Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».
Оценка 4.9

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».

Оценка 4.9
docx
19.09.2022
Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».
Классный час Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников.docx

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».

Цель: познакомить обучающихся с зарубежной и русской литературой.

Задачи: пробудить интерес к зарубежной и русской литературе; показать важность в школьной жизни зарубежной литературы; воспитывать любовь к чтению и книге.

Материалы и оборудование: портреты и книги писателей зарубежной и русской литературы, презентация, портреты других современных писателей, листы формата А3, цветные карандаши, краски.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний наш классный час посвящен зарубежной и русской литературе. Посмотрите на портреты писателей. Все ли они хорошо знакомы вам? Нет ли среди них пока малоизвестных для вас? (обучающиеся называют писателей и выделяют портреты Виктории Валерьевны, Дэвида Алмонда, Уильяма Шекспира). Нравилось ли вам читать произведения из школьного списка литературы? Или, в очередной раз вы бросали книгу на 40 странице? Споры о том, что школьный список литературы безнадежно устарел и требует обновления, не утихают. Один из самых острых вопросов – замена некоторых русских авторов зарубежными. На фоне сдачи ЕГЭ дискуссия вновь обострилась. Расскажем, почему оба лагеря правы и быть или не быть зарубежной литературе на полках школьников, в нашем материале.

Роль зарубежной и русской литературы в образовании. (Сообщения с использованием презентации, подготовленные обучающимися).

Учитель: Ребята, давайте выслушаем тех, кто за зарубежную литературу.

Обучающийся 1: Почему так популярны сериалы «Эйфория», «Элита», «13 причин почему»? Их авторы размышляют на темы, которые действительно волнуют подростков. Герои – те же школьники с теми же проблемами. На примере этих историй молодые люди выстраивают модель поведения. Истории призваны навести порядок в хаосе жизни подростков. О чём рассказывает русская классика? О сущности смерти и жизни, о бесчинстве власть имущих и противостоянии им, долге и чувствах. Да, нам не раз придется встретиться с этими проблемами. Но разве об этом мы жаждали узнать, когда учились в школе? Подросткам не близки истории помещиков или крестьян, потому что они не видят в них себя. Зарубежная же литература зачастую обращается к более «простым» темам. Поиск себя и возможность разрушить социальные границы, добиться успеха, самосовершенствуясь (Джек Лондон «Мартин Иден»), период взросления и неприятие действительности (Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»), школьный буллинг и инклюзия (Р. Дж. Паласио «Чудо»).

Обучающийся 2: Насколько сложны вопросы, поднимаемые русскими классиками, настолько непросты и ответы. Они достаются как вознаграждение за страдания. Крайне редко персонажи остаются счастливыми. Мцыри, познав смысл существования, умирает от ран, Катерина, не выдержав жизни в консервативном и порочном обществе, совершает самоубийство, а шестеро крестьян, путешествуя по стране, так и не находят того, кому на Руси жить хорошо. Школьники в один из самых сложных периодов жизни, когда они меняются, учатся по-новому коммуницировать с миром, пытаются найти себя, и в книгах сталкиваются с трагичными историями. В зарубежной же литературе немало героев в награду за преодоление себя и обстоятельств получают покой и счастье. Один из самых ярких примеров – повесть Дикенса «Ночь перед рождеством».

Обучающийся 3: Литература в России в привычном для нас понимании начала развиваться только при Петре I. До XVIII века она не считалась профессиональной деятельностью и была неотделима от церкви. Многие этапы развития мировой литературы, которая берет своё начало в Древнем Египте и Месопотамии, русская не проходит. Некоторые направления в отечественной литературе либо совсем не представлены, либо представлены фрагментарно. Кроме того, почти до середины XIX столетия русские авторы находились в числе догоняющих Европу. Истоки большинства направлений лежат во французской (классицизм), немецкой (романтизм), английской (реализм) литературах. Знакомясь лишь с русскими авторами, школьники теряют огромную часть жизни словесного искусства.

Учитель: Теперь давайте выслушаем тех, кто против зарубежной литературы.

Обучающийся 4: На современного человека ежедневно сваливается лавина информации. За неделю мы получаем столько же информации, сколько средневековый человек за всю жизнь. С развитием науки, постоянно возрастающими требованиями к человеку, школьная программа становится сложнее и объёмнее. Дополнительные произведения только увеличат нагрузку на учителей, сократят время на изучение отдельных книг.

Обучающийся 5: Интересно было узнать мнение Анны Петренко, филолога, поэта, руководителя студенческого литературного клуба: «Не уверена, что что-то надо добавлять в программу. Мне кажется важным обеспечить хотя бы то, что есть: в программе до 8 класса есть и Шекспир, и Мольер, и Данте, и Гёте, и Дефо, и Стивенсон. Но, поскольку они не входят в кодификатор ЕГЭ, многие учителя их попросту не изучают, предпочитают пропускать, чтобы экономить время на «обязательную» литературу.

Обучающийся 6: Всю зарубежную литературу в школе читают в переводе. Мы знакомимся не с оригинальным произведением, а с новой книгой, созданной переводчиком. Стиль, язык и даже смысл меняются. Лишь от мастерства человека, работающего с текстом, зависит то, насколько произведение будет хорошо с точки зрения стилистики. Иногда переводчик повышает качество текста, а иногда создает искусственный язык.

Лекала с других языков, звучащие на русском не совсем верно, становятся сорняками в речи школьников и могут привести к последующим коренным изменения в синтаксисе русского языка.

Учитель: Что же в итоге: быть или не быть зарубежной литературе в школьной программе? Быть, но лишь после базисного изменения программы. Смещение акцентов, пересмотр приоритетов и методов воспитания и обучения позволят обновить список произведений, сделать его более понятным, интересным, доступным и полезным. Необдуманное выкорчевывание одних книг и замена их другими не даст того, за что так ратуют сторонники включения зарубежной литературы в школьную программу.

Выставка и обзор книг.

Учитель: Ребята, сейчас я хочу предоставить слово нашей гостье – библиотекарю нашей школы Зиннатуллиной Алине Ильдаровне. Она проведет обзор книг зарубежной и русской литературы, которые представлены на нашей выставке.

Творческая мастерская.

Обучающиеся занимаются процессом создания книги.  Ребята делятся на три группы (1 – художники-иллюстраторы, 2 – редакторы, 3 - издатели).  Задания  по группам:

1 группа – создать иллюстрации с образами главных героев в произведениях зарубежной и русской литературы.

2 группа – оформить обложки будущей книги

3 группа – придумать рекламу для продвижения книги.

На выполнение работы дается 10 минут. По окончанию работы учащиеся защищают свои проекты.

Рефлексия.

Вот и закончилась наша встреча. Надеемся, она была интересной и познавательной, и у вас возникло желание прочитать книги зарубежной и русской литературы.

Как сказал Рене Декарт «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников»

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников»

Истории призваны навести порядок в хаосе жизни подростков

Истории призваны навести порядок в хаосе жизни подростков

Европу. Истоки большинства направлений лежат во французской (классицизм), немецкой (романтизм), английской (реализм) литературах

Европу. Истоки большинства направлений лежат во французской (классицизм), немецкой (романтизм), английской (реализм) литературах

Необдуманное выкорчевывание одних книг и замена их другими не даст того, за что так ратуют сторонники включения зарубежной литературы в школьную программу

Необдуманное выкорчевывание одних книг и замена их другими не даст того, за что так ратуют сторонники включения зарубежной литературы в школьную программу

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».

Классный час по теме «Роль зарубежной и русской литературы в образовании учеников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022