КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему:
«В ДРУЖБЕ – СИЛА»
4 класс (9-10 лет)
Цели: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, умения дружить и дорожить дружбой; предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми, развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания.
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах - дружбе, взаимовыручке.
Предметные: научатся осознавать необходимость жить по законам общечеловеческих ценностей.
Метапредметные:
* Познавательные УУД
Строить рассуждения, обобщать и делать выводы.
*Регулятивные УУД
Понимать задачу и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
*Коммуникативные УУД
Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
Оборудование: плакат «В дружбе – сила», пословицы о дружбе, ассоциативный куст (паутинка) «Дружба», правила Дружбы, цветные лепестки для «Клумбы дружба», клей, очки, презентация.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, чтение рассказов о друзьях и дружбе, инсценировка по рассказу В. Осеевой «Три товарища».
Эпиграф:
Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
II. Мотивация
1. Психологический настрой (проговаривание)
У меня все хорошо. Я испытываю хорошие чувства к другим людям и получаю в ответ столько же тепла. Я умею дружить, умею дорожить дружбой.
— Ребята, сегодня я вам предлагаю очень интересную, нужную и серьезную тему для разговора.
2. Предвидение (прогнозирование)
— Посмотрите, сейчас вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом.
Так догадались, о чем же мы сегодня поговорим? (О дружбе)
3. Сообщение темы
Да, разговор будет о дружбе и о друзьях. Тема нашей беседы: «В дружбе — сила».
— Есть разные ценности в жизни, но дороже золота, сильнее бури, крепче стали —дружба.
4. Ожидание
— Что же вы ожидаете, что хотите узнать из сегодняшнего разговора?
Ответы детей
— Я хочу узнать, что такое дружба.
— Я хочу узнать, кто такой друг.
— Я хочу узнать, кто может быть настоящим другом.
— Мне интересно знать, какими качествами должен обладать настоящий друг.
— Наш разговор поможет вам находить новых друзей и дорожить старыми.
III. Коллективное обсуждение
1. Чтение высказываний
Как жизнь хороша,
Если много друзей,—
Без друга приходится туго!
Надо уметь среди многих друзей
Найти настоящего друга.
— Дружба — это ценное богатство.
«Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге»,— писал Сенека, а Аристотель говорил: «Дружба—самое необходимое для жизни».
2. Инсценировка
Ответить на вопрос, кто такой настоящий друг, поможет нам инсценировка рассказа В. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все рёбята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял.
— Плохо,— сказал Коли, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда еще далеко!
— А ты его где потерял? — спросил Миша.
— Не знаю,— тихо ответил Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нес, а нужно в сумку класть,— сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
— Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?
— Почему?
3. Игра «Волшебные очки»
— Хорошо, когда есть товарищи, друзья и приятели. А сейчас давайте сыграем в игру «Волшебные очки».
Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите, что хорошего вы видите в своем друге?
1) добрые глаза;
2) добрая улыбка;
З) доброе слово;
4) доброе сердце;
5) добрая душа;
6) нежная душа;
7) хороший;
8) нежный, отзывчивый...
— Каждому из нас хочется иметь верных, надежных друзей. Найти себе друга по душе бывает очень трудно, а сохранить дружбу — еще сложнее. И в этом нам поможет...
4. Монолог
— Что же такое дружба?
Учитель:
Что такое Дружба, каждый знает,
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а все же, что обозначает
Это, слово? Значит что оно?
Ученики: Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещатъ его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал, -
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Дружба — в радости и дружба – в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг — не тот кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет; не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
— Закройте, дети, глаза и мысленно произнесите слово дружба. Какие ассоциации у вас возникают?
5. Составление ассоциативного куста
— Составим ассоциативный куст, паутинку сплетем и слова к дружбе подберем.
симпатия
доверие
ДРУЖБА правда
доброта
взаимопонимание
преданность
уважение
прямота
радость
честность
сопереживание
чуткость
— Как пахнет дружба?
— Ваши ощущения?
— С какой погодой вы сравниваете дружбу?
— Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?
— Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
6. Клумба дружбы
— Разобраться в этом нам поможет игра «Цветок дружбы» и составленная вами «Клумба дружбы».
У вас на парте лежат лепестки разного цвета, соответствующие чертам характера друга.
Выберите 5 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге.
Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету.
доверие (фиолетовый)
доброта (розовый)
верность (оранжевый)
взаимопонимание (желтый)
сопереживание (синий)
чуткость (зелёный)
честность (голубой)
уважение (красный)
— А сейчас каждый составляет свой цветок дружбы.
Я также составлю свой цветок дружбы. Этими цветками мы украсим нашу клумбу. (Учитель клеит на доску).
— Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала!
Какие же главные качества вы больше всего цените в друге?
—Давайте сделаем выводы. Легко ли быть другом? (Нет, трудно, так как нужно самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно.)
— Итак, Хочешь иметь друга — будь им». Это мудрое старое правило. Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его радости и горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливее, не пожалей для этого ни сил, ни времени.
Жизнь без друзей теряет смысл,
Болотной тропкой по земле петляет...
Найти друзей — важней заботы нет,—
Пророки и поэты повторяют.
Но их не просто ищут, их творят,
И ими, сотворенными, гордятся
7. Игра «Угадай мелодию»
- А сейчас давайте угадаем мелодию песен о дружбе.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Если с другом вышел в путь —
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями — много.
Мир похож на цветной луг;
Если рядом с тобой друг... и др
— Итак, человеку нужен друг. И не только в беде, но и в радости тоже.
«Разделенное горе в половину меньше, разделенная радость вдвое больше»,— народная мудрость. О дружбе размышляли во все времена, письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые. Многие пословицы, поговорки о дружбе мы изучали на уроках
8. Игра «Я — тебе, ты — мне»
— И поможет нам их вспомнить игра «Я— тебе, ты — мне».
• Дружба и братство —... (дороже богатства).
• Не имей сто рублей, а имей... (сто друзей).
• Друга ищи, а нашел —... (береги).
• Друг познается... (в беде).
• Старый друг лучше новых... (двух).
• Дерево сильно корнями, а человек—... (друзьями).
• Дружба, что стекло, разобьешь — не... (склеишь).
• Человек без друзей, что дерево без... (корней).
— Какая из пословиц может быть вторым названием нашего разговора?
— Как вы думаете, существуют ли определенные правила, законы дружбы?
9. Правила дружбы
— У вас на партах лежат эти правила. Давайте их прочитаем цепочкой.
Правила дружбы
1) Один — за всех, и все — за одного.
2) С хорошим другом веселей в удаче, легче в беде.
3) Не оставляй друга в беде.
4) Будь требовательным в дружбе.
5) Будь бескорыстен в дружбе.
6) Не смейся над недостатками друга.
7) Умей прощать другу.
8) Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его.
9) Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем- то не прав, скажи ему об этом.
10)Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
— Эти правила нужны не только детям, но и взрослым. Существует множество других правил дружбы, но это — основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
10. Обсуждение проблемных ситуаций
— А сейчас я вам предлагаю разрешить проблемные ситуации.
1) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь?
2) Твой друг употребляет в речи плохие слова и выражения.
З) Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе, и ты.
4) Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
— Молодцы, ребята!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у друга беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
11. Рефлексия.
Мимическая гимнастика «Могут ли руки подружиться» (все становятся в круг)
— Конечно, дружба начинается с улыбки. Она должна быть светлой и радостной.
Улыбка — это ключ к душе каждого человека, к пониманию друг друга.
Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь сегодняшнему дню.
А сейчас приложите свою ладошку к ладошке друга.
Что вы можете сказать, какова рука друга?
Скрепите дружбу своим теплом. Пронесите тепло дружбы через всю жизнь.
Будьте хорошими друзьями, так как дерево сильно корнями, а человек — друзьями.
Итак, наш коллективный разговор подошел к концу.
IV. Итог
— Спасибо, ребята, всем вам за сотрудничество.
Все вы старались, молодцы!
Дружите между собой.
Пусть ваша дружба будет крепкой!
Звучит песня «Дружба крепкая».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.