Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 115 г.о. Самара
Методическая разработка внеклассного занятия
«Права и обязанности детей в семье»
Разработчик:
Ломакина В.А.,
воспитатель
Самара, 2017г.
Цель: дать представление о правах и обязанностях ребенка в семье.
Задачи: формировать положительное отношение к выполнению своих обязанностей; воспитывать правовую грамотность.
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята давайте прослушаем песню из мультфильма «Мама для мамонтенка».
-Скажите, кого ищет мамонтенок? (предполагаемые ответы детей)
-А куда же он вернется? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, ребята, он вернется к себе домой, где ему будет тепло, уютно и спокойно. Также и для каждого человека родной дом, семья - самое дорогое, самое ценное, что у нас есть.
Воспитатель: а как вы думаете, что такое семья? (предполагаемые ответы детей)
Попробуйте произнести слово «семья» вот так «семь-я».
-Что это значит? (семь таких, как я; похожих на меня.)
Воспитатель: Действительно, ребята, семья- это группа живущих вместе близких родственников. Они даже похожи чем-то друг на друга: внешностью, характером, интересами.
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.
У нас сегодня праздник довольна вся родня,
у нас родился братик, вернее, у меня.
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: «На маму, очень славненький с лица! »
Мама говорит: «На папу, вид смешливый у мальца! »
Обе бабушки друг дружке уступают битый час.
«Внук похож на вас, не спорьте».
«Что вы, душенька, на вас».
Я одна сижу, как мышка, пусть потешится родня,
я то знаю, что братишка уродился весь в меня.
Воспитатель: А как
можно назвать слова: мама, папа,
бабушка, дедушка, братья, сестры одним
словом? (Семья). Правильно.
Воспитатель: А как вы думаете, почему
люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать
кому-либо помощь или самому попросить …).
Воспитатель: А без чего (самого главного) не может существовать ни
одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна,
все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
«Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
Если бы ...
Если бы на Земле не было любви!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем,
что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и
т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)
- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).
- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить
не просто о правах и обязанностях, а о «Правах
и обязанностях детей в семье», потому
что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни
одна семья.
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли
дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно
поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько
хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и
государством.
Воспитатель: у каждого члена семьи
есть свои права и обязанности. Сегодня мы будем говорить о правах и
обязанностях ребенка в семье. И так, тема нашего занятия «Мои права и
обязанности в семье».
II. Основная часть.
Словарная работа:
Право- свод законов, разработанных государством, по которым может жить человек.
Обязанность - правила поведения, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать права других людей.
Воспитатель: Какие же права имеют дети в семье?
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам)
Каждому ребенку, как только он родился, государство гарантирует:
1. право на жизнь
2. Право жить и воспитываться в семье.
Заботливые мама и папа, дедушки и бабушки, уютный дом - вот что надо для развития любого маленького человечка.
3. Право на имя, отчество, фамилию.
Родители сразу после рождения малыша решают, как его назвать. Они договариваются между собой. Отчество присваивается по имени отца. Фамилия определяется фамилией мамы и папы. Если у родителей разные фамилии, то они тоже договариваются между собой, чью фамилию будет иметь ребенок. Фамилия, имя, отчество ребенка записываются в свидетельство о рождении ребенка. Это первый документ у каждого человека.
4.Право на образование.
5. Право на заботу со стороны взрослых.
Родители должны обеспечить питание ребенку, приобретать ему одежду, обувь, учебные принадлежности. А так же они должны оказывать помощь своим детям в разрешении конфликтов.
6. Право на сохранение семейных связей.
У каждого ребенка есть право общаться с обоими родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами. Никто не может ему этого запретить. Даже если папа не живет вместе с мамой, ты имеешь право общаться с ним.
7. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
8. Право на защиту от насилия.
Воспитатель: это, ребята, ваши самые главные права в семье. Есть еще и другие, но с ними мы будем знакомиться в другой раз. Посмотрите еще раз на эти плакаты, подумайте и скажите: в вашей семье соблюдаются ваши права? (дать высказаться всем детям).
Физкультминутка:
Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем
А сейчас белье стираем
Полощем, отжимаем, вешаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем
Двери настежь открываем
Крепко-крепко обнимаем.
Воспитатель: конечно же, ребята, родителям нужна ваша помощь. Ведь у них столько много дел. А у кого в вашей семье больше обязанностей? (ответы детей)
Воспитатель: Законом не устанавливается каких-либо обязанностей для детей. Но это не значит, что дети могут все получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Дети должны в меру своих возможностей помогать родителям.
Воспитатель: Давайте расскажете, как вы помогаете своим родителям.
(Каждый ребенок выходит, говорит, какую работу по дому он выполняет). Воспитатель: молодцы, ребята!
(На доску вывешивается плакат с перечнем обязанностей для детей)
Воспитатель: Ребята, давайте
сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности,
предусмотренные законом и государством.
Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы
будете говорить – это разрешается или запрещается, затем назовете право, о
котором говорится в данной ситуации.
1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить. Это (разрешается)
Ответ детей – это право ребенка жить и воспитываться в семье.
2). Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается)
Ответ детей – право свободно выражать свои
взгляды и мнения.
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой. Это (разрешается)
Ответ детей – мы считаем, что это право ребенка на жизнь.
4). Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго
(запрещается).
Ответ детей – мы думаем, что это право ребенка на защиту от насилия.
5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать. Это (разрешается)
Ответ детей – это право на образование.
Воспитатель: Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз
быстро повторим и запомним.
Воспитатель: Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы
еще знаете и можете назвать? (право на фамилию,
имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на
лечение…).
Воспитатель: Молодцы! А знаете ли вы, что
все эти права записаны в специальных государственных документах, которые
называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах
ребенка». (Показ брошюр). Этих прав,
ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать,
знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
Воспитатель: давайте прочитаем главные обязанности ребенка в семье:
1. Хорошо учиться
2. Слушаться родителей
3. Помогать по дому
4. Заботиться о других членах семьи
5. Стараться самому обслуживать себя
Воспитатель: сейчас я вам прочитаю сказку «Кукушка»?
Почему в этой сказке мама обернулась кукушкой?
-Как бы вы поступили на месте этих детей?
-Ребята, а как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Они живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые - за здоровьем следят врачи, воспитатели и учителя дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными. Конечно же, таким детям очень не хватает родительской ласки, но они хотя бы не страдают от отсутствия воспитания, крыши над головой, еды.
III. Итог:
Воспитатель: Ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях ребенка в семье.
- Что такое право?
- Что такое обязанность?
- Хорошо учиться – это ваше право или обязанность?
- О каком праве можно вспомнить, когда вы берете в руки свидетельство о рождении?
Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. А сейчас я хочу вручить вам вот такие памятки «Мои права и обязанности в семье» и пожелать вам, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, чтобы вы выполняли свои обязанности, и чтобы у каждого из вас была счастливая дружная семья, такая, как в этом стихотворении.
Если дочка не упряма
Если папа не сердит
Если бабушка на маму исподлобья не глядит
Если с самого утра слышишь добрые слова
Значит, папа, мама, я - кто? Дружная семья!
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Воспитатель: Итак,
ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в
семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
- Чему научились? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас, уважаемые ребята, я предлагаю вам, сказать друг
другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).
Воспитатель: Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, тем крепче и дружнее будут наши семьи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.