Классный час на тему: «Наша истинная национальность – человек»
Цель: 1) формирование уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
Задачи: Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы. Воспитывать интернационализм, гуманность, уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности. Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер для воспроизведения музыкального сопровождения. На доске — слова: Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята, наш классный час я хотела бы начать с высказывания
Б. Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
И действительно: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, теракт, негр, «черный», жертва насилия...
Сегодня мы попытаемся затронуть очень сложную и серьезную проблему, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы жители самой большой по площади в мире страны. Страна удивительна не только тем, что она богата полезными ископаемыми, красивыми пейзажами, основное богатство страны – ее народ: трудолюбивый, свободный, патриотичный, умный и многонациональный. Наша страна, наша республика, в том числе наша школа – многонациональна.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Читает стихотворение С. Маршака
"Всемирный хоровод":
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских, Турецких, немецких, Французских
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, Что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и сёлах…
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберётся в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком, а дети – друг с другом!
Учитель - О чём это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.)
Воспитатель - А теперь попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".
Высказывания детей.
- Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу "Ладная семья"
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность. Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. Ответы можете выбрать из предложенных слов: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Давайте поиграем.
Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, чёрный – второе.
Младший брат сломал игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты пытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться поддержкой.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты всё сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку с своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идёшь с ними гулять.
Учитель - В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, украинцы, армяне, белорусы… Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
-Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести
"Золотые правила":
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
- Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
Учитель. -Вы убедились в том, что разнообразие, красота культур и обычаев других народов в том, что все народы талантливы и неповторимы. Каждый народ гордится своими героями. За один урок мы смогли рассказать только о маленькой части тех жемчужин, которые породила их родина. И мы все гордимся ими, т. к. они внесли вклад и в нашу культуру и наук
Заключение.
Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.