КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «В ДРУЖБЕ – СИЛА» 4 класс (9-10 лет)

  • doc
  • 07.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В дружбе - сила.doc

 

 

КЛАССНЫЙ  ЧАС

на тему:

«В ДРУЖБЕ – СИЛА»

4 класс (9-10 лет)

Цели: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, умения  дружить и дорожить дружбой; предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми, развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах - дружбе, взаимовыручке.

Предметные: научатся осознавать необходимость жить по законам общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

* Познавательные УУД

Строить рассуждения, обобщать и делать выводы.

*Регулятивные УУД

Понимать задачу и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

*Коммуникативные УУД

Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Оборудование: плакат «В дружбе – сила», пословицы о дружбе, ассоциативный куст (паутинка) «Дружба»,  правила Дружбы, цветные лепестки для «Клумбы дружба», клей, очки, презентация.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, чтение рассказов о друзьях и дружбе, инсценировка  по рассказу  В. Осеевой «Три товарища».    

Эпиграф:

Дружба — главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас  таящее.

И любая беда — не беда,

Если рядом друзья настоящие!

ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Мотивация

      1. Психологический настрой (проговаривание)

У меня все хорошо. Я испытываю хорошие чувства к другим людям и получаю в ответ столько же тепла. Я умею дружить, умею дорожить дружбой.

— Ребята, сегодня я вам предлагаю очень интересную, нужную и серьезную тему для разговора.

      2. Предвидение (прогнозирование)

— Посмотрите, сейчас вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом.

Так догадались, о чем же мы сегодня поговорим? (О дружбе)

    3. Сообщение темы

Да, разговор будет о дружбе и о друзьях. Тема нашей беседы: «В дружбе — сила».

— Есть разные ценности в жизни, но дороже золота, сильнее бури, крепче стали —дружба.

      4. Ожидание

— Что же вы ожидаете, что хотите  узнать из сегодняшнего разговора?

              Ответы детей

— Я хочу узнать, что такое дружба.

— Я хочу узнать, кто такой друг.

— Я хочу узнать, кто может быть настоящим другом.

— Мне интересно знать, какими качествами должен обладать настоящий друг.

— Наш разговор поможет вам находить новых друзей и дорожить старыми.

III. Коллективное обсуждение

      1. Чтение высказываний

Как жизнь хороша,                        

Если много друзей,—

Без друга приходится туго!

Надо уметь среди многих друзей

Найти настоящего друга.

       — Дружба — это ценное богатство.

«Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге»,— писал Сенека, а Аристотель говорил: «Дружба—самое  необходимое для жизни».                      

       2. Инсценировка

Ответить на вопрос, кто такой настоящий друг, поможет нам инсценировка рассказа В. Осеевой «Три товарища».    

Витя потерял завтрак. На большой перемене все рёбята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял.

— Плохо,— сказал Коли, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда еще далеко!

— А ты его где потерял? — спросил Миша.

— Не знаю,— тихо ответил Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а нужно в сумку класть,— сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул  товарищу:

— Бери, ешь!

— Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?

— Почему?

         3. Игра «Волшебные очки»

— Хорошо, когда есть товарищи, друзья и приятели. А сейчас давайте сыграем в игру «Волшебные очки».

   Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите, что хорошего вы видите в своем друге?

                1) добрые глаза;

                2) добрая улыбка;

                З) доброе слово;

                4) доброе сердце;

                5) добрая душа;

                6) нежная душа;

                7) хороший;

                8) нежный, отзывчивый...

— Каждому из нас хочется иметь верных, надежных друзей. Найти себе друга по душе бывает очень трудно, а сохранить дружбу — еще сложнее. И в этом нам поможет...

         4. Монолог

             — Что же такое дружба?

Учитель:

             Что такое Дружба, каждый знает,

             Может быть, и спрашивать смешно?

             Ну а все же, что обозначает

             Это, слово? Значит что оно?

Ученики:     Дружба — это если друг твой болен

                     И не может в школу приходить,

                     Навещатъ его по доброй воле,

                     Школьные уроки приносить.

                          Если друг твой что-то, к сожаленью,

                          Плохо сделал или же сказал, -

                          Надо честно, прямо, без сомненья

                          Правду высказать ему в глаза.

                                      Дружба — в радости и дружба – в горе.

                                      Друг последнее всегда отдаст.

                                      Друг — не тот кто льстит,

                                      А тот, кто спорит,

                                      Тот, кто не обманет; не продаст.

                                                              Дружба никогда границ не знает.

                                                              Нет преград для дружбы никаких.

                                                              Дружба на земле объединяет

                                                              Всех детей -  и белых, и цветных.

— Закройте, дети, глаза и мысленно произнесите слово дружба. Какие ассоциации у вас возникают?

         5. Составление ассоциативного куста

— Составим ассоциативный куст, паутинку сплетем и слова к дружбе подберем.                                                                        

 

                                                                 симпатия

                                                                 доверие

    ДРУЖБА                                                   правда

                                                                 доброта

                                                                 взаимопонимание

                                                                 преданность

                                                                 уважение

                                                                 прямота

                                                                 радость

                                                                 честность

                                                                 сопереживание

                                                                 чуткость

— Как пахнет дружба?

— Ваши ощущения?

— С какой погодой вы сравниваете дружбу?

— Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?

— Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

          6. Клумба дружбы

— Разобраться в этом нам поможет игра «Цветок дружбы» и составленная вами «Клумба дружбы».

У вас на парте лежат лепестки разного цвета, соответствующие чертам характера друга.

Выберите 5 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге.

Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету.           


доверие (фиолетовый)

доброта (розовый)

       верность (оранжевый)

       взаимопонимание (желтый)

 сопереживание (синий)

 чуткость (зелёный)

 честность (голубой)

уважение (красный)


— А сейчас каждый составляет свой цветок дружбы.

Я также составлю свой цветок дружбы.  Этими цветками мы украсим нашу клумбу. (Учитель клеит на доску).

— Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала!

Какие же главные качества вы больше всего цените в друге?

—Давайте сделаем выводы.  Легко ли быть другом?  (Нет, трудно, так как нужно самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно.)

— Итак, Хочешь иметь друга — будь им».  Это мудрое старое правило. Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его радости и горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливее, не пожалей для этого ни сил, ни времени.

                       Жизнь без друзей теряет смысл,                              

                       Болотной тропкой по земле петляет...

                       Найти друзей — важней заботы нет,—

                       Пророки и поэты повторяют.

                       Но их не просто ищут, их творят,

                       И ими, сотворенными, гордятся

        7. Игра «Угадай мелодию»

- А сейчас давайте угадаем мелодию песен о дружбе.

                      С голубого ручейка начинается река,

                      Ну, а дружба начинается с улыбки.

                                              Если с другом вышел в путь —

                                              Веселей дорога.

                                              Без друзей меня чуть-чуть,

                                             А с друзьями — много.

                                                                     Мир похож на цветной луг;

                                                                      Если рядом с тобой друг...  и др

— Итак, человеку нужен друг. И не только в беде, но и в радости тоже.

       «Разделенное горе в половину меньше,  разделенная  радость вдвое больше»,— народная мудрость. О дружбе размышляли во все времена, письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые. Многие пословицы, поговорки о дружбе мы изучали на уроках

            8. Игра «Я — тебе, ты — мне»

— И поможет нам их вспомнить игра «Я— тебе, ты — мне».

• Дружба и братство —... (дороже богатства).

• Не имей сто рублей, а имей... (сто друзей).

• Друга ищи, а нашел —... (береги).

• Друг познается... (в беде).

• Старый друг лучше новых... (двух).

• Дерево сильно корнями, а человек—... (друзьями).

• Дружба, что стекло, разобьешь — не... (склеишь).

• Человек без друзей, что дерево без... (корней).

— Какая из пословиц может быть вторым названием нашего разговора?

— Как вы думаете, существуют ли определенные правила, законы дружбы?

         9. Правила дружбы

— У вас на партах лежат эти правила. Давайте их прочитаем цепочкой.

                Правила дружбы                                     

1) Один — за всех, и все — за одного.

2) С хорошим другом веселей в удаче, легче в беде.

3) Не оставляй друга в беде.

4) Будь требовательным в дружбе.

5) Будь бескорыстен в дружбе.

6) Не смейся над недостатками друга.

7) Умей прощать другу.

8) Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его.

9) Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем- то не прав, скажи ему об этом.

10)Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

— Эти правила нужны не только детям, но и взрослым. Существует множество других правил дружбы, но это — основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Кто в дружбу верит горячо,                               

Кто рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку

      10. Обсуждение проблемных ситуаций

— А сейчас я вам предлагаю разрешить проблемные ситуации.

1) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь?

2) Твой друг употребляет в речи плохие слова и выражения.

З) Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе, и ты.

4) Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.

— Молодцы, ребята!

Не стой в стороне равнодушно,                                

Когда у друга беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

       11. Рефлексия.

Мимическая гимнастика «Могут ли руки подружиться»  (все становятся в круг)

 — Конечно, дружба начинается   с улыбки. Она должна быть светлой  и радостной.                                               

    Улыбка — это ключ к душе каждого человека, к пониманию друг друга.

    Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь сегодняшнему дню.

    А сейчас приложите свою ладошку к ладошке друга.

    Что вы можете сказать, какова рука друга?

    Скрепите дружбу своим теплом. Пронесите тепло дружбы через всю жизнь.

    Будьте хорошими друзьями, так как дерево сильно корнями, а человек — друзьями.

Итак, наш коллективный разговор подошел к концу.

IV. Итог

— Спасибо, ребята, всем вам за сотрудничество.

Все вы старались, молодцы!

Дружите между собой.

Пусть ваша дружба будет крепкой!

 

Звучит песня «Дружба крепкая».