, чтобы нас любили, о нас заботились. Вот именно об этом мы и поговорим.
Знакомство с новым материалом
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии. Как вы понимаете это слово? (Милое сердце, милующее, прощающее, сострадающее, доброе)
Милосердие – это готовность оказать помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
Рассказ Марины Люферчик «Дружная семья»
Жили-были папа Андрей, мама Света и их дочка Наденька. Да они и сейчас живут и будут жить ещё долго и счастливо. Папа работал электриком, мама учительницей, а Надя ходила в школу. Она училась в пятом классе и получала по всем предметам одни 10. Учителя преподавали детям не только арифметику и ботанику, но и воспитывали в них доброту, милосердие, сострадание.
Шла как-то Надя с покупками из магазина и видит — стоит маленькая девочка, лет четырёх на вид, и просит милостыню. Надя с удивлением остановилась. Конечно, она знала, что есть нищие - люди, которые не имеют крова и пищи. Но перед ней стоял ребёнок. Надя решительно подошла к малышке и заговорила с ней.
— Я живу с мамой и папой. Пойдём со мной, они о тебе позаботятся. Не бойся, никто тебя не обидит.
Малышка доверчиво протянула свою ручонку Наде, и они пошли вместе.
Прошёл месяц, как Наташа - так звали девочку — оказалась в новом доме. Сначала она стеснялась и большую часть времени молчала. Но постепенно доброта и ласка, окружавшие её, помогли ей освоиться на новом месте. Она рассказала о себе всё, что знала. Надя быстро привязалась к Наташеньке и опекала её, как младшую сестрёнку.
Однажды Надя пришла домой очень печальная. Мама спросила её:
— Доченька, что-нибудь случилось?
— Ничего, - ответила та и ушла в другую комнату.
Когда сели обедать, Надя почти не притронулась к еде. Она сидела, опустив голову, и о чём-то думала. Мама Света встревожилась:
— Надя, может, у тебя что-то болит или ты двойку получила? Ну скажи, не молчи!
И тут девочка расплакалась. Мама усадила дочку на диван и обняла её. Когда Надя успокоилась, она рассказала родителям, что её так тревожит.
— Я шла домой из школы и проходила мимо магазина. А там, - тут Надя всхлипнула, и слёзы опять потекли из глаз, — там стоял маленький мальчик, грязный и плохо одетый. Он просил поесть. А люди проходили мимо. Мама, мамочка, — размазывая по щекам слёзы, девочка кинулась на шею матери, — сделай что-нибудь. Пожалуйста, ты ведь взрослая!
В этот вечер родители долго сидели на кухне, что-то обсуждали, спорили. В результате они приняли решение и на следующий день начали осуществлять свой план. Им пришлось долго ходить из кабинета в кабинет, доказывать свою правоту, убеждать больших чиновников.
И вот наконец состоялось открытие Центра для бездомных детей. Здесь собрались ребята разных возрастов, но все они были лишены родительской любви и заботы. В Центре ребят одевали, кормили, оказывали медицинскую помощь. Опытные педагоги занимались с ними математикой и русским языком, но самым главным уроком было изучение Библии. Ребят учили быть добрыми, любить всё живое, помогать тем, кто попал в беду. Вскоре они подобрали брошенных котёнка и щенка, им подарили попугая и двух хомячков, о которых ребята теперь заботились. Так центр становился для них родным домом.
А как живёт семья Наденьки? Родители Нади полюбили Наташу и удочерили её. Так у них появилась вторая дочка, а у Нади — младшая сестрёнка.
- Какие чувства испытывали вы, слушая рассказ?
- Кто из героев преподал урок милосердия?
Марина Люферчик умерла совсем юной. Ее рассказ - это ее мечта, ее завещание нам, оставшимся жить. Завещание быть милосердными.
Упражнения на развитие милосердия.
Ребята, а вообще нужно ли нам милосердие? Ведь, наверное, это так хлопотно, постоянно заботиться, помогать кому-то. Не легче ли жить для себя, любить себя, заботиться только о себе? Зачем оно нужно, это милосердие? Пусть каждый думает только о себе. А то вдруг сделаешь доброе дело, а тебя еще и не поблагодарят!
Физкультминутка
· Игра “Волшебный цветок”.
Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова, добрые пожелания.
(передают друг другу цветок и при этом говорят хорошие, добрые пожелания
А что мы скажем к этим пожеланиям?
Спасибо!
Давайте все вместе тепло и ласково проговорим это волшебное слово “Спасибо!”.
А как почувствовали себя, услышав это ласковое слово? Как вам стало?
Хорошо, весело!
Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза, всем стало весело, радостно.
Тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру «Сказка». Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1. Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. Красная Шапочка
2. Кощей превращает девушку в лягушку. Иван-царевич идет спасать свою жену. Ему помогают в этом добрые поступки. Он оставляет в живых животных, птиц и рыб, которые оказываются рядом в нужную минуту. Царевна – лягушка.
3. Баба Яга ворует маленьких детей. Ей помогают в этом гуси-лебеди. Сестра справляется с коварной злодейкой. Она возвращает братика домой. Ей помогает яблоня, река и печка, но всем она сначала делает доброе дело. Баба Яга оказывается ни с чем, гуси наказаны. Гуси-лебеди.
4. Очаровательная героиня работает не покладая рук. Она любит всех, но злость мачехи и сестер мешают ей быть счастливой. Добрая крестная фея помогает девушке. Золушка выходит замуж за принца. Золушка.
5. Сколько горя пережила маленькая девочка: оказалась в руках страшных жаб, в обществе завистливых жуков, в доме жадной мыши. Чуть не стала женой слепого крота. Дюймовочка помогает ласточке. Доброта получает ответную благодарность. Ласточка уносит ее в теплые края к таким же, как она маленьким человечкам, живущим среди красивых цветов. Дюймовочка.
Чтение и обсуждение рассказов
Василий Сухомлинский
Горбатая девочка
Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.
– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была горбатая.
Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.
В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.
Учитель облегченно вздохнул.
– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…
Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…
Оля села за первую парту.
Класс выдержал испытание.
Лесной домик
Дедушка и десятилетний внук шли через большой лес. Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.
Наступил вечер. Путники устали. Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.
– Дедушка, вот хатка! – радостно воскликнул внук. – Может, в ней переночуем?
– Да, это домик для путников, – объяснил дедушка.
Они зашли в лесной домик. В нем было чисто, на деревянной стене висела веточка ели. По народному обычаю это означало гостеприимство: заходите, пожалуйста, уважаемые гости.
Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом. На окне стояло ведро с водой. Дедушка и внук умылись и сели ужинать.
– Кто же это все поставил на стол? – спросил внук.
– Добрый человек, – ответил дедушка.
– Как же это так? – удивлялся внук. – Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он. Для чего же он старался?
– Чтобы ты стал лучше, – ответил дедушка.
Работа с пословицами
Добрые дела красят человека.
Добро век не забудется.
Доброе сердце дороже богатства.
Жизнь дана на добрые дела.
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Учащиеся при помощи картинок выбирают хорошие и плохие поступки
Подведение итогов
Учитель. Сегодня каждый из нас должен усвоить одну простую истину: беда другого человека не должна оставлять нас равнодушными, а через сострадание мы должны приблизиться к нуждающемуся человеку и оказать ему конкретную помощь, то есть проявить милосердие.
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.