Ход классного часа.
-Ребята, посмотрите внимательно на тему классного часа.
-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Звучит фонограмма песни «22 июня ровно в 4 часа»
-9 Мая 2015 года в 70 –й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
-Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Звучит сама песня (22 июня…»)
-1-ый ученик:
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
-2-ой ученик:
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны)
-Учитель:
-Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.
Звучит фонограмма песни «Священная война».
-Учитель:
-Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится.
-Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…
-Но сегодня разговор о 1941-1942-м.
-Учитель:
-Не удаётся фашистам прорваться к Москве ни с юга, ни с севера.
-«Брать её штурмом, брать её в лоб!»-отдают приказ фашистские генералы.
-И вот вечер накануне нового наступления. Обер-лейтенант Альберт Найгман спустился к себе в землянку. Достал бумагу, начал писать письмо. Пишет своему дядюшке, отставному генералу в Берлин. Уверен Найгман в победе.
-«Дорогой дядюшка!- строчит Найгман. – Десять минут назад я вернулся из штаба нашей гренадёрской дивизии, куда возил приказ командира корпуса о последнем наступлении на Москву…».
-Пишет Найгман, торопится: «Москва наша!Россия наша! Европа наша! Тороплюсь . зовёт начальник штаба. Утром напишу из Москвы!».
-Учитель:
-Новую свою попытку прорваться к Москве фашисты начали с самого кратчайшего, Западного направления. Прорвали вражеские дивизии фронт под городом Наро-фоминском, устремились вперёд. Немного осталось и до Звенигорода.
Торжествуют фашистские генералы:
-Путь на Москву открыт!
-Посылают донесение в Берлин:
-Путь на Москву открыт!
3-ий ученик:
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
4-ый ученик:
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
-Учитель:
-Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу с лица земли. В замыслах противника захват Москвы имел особое значение: потеряв столицу, СССР вынужден будет капитулировать. Гитлер хотел уничтожить столицу со всем её населением. План на Москву получил многозначительное название «Тайфун».
-Почему, как вы думаете?
(Так подчёркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска.)
-30 сентября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.
-Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи»- противотанковые сооружения в виде скрещённых железных брусьев.
-На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины.
-Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, были сделаны неузнаваемыми важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие здания. На Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели купола Кремля. Их покрыли чёрной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким лётчикам мешали аэростаты- огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
-Ученик:
--Вражеским самолётам преграждали путь и наши истребители. 8 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин на высоте 5 000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошёл на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжёлой машины задымил, но и на одном моторе фашистский самолёт мог причинить много вреда, сбросив смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолёта.
-Ученик:
Почувствовав опасность, немецкий лётчик дал очередь из пулемёта. Но поздно. Раненый в правую руку, Талалихин, управляя самолётом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот рухнул на землю. Виктор благополучно на парашюте спустился на землю. И в честь отважного лётчика названа улица в Москве.
-Ученик:
Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве, то есть в Московской области, сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Во время одного боя герои-панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули обратно, а подбить танк очень непросто. Вдруг… они видят новую лавину танков. Солдаты приготовились к бою. Встал тут политрук Василий Клочков и, обращаясь к солдатам, сказал: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Эта фраза стала легендарной, она была в уме каждого солдата, придавала сил каждому воину. Позади Москва, столица, не пропустить врага.
Почти все герои панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
-Ученик:
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона идёт через наши сердца!
-Учитель:
-Взвился «Тайфун», как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты.
-Ну а как же с письмом обер-лейтенанта Найгмана?
-Дописал ли его офицер?
-Нет, не успел. Погиб лейтенант, вместе с письмом остался в снегах Москвы.
Ученик:
Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Ученик:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком: «Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!».
Цель классного часа:
- развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.
Задачи:
-познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и
событиями;
-прививать интерес к истории;
-Формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершённый русским народом
Оформление, оборудование:
1. Выставка книг и открыток о ВОВ.
2.Запись фонограммы песни «22 июня ровно в 4 часа».
3. Запись голоса Ю.Левитана с объявлением о начале войны.
4. Запись фонограммы песни «Священная война».
На доске тема классного часа и эпиграф:
И смотрит на сынов своих Россия
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Классный час на тему:
«Великой Победе – 65!»
Учитель: Чернова Г.А.
Дата проведения: апрель, 2010г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.