Цель: познакомить с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы совершить необыкновенное путешествие, путешествие в мир природы.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Земля – это только маленькая частичка вселенной, но только на ней из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо постараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранялась, но и становилась все богаче и краше.
Что ни шаг, то для нас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы обгоняют тебя гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Тема нашего классного часа спряталась в загадке. Отгадаем ее и узнаем, кто сегодня придет к нам в гости.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
Да, мы поговорим с вами о птицах. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или саду неподалеку от дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
-Синь – синь! – посвистывает синица.
- Чи – чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
- Гра – гра! – представляется грач.
- Ку – ку! Ку – ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
А какие птицы прилетают к нам весной?
Наши ребята подготовили нам рассказы о наших пернатых друзьях.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - …(грач)
(Рассказ о граче)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
(Рассказ о жаворонке)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
(Рассказ о скворце)
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
(Рассказ о ласточке)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
(Рассказ о соловье)
Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница - кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему …ку –ку. (Кукушка)
(Рассказ о кукушке)
А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птицелов».
В центре – «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» - дети ходят вокруг «птицелова» со словами:
В лесу, во лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы весело поют:
«Ай, птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!»
«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.
Учитель. К сегодняшнему празднику вы приготовили стихи о птицах. Давайте внимательно послушаем.
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле – домик твой,
В синем небе – песня.
В.Берестов.
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Г. Ладонщиков
Ласточка примчалась
Из – за
Бела моря,
Села и запела:
«Как февраль не злился,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!»
А. Майков.
Учитель. Молодцы, ребята! Очень хочется верить, что все, о чем мы с вами говорили, останется в вашей памяти. Михаил Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Любите и берегите природу. Пусть благодаря именно вам, она станет богаче! А наша уникальная планета станет еще краше!
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах хрупкая роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет.
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад –
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
Ты – тоже часть ее чудес,
Ведь для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.