![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
Подготовили и провели:
Гулина Людмила Леонидовна
и студенты группы М-42,
Худякова Александра Евгеньевна
и студенты группы М-12,
Шихова Валентина Александровна
и студенты группы М-22
г.
Егорьевск
15апреля 2025 г.
Рассмотрена методической Комиссией классных руководителей Протокол №_____________ от «__» _________20____ года |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Учебно-воспитательной работе: ______________________ Шлыкова Ю.К. |
Председатель методической комиссии: ________________________ Мулина Е.В.
|
|
|
|
(Слайд 1) Классный час, посвященный 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне:
«ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»
Дата проведения: 15.04.2025 г.
Ответственные за проведение конференции:
Классный руководитель группы М-42: Гулина Людмила Леонидовна,
Классный руководитель группы М-12: Худякова Александра Евгеньевна,
Классный руководитель группы М-22: Шихова Валентина Александровна.
(Слайд 2)
ЦЕЛИ: расширить представления студентов о Великой Отечественной войне, познакомить с создателями советского оружия, вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке; воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, свою страну, уважительное отношение к людям старшего поколения; пробуждать интерес к военной технике, желания укреплять Военные силы страны, пробуждать к изучению военной истории, к участию в патриотических акциях и мероприятиях; воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах; развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, химии, военной технике и отечественной истории.
Оборудование:
· экран,
· мультимедиа проектор (для демонстрации фотографий,
изображений самолетов),
· компьютер,
· акустические колонки.
Оформление: фотографии и картинки: танк Т-34,” катюша”, винтовка Мосина, Ил-2, ПО-2, И-16, картины
План конференции:
1) Вступительное слово.
2) Конференция по теме “Оружие Победы”
1. Оружие пехоты.
2.” Лучший танк Второй мировой”.
3.” Катюша”.
4.” Ишаки”, штурмовки, «небесные тихоходы».
3) Викторина
4) Заключительное слово.
Ход конференции:
(Слайд 3)
Была
самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
(Слайд 4,5)
Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
(Слайд 6,7)
Блокада Ленинграда
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
(Слайд 8,9)
Битва за Москву
За
спиной Москва-Столица мира!
За неё, в огне лихих годин, встали насмерть братья-
Сын башкира, русский, и татарин, и грузин.
О, Москва!
Ты сердце всей России;
Из очей твоих струиться свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва,
Нам жизни нет!
(Слайд 10)
Сталинградская битва
(Слайд 11)
Курская битва
(Слайд 12,13)
Битва за Берлин
На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!
(Слайд 14)
Классный руководитель:
Приближается
самый главный, самый любимый в нашей стране праздник - День Победы. Каждый год
в этот день на Красной площади проходит военный парад. Это демонстрация боевой
мощи нашей страны. Но всего за 4 года в условиях войны были созданы образцы
лучшего в мире оружия: винтовки, гранаты, танки, самолеты, артиллерийские
установки…Их разрабатывали наши ученые и специалисты, их делали на заводах
труженики тыла, в основном женщины, дети. Поистине, Великой Отечественной была
эта война.
Сегодняшний классный час мы посвящаем оружию Победы. Лучшее стрелковое оружие, знаменитая “катюша”, “летающие танки” штурмовики Ил-2, самый известный танк второй мировой Т-34- сообщения об этом легендарном оружии подготовили творческие группы. Я предаю им слово.
(Слайд 15)
1. ОРУЖИЕ ПЕХОТЫ
Война практически всегда застает врасплох и сразу же требует много оружия. А гражданские тылы начинают свой ратный труд, выполняя непосильную для мирного времени задачу: при сжатых сроках, дефиците материалов и оборудования, при общем снижении квалификации рабочих рук — «ковать оружие победы». Великая Отечественная война в этом смысле не стала исключением. И в тяжелый, катастрофичный первый год войны ее главная ударная сила — пехота — получала-таки свои винтовки и пулеметы.
(Слайд 16)
Выступающий 1. Наша группа подготовила рассказ об оружии пехоты. Я расскажу о винтовке Сергея Ивановича Мосина. Верой и правдой она служила нашему солдату с 1891 г. до 1960-х гг. почти 60 лет. Эту винтовку называли “трехлинейкой”. Она отличалась высокой надежностью и простотой. У других винтовок было 70 и более деталей, они могли быть и бронебойными, и зажигательными. Прицельно винтовка была на 2 км. Такая винтовка весила 4 кг, ее длина была 1230 мм. Всего за годы войны винтовок Мосина выпущено 12 млн.
(Слайд 17)
Выступающий 2. Пистолет-пулемет ППШ-41. Это замечательное оружие создал конструктор Георгий Семенович Шпагин: “ППШ-41” означает “пистолет пулемет Шпагина образца 1941 г.”.
Шпагинский
автомат верой и правдой служил нашим пехотинцам. Разобрать ППШ можно было без
отвертки – в нем нет ни одного винтового соединения. Производства этого
пистолета-пулемета организовали даже на обычных, не оружейных заводах.
Например, на Московском автозаводе им. В.И. Сталина (ЗИС) за годы войны
изготовили более миллиона ППШ, всего их было выпущено почти 6 млн. На всех
немецких заводах за это же время собрали автоматов почти в 6 раз меньше. В военных
фильмах обычно показывают ППШ с дисковым магазином. В диск входило 70 патронов.
С весны 1944 г. начали выпускать более удобные автоматы – с рожковым магазином
на 35 патронов. Вести огонь из пистолета – пулемета можно было и одиночными
выстрелами и, очередями до 100 выстрелов в минуту с прицельной дальностью 100-200
м. ППШ-41 весил 5 кг.
(Слайд
18)
Выступающий 3. Пистолет ТТ. Разработка
пистолетов для Красной Армии началась в конце 20-х гг. Через некоторое время на
стрелковом полигоне повели испытания. Были представлены три наших пистолета,
сконструированных Коровиным, Прилуцким и Токаревым, и три зарубежных - немецкие
“вальтер” и “парабеллум” и американский “браунинг”. Лучшим признали пистолет
системы Токарева: он оказался самым надежным компактным. За этим пистолетом
закрепилось название ТТ- Тула, Токарев. Наши командиры прошли с ТТ всю войну.
Пистолетов Токарева с начала их производства в 1933
г. до середины 50-х выпустили более 1,7 млн. Технические характеристики ТТ:
калибр- 7,62 мм, вес с обоймой- 940 г, емкость обоймы- 8 патронов, прицельная
дальность стрельбы- 50 м, дальность полета пули- до 1000
м .
(Слайд 19)
Выступающий 4. Ручной пулемет Дегтярева. Есть такое понятие-«живучесть пулемета». Сделав определенное количество выстрелов, оружие, перегревается, теряет меткость и выходит из строя. Для ручных пулеметов нормальной считается живучесть в 10тыс. выстрелов. Такой показатель был, например, у лучшего немецкого «ручника» MG3-13. А теперь сравните эту цифру с той, которая записана в «паспорте» нашего ручного пулемета ДП, созданного Василием Алексеевичем Дегтяревым: 75-100 тыс. выстрелов! ДП («Дегтярев пехотный») по своим боевым качествам был лучшим ручным пулеметом во время Второй мировой войны. Его технические данные: вес- 11,9 кг, емкость магазина-47 патронов, практическая скорострельность-80 выстрелов в минуту. Прицельная дальность стрельбы-1500 м. За годы войны заводы выпустили более миллиона этих пулеметов.
(Слайд 20)
2. ТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Танковые войска
одни из самых значимых и уважаемых во время военных действий. Они противостояли
многочисленной живой силе противника. Были хороши как при наступлении, так и в
случае обороны. Подводя итоги Второй мировой войны немецкие и другие военные,
эксперты не побоялись назвать советский танк Т-34 одним из лучших в мире.
Действительно, во второй половине Второй мировой войны этот стальной монстр
поражал всех своей маневренностью и боевой мощью.
(Слайд 21,22)
Выступающий 1. Наша группа расскажет о советских танках. «Лучший танк второй мировой войны» - так называли советский танк Т- 34. Этот танк вполне заслуженно называют легендарным. Он был намного сильнее немецких «тигров», «пантер» и «фердинандов». Даже фашистский «идеолог танковой войны», немецкий генерал Гудериан, признал превосходство советских танков.
Танк Т-34 был создан конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов.
(Слайд 23)
T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 года.
Длина корпуса – 5920 мм
Длина с пушкой вперёд - 5964 мм
Ширина корпуса – 3000 мм
Высота – 2405 мм
Клиренс - 400 мм
Калибр и марка пушки - 76-мм пушка образца 1938/39 годов (Л-11)
(Слайд 24)
В 1943 г. на вооружение поступил усовершенствованный Т-34-85. Он весил 32 т, броня у него была потолще - 90мм, а пушка посильнее 85-мм. С расстояния в полкилометра она легко пробивала 138-мм броню (у <тигра> броня была 100мм, у <пантеры> - 80мм). Но самое главное - его конструкция была невероятно простой, настолько простой, что позволял делать самый сложный ремонт в полевых условиях. Конструкторы танка понимали, что ремонтировать его будут не очень грамотные механики, а производить – не слишком квалифицированные рабочие.
Поэтому они постарались сделать все основные узлы и агрегаты машины максимально доступными. Это сыграло решающую роль во время войны, когда один танк мог несколько раз вступать в бой – после первого повреждения его тут же ремонтировали и отправляли обратно в битву.
(Слайд 25,26)
Выступающий 2. При этом конструкционная простота позволила наладить производство «тридцатьчетвёрок» в невероятных количествах. Незадолго до окружения армии Паулюса под Сталинградом Гитлеру рассказали о том, что русские могут строить до тысячи танков в месяц, но он назвал информаторов лжецами, заявив, что никто не может производить такое количество бронетехники. На самом деле германские аналитики и правда ошибались – советская промышленность в тот момент выпускала ежемесячно по 2200 танков, большая часть которых была именно Т-34. Когда вся армада перешла в наступление, ей без труда удалось окружить немецкую армию и предотвратить любые попытки прорыва из Сталинградского котла.
В решающий момент Курской битвы, когда 12 июля 1943г. произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, проявилось другое достоинство этой машины – его манёвренность и скорость. На огромном поле возле деревни Прохоровка в небывалом сражении сошлись около 1200 танков и самоходных орудий. Ожесточенная схватка длилась до позднего вечера. С танков летели башни, на куски рвались стволы пушек и гусеницы. Тучи пыли и дыма застилали все кругом. Сотни «тигров», «пантер» и «фердинандов» сгорели на Прохоровском поле. Наши войска перешли в наступление и разгромили почти 30 немецких дивизий.
(Слайд 27,28)
Выступающий 3. Стальные лавины “тридцатьчетверок” в 1942г. захлопнули крышку Сталинградского котла, в 1943г. остановили немецкое наступление под Курском, хлынули, сметая немецкую оборону, в 1944г. на польские равнины и, наконец, в 1945г. заполнили Берлина. В те годы, когда сравнивать достоинства различных танков можно было наглядно, почему-то ни у кого не возникало сомнения в том, что это танк – лучший в мире. За годы войны наши заводы выпустили 52 тыс. танков Т-34 и более 21 тыс. Т-34-85. В некоторых странах эти машины официально остаются на вооружение до сих пор.
Но кроме этого танка были еще и другие. Было семейство тяжелых танков ИС-1, ИС-2, ИС-3. Буквы «ИС» расшифровываются так: «Иосиф Сталин».
(Слайд 29)
Тяжелый ИС-2
считается самым мощным танком Второй мировой войны. Вот его технические
характеристики: боевая масса – 46 т, экипаж – 4 человека, вооружение –
122-миллиметровая пушка и три пулемета калибра 7,62 мм, лобовая броня – 100 мм,
корпусная – 120 мм, мощность двигателя – 520 лошадиных сил, скорость – 40 км/ч,
запас хода – 180 км.
(Слайд 30)
Выступающий 4. А тяжелый танк КВ-1 был назван по первым буквам имени Климента Ворошилова, тогдашнего министра обороны.
Это была настоящая крепость на гусеницах. Мощный двигатель в 500 лошадиных сил позволял 47 – тонной громадине развивать очень неплохую для тяжелых танков скорость – 35 км/ч. Без дозаправки КВ мог пройти 250 км, сметая все на своём пути пушкой (76,2 мм) и тремя пулеметами. От вражеских пуль и снарядов экипаж (5 человек) защищала 95-миллиметровая броня. Вслед за КВ-1 появилась КВ-2, КВ-1С, КВ-85. У каждого из них были свои плюсы. На КВ-2, например, вместо 76,2-миллиметровой пушки поставили мощную 152-миллиметровую гаубицу, снаряды которой вдребезги разносили самые прочные бетонные укрепления. КВ-1С был на 5 т легче КВ-1 и мог двигаться со скоростью 43 км/ч. У КВ-85 была усилена броневая защита – до 100 мм, а 85-миллемитровая пушка этого танка пробивала «лбы» немецких «тигров» с расстояния в 1000 м.
(Слайд 32)
Конструктором Шашмуриным был разработан и внедрен в производство способ отливки картеров танковых трансмиссий из чугуна, что ранее считалось просто невозможным. Он нашел способ отказаться от дорогостоящих и дефицитных легированных сталей при изготовлении многих ответственных узлов, впервые использовав закалку низкосортных углеродистых сталей токами высокой частоты. Отдавая все время серийному производству, Николай Федорович выкраивал буквально минуты для перспективного проектирования. В годы войны им была детально разработана теория проектирования танков по предельным параметрам.
(Слайд 33)
3.” КАТЮША”
(Слайд 34)
Одним
из самых знаменитых орудий Великой Отечественной войны, показавшим
сокрушительную мощь советского вооружения, по праву считается гвардейский
миномет БМ-13 – знаменитая «Катюша». Его нынешние потомки – известные всему
миру «Грады», «Смерчи», «Ураганы», «Булава»…
(Слайд
35)
Выступающий 1. Наша группа подготовила рассказ о “Катюше”. Этот гвардейский реактивный миномет стал самым страшным и грозным оружием Великой Отечественно войны.
(Слайд 36)
Первый залп
“катюши” сделал батарея под командованием капитана Флерова в 1941 г. Под Оршей.
Правда,” катюшами” их позвали не сразу. Их называли БМ-13 (“Боевая машина -13”)
Но кто-то заметил, что на машинах стоит заводская марка в виде буквы “к”-
установку выпускали на московском заводе “Компрессор”- вот и родилось имя:”
Катюша”. Да и песня про девушку Катюшу тогда была очень популярной. За один
залп БМ-13 выпускала по врагу 16 реактивных снарядов. Каждый весил 42 кг, и
летели они на 8,5 км.
(Слайд 37,38)
Немцы очень хотели раздобыть хотя бы одну “катюшу”, но за всю войну это им так и не удалось. А ведь во многих операциях во время войны артподготовку осуществляли полки и даже бригады “катюш”, а это более сотни машин, или более трех тысяч снарядов за один залп. Что такое 3 тыс. cнарядов, которые перепахивают окопы и укрепления за полминуты, представить себе наверное, не сможет никто… Ни одна армия в той войне не смогла обеспечить такого огня. Традиционно “катюши” завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов “катюш” пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.
(Слайд 39)
Выступающий 2. Представить себе, что значит оказаться под ударом “катюш”, сложность. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и немцев, и советских солдат), это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает по-разному - скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнем не потому, что все были убиты - просто ракетный обстрел сводило с ума выживших.
После войны “катюши” стали устанавливать на постаменты - боевые машины превратились в памятники. История нашей реактивной артиллерии тесно сплетена с именами Циолковского, Королева, Глушко. Но главным конструктором легендарной Катюши считается Андрей Костиков, человек, имя которого навеки вписано в историю Великой Отечественной Войны.
Грозно небо заалело,
Слышен скрежет, рёв и вой –
Мчатся «огненные стрелы»
Из машины боевой.
Планы оккупантов руша,
Убивая всех подряд,
Реактивный залп «Катюши»
Превращал сраженье в ад –
От ракет земля горела,
Всё гремело и рвалось,
Словно ненависть кипела,
Шли в атаку боль и злость,
Мстя врагу за наши беды,
За убитых им солдат.
«Вот оружие Победы!» –
Про «Катюшу» говорят.
(Слайд 40)
4.ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ
В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшие, чем он, самолеты. Требовалось увеличить высоту полета, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.
(Слайд 41,42)
Выступающий 1. Наша группа подготовила сообщение об оружии авиации. Штурмовик Ил-2.” Самолет - солдат”, “летающий танк” – так с гордостью называли советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владимирович Ильюшин разработал его с середины 30-х гг. В 1940 г. одноместный самолет был запущен в серийное производство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиации было мало. Из –за усиленного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км/ч, и немецкие истребители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было.
Эту ошибку быстро исправили: в 1942 г. появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600кг бомб и 8 реактивных снарядов. Такого самолета не было не у одной армии мира.
В 1943 г. на фронт поступили еще более
мощные машины - Ил-10М. Они летали со скоростью 550км/ч и были вооружены 5
пушками. Для того времени это было супероружие. Фашисты боялись наших “илов”
как огня и называли их “черная смерть”. Одним залпом Ил-2 мог уничтожить
несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они весили
1,5 кг и в бомбоотсеках “ила” их помещалось 192) пробивали броню толщиной в
70мм. Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти “малышки” уничтожали все
объекты на площади 15х70 м – половина футбольного поля! Когда в небе появлялась
“черная смерть”, экипаж фашистских танков выскакивал из машин и разбегались.
Всего за годы войны было выпущено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.
(Слайд 43)
Выступающий 2. Среди военных профессий Великой Отечественной профессия летчика-штурмовика была одной из самых опасных и страшных. Им приходилось работать в самых сложных условиях –над полем боя, на небольшой высоте, где самолет можно сбить даже из винтовки. О том, настолько опасной была эта профессия, можно судить хотя бы следующему факту – в начале войны звание Героя Советского Союза присваивали всего за 30 боевых вылетов. Потом, после 1943 г. этот ценз подняли до 80 полетов. Как правило, в штурмовых авиационных полках, которые начали воевать в 1941 г., к концу войны не осталось не одного ветерана – их состав полностью менялся.
Дело в том, что в Ил-2 был без преувеличения “летающим танком”. Все жизненно важные органы самолета – мотор, система охлаждения, кабина экипажа и топливные баки были укрыты в бронированной “ванне”, сделанной из специальной авиационной брони. Эта броня оказалась настолько прочной, что поначалу, пока не были разработаны сверла с алмазным и напылением, технология отверстия в ней приходилось отливать – высверливать их после закалки было невозможно. Это сделало Ил-2 весьма живучим – часто самолеты возвращались на аэродром с огромными дырами в плоскостях, зачастую – без половины хвостового оперения, но с живучим экипажем. Многие пилоты погибали не в результате боевых действий – они разбивались из-за того, что летали на слишком малой высоте при плохих погодных условиях. Они, работая на сверхмалых высотах, могли с большей эффективностью уничтожать цели. Известен случай, когда два штурмовика уничтожили во время внезапного налета на железнодорожную станцию три немецких эшелона – с топливом, боеприпасами и техникой.
(Слайд 44,45)
И-16 летал со скоростью до 490 км/ч – очень прилично по тем временам, был вооружен двумя пулеметами и мог брать до 500 кг бомб. Летчики ценили И-16 не только за скорость, но и за поразительную живучесть. Немецкие и итальянские самолеты загорались и падали от одной меткой пулеметной очереди, а наш “ишачок”, даже весь изрешеченный пулями, дотягивали до своего аэродрома. “Ишаком” за выносливость и неприхотливость наши летчики прозвали И-16, а испанцы придумали для этого истребителя свое название – “курносый”.
(Слайд 46)
Выступающий 3. Истребители
ЯК-3. В 1943 г. на Восточном фронте появился немецкий
истребитель-бомбардировщик “Фокке-Вульф-190” (FW-190). Это была
очень серьезная машина, одна из лучших в той войне: скорость-660 км/ч,
потолок-10500 м, 4 пушки, 2 пулемета. Фашисты надеялись, что “фокке-вульф”
поможет им вернуть то превосходство в воздухе, которое они имели в начале
войны. Но уже очень скоро немецкому командованию пришлось разослать своим
летчикам приказ: при встрече с новым советским истребителем конструкции
Яковлева от боя уклоняться!
(Слайд 57)
Самолет, которого так опасались фашисты, - это Як-3, поступивший в наши летные полки весной в 1944 г. По скорости и высоте полета он не уступал немецким машинам, но был легче их и в маневренном бою переигрывал вчистую. Когда на территории Советского Союза сформировали французскую эскадрилью “Нормандия”, летчиков спросили, на каких истребителях они хотели бы воевать. Опытные пилоты в один голос ответили:” На Як-3!” К маю 1945 г. летчики” Нормандии” сбили почти 300 немецких самолетов, а после Победы вернулись на своих “яках” в освобожденный Париж.
(Слайд48)
Выступающий 4.” Небесный
тихоход” – так называли самолет По-2. Этот самолет был предназначен совсем не
для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 г. На легком двухместной
машине могли тренироваться курсанты летных училищ (до 1944 г. самолет так и
называется: У-2 – “Учебный двухместный”). По-2 мог быть санитарным,
сельскохозяйственным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал
ночным бомбардировщиком. Скорость у По-2 небольшая – всего 150 км/ч, и неожиданно
именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал
то, что способны делать они. Незаметно, на малой высоте, иногда даже с
выключенным мотором, он “подкрадывался” к вражеским позициям и с точностью,
недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы – до 300 кг.
(Слайд 49)
Немцы называли По-2 “русс-фанер”(его делали из дерева) и очень боялись. Сбить “небесный тихоход” было трудно: из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые летают высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не успевали прицелиться. Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище “кукурузник”-он летал над самой землей, не выше кукурузы. В годы войны По-2 использовали для выполнения различных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40 тысяч.
(Слайд 50)
Заключительно слово:
Оружие Победы – это и танки, и самолеты, и знаменитые “катюши”. Создавали это оружие инженеры и ученые. Но воплощали его в металле труженики тыла – а это были, в основном, старики, женщины, дети. Днем и ночью становились они к своим станкам, терпели голод, лишения, жили по принципу: «Все для фронта, все для победы!» И они вносили свой вклад в Победу, каждый день приближали ее, как могли. Именно в этой духовной силе, в единстве народа и заключено, то главное оружие, которое принесло нашей стране Победу.
Много, очень много сделано в нашей стране в знак вечной - признательности тем, кто отстоял свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне. Память о тех, кто пал в боях, о солдатах минувшей войны, которые живут и трудятся рядом с нами, никогда не умрет. Им всенародная благодарность. Так было есть и будет! Если этого не будет - не будет и нашей страны, не будет и нас.
(Слайд 51)
Никто ничто не должно быть забыто!
Горячая надпись на глыбе гранита.
Потухшими листьями ветер играет,
Дождём проливным венки замывает.
Но словно огонь у подножья – гвоздика!
Никто не забыт и ничто не забыто...
ВИКТОРИНА
1 вопрос:
Кто изобрёл 120-миллиметровый миномёт?
1. В. Г. Грабин;
2. Б. И. Шавырин;
3. С. К. Тимошенко;
4. С.А.Лавочкин.
2 вопрос:
Лучшим орудием в мире для своего класса была гаубица, сконструированная:
1. Ф. Ф. Петровым
2. В.Г.Грабиным;
3. И. Н. Кажедубом;
4. M. И. Кошкиным.
3 вопрос.
Судьбу многозарядной пусковой установки БМ-13, “катюши”, весной 1941 года решали С.К. Тимошенко и С. М. Будённый, а кому принадлежит мысль о запуске авиационных ракет с наземных установок:
1. С. В. Ильюшину и А. Н. Туполеву
2. М.И. Кошкину и Б.И. Шавырину
3. Б.С. Петропавловскому и Г.Э. Лангемаку
4. М.А. Рудницкому и Б. М. Малинину.
4 вопрос.
Кто является конструктором истребителей?
1. С. А. Лавочкин.
2. С. В. Ильюшин
3. А. С. Яковлев.
4. М. Т. Калашников.
5 вопрос.
Какой самолёт предназначен для поддержки сухопутных войск и военно-морских сил и действует на малых высотах?
1. Истребитель
2. Бомбардировщик
3. Штурмовик.
4. Моноплан
6 вопрос.
Бомбардировочная авиация дальнего действия могла наносить сокрушительные удары по промышленным центрам противника и другим объектам, расположенным в глубоком тылу. Первенство в создании таких самолётов принадлежит СССР. Назовите имя конструктора, создавшего лучший в мире бомбардировщик.
1. С. А. Лавочкин
2. А. Н. Туполев
3. С. В. Ильюшин
4. Н. Н. Поликарпов.
7 вопрос.
Кто был главным конструктором знаменитого танка Т-34?
1. А. А. Морозов
2. М. И. Кошкин
3. Н. А. Кучеренко
4. В. Г. Грабин.
8 вопрос.
Где происходило крупнейшее танковое сражение?
1. Под Москвой.
2. Под Ленинградом.
3. Под Сталинградом.
4. Под Курском.
9 вопрос.
Экипаж какого танка состоял из трёх человек?
1. БТ-7М.
2. Т-34.(4)
3. Танк КВ(5)
4. ИС – 2. (6)
Используемая литература:
1. И.К. Кикоин «Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.
2. В.В. Корявко «Викторина» № 2, 2002 г. «вклад ученых в дело победы» с.56-59.
3. Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30.
4. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах». Военно-исторический журнал № 6, 2001 г. с.28036.
5. М.И. Науменко «Фашисты охотились за «катюшами» капитана Флерова».
6. Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.
7. http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/2-01.htm
8. http://rpaff.livejournal.com/21118.html
9. http://www.peoples.ru/military/aviation/maria_dolina/
10. http://war.ssau.ru/encyclopedias/avi-history/2/
11. http://airengineering.narod.ru/
12. http://htmlbooks.narod.ru/fly/po2.
13. htmhttp://www.pravda.ru/photo/report/po_2-4155
14. http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe2.html
15. http://aviafan.sitecity.ru/stext_0201101633.phtml
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.