ГУ «Карабалыкская средняя школа № 1 имени М.Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»
Классный час
«Основные требования этикета»
Цель: напомнить обучающимся основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитывать навыки культурного поведения.
Оформление: высказывания знаменитых ученых, пословицы и поговорки:
Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.
Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд
Скромность всякому к лицу.
Скромность красит человека.
На грош амуниции – на рубль амбиции.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Содержание:
Вступительное слово учителя:
Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое.
Вопрос: Какие черты этикета главные?
Конечно, воспитанность, вежливость.
Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего классного часа.
Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам.
Вот что по этому поводу сказал С. Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухи.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.
«Да бросьте вы церемониться!» — говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур — короче говоря, церемоний.
Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — все было строго определено и расписано.
Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов приветствия — рукопожатие — дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предосторожности — взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.
Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.
Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полторы тысячи лет дошла до нас история о том, как явились к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной помощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».
Во все времена и у всех народов глубоким вниманием и уважением пользовалась женщина-мать.
Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глубоко человечны, они помогали людям жить.
Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди, прежде всего, называют свое имя? Почему девочке следует идти справа своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор?
Например, возникновение последнего обычая объясняют по-разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.
Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильно.
Чаще всего - на разные «почему» мы получаем один ответ: так принято.
Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения. Я надеюсь, вы хорошо понимаете, что речь идет не обо всех старых правилах и привычках. Многие из них потеряли смысл настолько, что кажутся просто невероятными. В одном восточном своде приличий, например, я встретила советы, как воспитанному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы проделали эту процедуру. Как на вас посмотрят?
Конечно, же, некрасивые, негигиеничные, унижающие достоинство формы поведения уходят в прошлое. А какие остаются? Какие, вновь возникают и вливаются в наш сегодняшний этикет?
Анализ ситуации:
В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей.
— Давайте вашу корзину,— тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати.
Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.
Один из идущих сзади сказал:
— Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!
А другой откликнулся:
— Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.
Вопрос: Почему первый человек решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи.
Наверное, это зависит от общего отношения к людям. Чего мы ждем от них, от всех (знакомых и незнакомых) — хорошего или плохого?
Дагестанский поэт, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов написал стихотворение:
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю!»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
Вопрос: Чувствуете разницу?
К культуре поведения это имеет самое прямое отношение.
К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.
Анализ ситуации:
Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, журналы рассматривают.
Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сладости подальше спрятать.
Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?
Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.
Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить веселую лагерную смену.
Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?
Возможно, что он скажет « Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ... У вас, которая кровать свободна?.. Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают вовсе. Если вам что - то надо, книги или ножик, так берите».
Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палате?
Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выбирать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!
А. С. Макаренко говорил, что к людям надо подходить с «оптимистической гипотезой». Оптимист — тот, кто верит в хорошее. Гипотеза — предположение.
Нужно верить, что мы живем среди хороших, честных, умных, воспитанных людей. Такая вера рождает доброе отношение к человеку — самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.
Анализ ситуации:
Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.
Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?
Анализ ситуации:
Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.
Вопрос: Можно ли это сделать прямо тут же?
Анализ ситуации:
Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.
Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?
Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, почувствовали, что доброе отношение к людям проявляется в разных форма, в разных наших качествах.
Одно из них — тактичность.
Тактичность и вежливость — не одно и то же.
Анализ ситуации:
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты... Спасибо... Не надо...
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?
Хорошее отношение к людям проявляется еще в одном важном качестве.
Анализ ситуации:
После очередного дежурства по школе нужно было выпустить «Колючку». Володя вызвался сделать ее. Прошла неделя, но газета не появилась. Одноклассники стали спрашивать Володю: «Почему ты не сделал газету, ты же обещал?» Владимир пробовал отшутиться: «Я своему слову хозяин: захотел — дал, захотел — назад взял».
Вопрос: Было ли смешно одноклассникам?
Обещание не предмет для шуток. Персидский поэт пятнадцатого века Джами заметил:
Давая обещанье, не шути.
Дал обещанье — нет назад пути.
Дал слово — ты им связан. Связать — обязать — обвязать — слова одного корня. Воспитанный человек — человек точный и обязательный. А, кроме того, он скромен.
Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания — черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости».
Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитанный человек хорошо относится к людям. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придется заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры непринужденными и приятными.
По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости («волшебные слова» — говорили вы в детстве): будьте добры, пожалуйста, и т. п.
Анализ ситуации:
Справочная города. Звонок: « Здравствуйте, девушка. Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, номер телефона детской поликлиники, буду вам очень благодарен.
Дежурная нетерпеливо ждет конца этой долгой тирады, выхватывает главные слова — «Детская поликлиника», четко называет номер и, не дожидаясь благодарностей, отключается…
Вопрос: Может быть, дежурная справочной не ценит воспитанность и вежливое обращение? Может быть, ей нравятся люди резкие, грубые?
Конечно, дело в том, что вежливость звонившего — это ложная вежливость. Этикет существует для умных людей. Ну, скажите сами, можно ли отнимать столько времени у работника бюро, если каждая секунда тут на счету?
Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Ты позвонил кому-то по телефону — первым делом поздоровайся и сразу назови себя. Разумно? Очень: твоему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Пятеро школьников пришли в кино, билеты у одного из них. Конечно, же, он подойдет к контролеру первым и предъявит их, а не станет из ложной вежливости пропускать всех вперед, в данном случае это было бы неразумно. Ты идешь обедать — вымой руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе.
Я начну, а вы продолжайте:
Котлету не рекомендуется разрезать ножом, потому что ……………………………………………………………………………
Тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что ………………………………………………….
Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как ……………………………………………………………………..
Не перебивайте говорящего товарища. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, во-вторых, ………………………..
Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом ……………………………….
Вопрос: Как вы думаете, что означает выражение ЭСТЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ?
Эстетика — наука о прекрасном.. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным. Не только разумным. Но и обязательно красивым.
Обратите внимание, ребята, мы все время используем слова: некрасиво, смешно, безвкусно, неопрятно. Именно так выглядит поведение человека низкой культуры, плохого воспитания. Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Вообще, воспитанный человек красив.
Сегодняшний этикет значительно отличается от этикета, например, 19 века. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Этикет сегодня – это средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Раньше, когда строили новый дом, углы его ставили на огромные каменные глыбы. Они назывались краеугольными камнями. Меняется техника строительства. А выражение «краеугольный камень» осталось. Оно обозначает в русском языке надежную опору, основу основ.
В фундаменте этикета покоятся четыре краеугольных камня:
доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям — будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
Тест «Хорошо ли вы воспитаны»
( каждый учащийся получает листок с тестом).
Подчеркните «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если вы не согласны.
1. Вы всегда приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?
Да. Нет.
2. Выходя из здания, вы придерживаете тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?
Да. Нет.
3. Продвигаясь к выходу из трамвая, вы вежливо обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?
Да. Нет.
4. Вы здороваетесь везде, куда бы не пришли, даже в лифте и магазине?
Да. Нет.
5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?
Да. Нет.
6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?
Да. Нет.
7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли дама снимать свой головной убор?
Да. Нет.
8. Женщина, которую провожает мужчина, должна идти слева от него?
Да. Нет.
9. Должен ли левша для рукопожатия протягивать левую руку?
Да. Нет.
10. Должен ли мужчина, идя в компании двух женщин, занимать место в центре?
Да. Нет.
11. Можно ли выражать соболезнование по телефону?
Да. Нет.
12. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?
Да. Нет.
За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по пять баллов. Правильные ответы «да» - 1,2,3,5,7,12. «нет» - 4,6,8,9,10,11. Сложите сумму баллов.
45-60 – отлично
35-40 – хорошо
25-30 – удовлетворительно
0-20 – плохо
Чем выше сумма баллов, тем больше у вас основания считать, что вы хорошо воспитаны.
Вопрос: Какого человека, по вашему мнению, можно назвать воспитанным?
Итак, истинно воспитанным человеком можно считать того, у кого выработаны устойчивые привычки поведения, отвечающие основным принципам современного этикета и требованиям нравственной культуры. Не случайно говорят, что воспитанный человек – это не тот, кто долго думал, прикидывал, как поступить и, наконец, принял верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.