1. Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление.
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей.
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия.
Тема: «Семейные ценности»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.
Тема "Семейные ценности" является актуальной для учащихся начальной школы, поскольку в этом возрасте дети начинают осознавать свою принадлежность к семье и классу, а также становится ясно, что эти отношения играют важную роль в их жизни.
Дети начинают понимать, что они часть коллектива и их поступки влияют не только на их жизнь, но и на жизнь других людей. Различные ситуации, которые происходят в семье и в классе, формируют определенное отношение к себе и окружающему миру и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка.
Семья является первичной ячейкой общества, где ребенок получает первые уроки жизни. Семейные ценности играют важную роль в формировании мировоззрения ребенка, его личности и будущей жизненной позиции. Учащиеся начальной школы должны осознавать значение семейных ценностей, таких как любовь, уважение, забота, доверие, ответственность, справедливость и других, что поможет им вырасти здоровыми и счастливыми людьми.
Поэтому выбор темы "Семейные ценности" важен для учащихся начальной школы, поскольку она поможет им понять, как важно уважать других и учиться взаимодействовать в коллективе, а также сформировать у них базис для дальнейших достижений.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Методическая разработка классного часа «Семейные ценности» имеет важное значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.
Данный материал связан с межличностными отношениями в семье и в школьном коллективе. Классный час способствует пониманию и осознанию того, что школа и класс – это наша вторая семья, а в семье все должны с уважением и заботой относиться друг к другу, уметь ценить и беречь свой дом, свою семью.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, воспитателя.
1.5. Целевая аудитория.
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на учащихся с задержкой психического развития 1-2 классов МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 37 VIII вида» г. Озерска Челябинской области.
1.6. Цель.
Цель: понять, что каждый человек должен проявлять друг к другу любовь, заботу и нежность и все эти качества необходимы не только в каждой семье, но и в школьной жизни.
1.7. Задачи.
Задачи:
Образовательная: актуализировать знания об отношениях в семье и коллективе.
Развивающая: развить у детей коммуникативные способности, умение пользоваться и отбирать нужную информацию в рамках темы. Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
1.8. Планируемые результаты.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков.
Предметные результаты: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.
Метапредметные результаты: проявляют интерес к новой информации; развивает навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения - классный час, беседа по вопросам, выполнение совместной творческой работы. Все эти мероприятия способствуют сближению в коллективе и получению навыков общения друг с другом.
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех учащихся.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (беседа, рассуждение);
- наглядный (демонстрация иллюстраций по теме); и приёмы:
- игровая деятельность.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для успешного проведения мероприятия важное значение подготовка помещения для проведения мероприятия, в котором организуется классный час. Оформление стенда, подготовка демонстрационного материала. Изготовление необходимых инструментов и шаблонов для выполнения практического задания детьми. К материально-техническим относится наличие доски, компьютера.
1.12. Материально-технические и информационные ресурсы.
Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, оценивать свои возможности, знания, учиться взаимодействию и уважительному общению в коллективе.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
В день проведения воспитательного мероприятия - необходимо подготовить помещение для проведения мероприятия, в котором организуется классный час.
На доске написана тема классного часа: «Семейные ценности».
План подготовки:
• Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.
• Распечатывает цветные иллюстрации, подготавливает шаблоны для творческой работы.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
1 сентября Классный час «Семейные ценности»
Ход классного часа
1. Вступительное слово. Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Здравствуйте, уважаемые родители!
- Мы очень рады видеть Вас в нашей школе и хотим еще раз поздравить Вас с началом учебного года!
- Давайте знакомиться:
- Я ваша учительница. Меня зовут Вероника Михайловна. Ребята, давайте хором повторим мое имя. (Вероника Михайловна).
Воспитатель:
-А я ваш воспитатель и меня зовут Лариса Евгеньевна. Давайте вместе скажем мое имя. (Лариса Евгеньевна)
2. Продолжение беседы
Учитель:
- Сегодня мы проведем с вами наш первый урок. Тема нашего урока «Семейные ценности».
- Во время урока, ученики поднимают руку, если хотят ответить на вопрос учителя. Посмотрите как я это сделаю. (Показать как надо поднимать руку).
- А теперь вы покажите, как надо поднимать руку. (Дети поднимают руку)
- Молодцы! У всех хорошо получилось.
- Прозвенел уже звонок, Начался и наш урок!
- Вы теперь уже не дети. Вы теперь – ученики! Вы уже не малыши Вы – школьники!
- Ребята, скажите, а кого называют школьниками? (Детей, которые ходят в школу)
- Зачем ребята ходят в школу? (Чтобы учиться, получать знания) - Вы были в садике и узнали там много интересного, а как вы думаете, чему буду учить вас я? (Читать, писать, считать)
-А как вы думаете, чему будет учить вас воспитатель? (Она будет учить вас правильно вести себя в школе, на улице, дома и везде, где вы будете находиться.)
-Она будет вас учить правильно жить и дружить.
- Вы сегодня первый раз пришли в нашу школу. Понравилась ли вам наша школа? (Да)
- А какая она? (Большая, красивая, чистая).
- А в каком городе находится наша школа и мы с вами? (В городе Озерске)
- Правильно. Наш город называется Озерск, потому что вокруг у нас расположено много озер.
-Кто может сказать, как называется страна в которой расположен наш город и в которой мы все живем? (Россия).
- Правильно ребята.
- Если подняться высоко, высоко над Землей на ракете, то можно увидеть моря и океаны, степи и леса, горы и пустыни. О том, как выглядит наша Земля из космоса нам рассказывают космонавты. А кто такие космонавты? (люди, побывавшие в космосе).
На нашей планете есть много разных стран и названия некоторых из них вы, наверно, слышали. Это Англия, Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Япония и многие другие.
А нашастрана называется Россия. Здесь живет много людей, в том числе и мы с вами и всех нас называют россияне. Главный город России – Москва. Здесь работает глава нашего государства – Президент.
- Кто-то из вас знает, как зовут Президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин, показать на портрете)
Россия - страна, которая славится своими огромнейшими просторами, богатым прошлым, интересной культурой. Наша страна - самая большая страна в мире. Россия расположена сразу в двух частях света, поэтому в одно и то же время на одном ее конце стоят трескучие морозы, а на другом - уже припекает теплое солнышко. Без сомнения, это уникальная страна.
На уроках мы с вами будем много говорить и о природе нашей страны, и о людях, которые здесь живут, и о животных, которые здесь обитают.
Мы будем читать книги великих писателей, слушать музыку разных композиторов, смотреть и разговаривать о картинах. Очень много ученых есть в нашей стране, и они делают великие открытия. Без сомнения, Россия - это уникальная страна.
- Мы с вами только что сказали о том, что наша страна удивительная, красивая и огромная и мы все частички ее.
- Как вы думаете, почему? (Потому что мы тут живем.)
- Можно сказать, что наше государство под названием Россия – это большая семья, а все семьи держатся на любви и уважении друг к другу.
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка, А у них есть Я.
Что это? СЕМЬЯ (картинка семьи на крыше дома)
- Посмотрите, какая картинка у нас появилась. На ней изображены дедушка, бабушка, папа, мама, братики и сестренка. А вы можете назвать членов своей семьи? Кто сегодня с вами пришел на праздник?
(мама, папа)
-А у каждой семьи есть свой дом. А чтобы он был крепким, люди строят его из кирпичей. Вот и сегодня мы с вами попробуем построить домик такой, чтобы каждому там было хорошо.
- Итак, у нас есть разные кирпичики. Сейчас я вам их буду показывать, а вы скажите, нужен ли он нам для нашего дома.
- Первый кирпичик под названием «ЗАБОТА». Что такое забота? Забота это когда мама позаботилась о вас, собрала вас в школу, сделала вам красивую прическу и завязала бантики. Хорошо ли это? Пригодится ли нам забота в нашей семье? (Да) Тогда это кирпичик мы берем для нашего домика. (вешаем на доску)
- А вот кирпичик «НЕЖНОСТЬ». Что такое нежность? Это когда мама почитает на ночь сказу, а вы ее поцелуете, обнимите. Нужен ли нам такой кирпичик?
- Еще у нас есть кирпичик «РАДОСТЬ». Радость, это когда вас похвалят, и у вас от этого становится хорошее настроение. Берем такой кирпичик для нашего дома?
- А есть еще такая важная вещь, как «УВАЖЕНИЕ» друг к другу и мы его обязательно берем для нашего дома.
- Без кирпичика «ПОМОЩЬ» наша семья тоже не обойдется Что такое помощь? (н-р: папа сходит в магазин, мама приготовит еду, а вы помоете посуду). Добавляем ее тоже к нашему домику.
- Без «УЛЫБКИ» тоже не прожить? Конечно нет! Улыбнитесь друг другу! (вешаем на доску кирпич)
- Когда в доме порядок Чистота там и тут.
Говорят, что царит у них домашний «УЮТ»
- Всем нам нравится, когда в доме красиво и чисто. Пусть и наш домик будет таким же. (вешаем на доску кирпич)
- У нас есть еще кирпичик «ЛЮБОВЬ» (Вы любите своих родителей? А родители любят своих деток?) Значит это очень важный кирпичик для построения семьи. (вешаем на доску кирпич)
- У меня осталось еще 2 кирпичика «ДОБРО» и «ЗЛО». Помогите выбрать какой из них нужен нашему дому, а какой нет? (Добро)
- Я с вами согласна, где есть добро, там всем бывает хорошо и все улыбаются, а где зло, там все плачут. Мы с вами хотим чаще улыбаться, значит и без этого кирпичика нам никак не обойтись. (ответившему верно ученику предложить прикрепить кирпичик к домику)
Вот мы и построили дом, в котором тепло, уютно и есть любовь.
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
Второй семьёй люди еще называют ШКОЛУ. Перевернуть крышу дома (картинкой школьная семья).
- Посмотрите, у нас получился второй дом, на школьный дом, наша вторая с вами семья.
- Здесь вы будете проводить много времени, будете учиться читать, считать, общаться с разными людьми. Здесь у вас появятся настоящие друзья, к которым можно будет обратиться за помощью. А друзьями могут стать не только ребята, которые рядом сидят за партами, а также учитель и воспитатель. Мы очень хотим, чтобы у нас с вами получился крепкий и дружный дом. Чтобы всем в нашем школьном доме (показать на доску) было хорошо. И наш школьный дом будет строиться на тех чувствах, о которых сегодня мы с вами поговорили.
- Вы, наверно, уже устали сидеть и я предлагаю вам немного размяться, а для этого мы проведем физминутку с Ларисой Евгеньевной.
3. Физминутка
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно всем на ножки встать (встаем)
Будем всех сильнее в мире. (показываем силу)
Будем мир мы защищать, (Поднимают руки и скрещиваю) Будем маму обнимать. (Обнимаем себя за плечи) На носочки встанем, (Поднимаются на носочках).
Солнышко достанем. (садимся)
4. Практическая часть: Изготовление колокольчика. Воспитатель:
- По традиции 1 сентября во всех школах звенит звонок (позвонить в колокольчик).
В школах Царской Руси колокол считался оберегом. Наши предки думали, что его звон способен отгонять злых духов.
Предлагаю вам сегодня сделать бумажный колокольчик на счастье, удачу нашим первоклассникам. Пусть школьные годы будут для них радостными и счастливыми.
- Для того, чтобы помочь ребятам в работе, мы приглашаем родителей.
(В это время ставим на стол коробочки со всем необходимым. На столе: ножницы, клей, заготовки колокольчиков из картона, бантик, цветочки для украшения.
Родители помогают детям изготавливать колокольчики.)
5. Подведение итогов.
Учитель:
Сегодня, первом уроке, мы с вами поговорили, о нашей огромной стране и о том, что все мы являемся ее частичками. И чтобы нам было хорошо вместе жить и дружить мы должны проявлять друг к другу любовь, заботу и нежность. Я уверена, что все эти качества будут присутствовать не только у вас дома, но и в нашей с вами школьной жизни.
Удачи вам в учебе! Еще раз поздравляю с началом нового учебного года!
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.
Работа по данной методике учит формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к находящимся рядом людям, учит взаимодействию с ними, а также позволяет получить навыки совместной работы в коллективе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.