Технологическая карта воспитательного мероприятия
Класс: 4 «А»
Форма воспитательного мероприятия: Классный час.
Тема: «Семья – начало всех начал»
Продолжительность мероприятия: 30 мин.
Цель: Формировать у учащихся понятия «Семья», «Счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «Семья», «Счастливая семья», выявить ее особенности
2. Выявить роль семьи в жизни человека
3. Показать важность семьи для человека
4. Осознание нравственной ценности семейных отношений.
5. Воспитывать отзывчивость, доброту, терпение, чувство уважения и взаимопомощи
6. Учить аргументированно отвечать и делать выводы.
Личностные УУД:
ü Ценностно-смысловая ориентация;
Коммуникативные УУД:
ü Умение выражать свои мысли;
ü Обсуждать выступления учащихся;
ü Умение договариваться и приходить к общему мнению
Регулятивные:
ü Понимать учебную задачу мероприятия и стремиться ее выполнить;
ü Волевая саморегуляция;
ü Оценивать семейные ценности для укрепления семейных отношений;
ü Оценивать значение семьи для человека и общества;
ü Оценивать свои достижения и достижения одноклассников;
ü Оценка качества и уровня знаний.
Познавательные УУД:
Общеучебные
ü Рассказывать о своих семьях
Методические приемы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная работа; упражнения «Ассоциация», «Кто каким делом занят?», моделирование.
Оборудование: мяч, дидактический материал: пословицы, картинки, свечи.
Музыкальный ряд: «Дружная семья». музыка и слова Н. и И.Нужины.
Предварительная работа: Стенгазеты «Моя семья», рисунки «Портрет моей семьи», стихи: Марк Шварц «Семья – словечко странное», пословицы.
Планируемые результаты:
- Осмысление понятий «Семья»; «Счастливая семья»; «Семейные ценности».
- Проявление уважительного отношения к страшим;
- Овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- Проявление самостоятельной творческой активности.
Используемые технологии:
Организация пространства |
||
Место проведения |
Формы организации взаимодействия |
Инфраструктура |
Кабинет 12. Игровая комната. |
|
(Ковёр на полу, 3 стола для выполнения творческих работ, расставленных по периметру, на столах конверты с названием заданий) |
Организация деятельности
Этап |
Содержание деятельности (взаимодействие) |
Индивидуальная работа с обучающимися |
Планируемые результаты (Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные) |
|||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||
|
|
|
||||
Организационный момент |
Все участники стоят в кругу. Воспитатель произносит вступительное слово: -Я рада вас видеть на сегодняшнем мероприятии. У нас сегодня присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их своими улыбками. -Повернитесь друг к другу и тоже улыбнитесь. (Дети здороваются) Тому
в жизни все удается, -Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, я надеюсь, что вы будете активно работать. |
Учащиеся приветствуют гостей, воспитателя и друг друга.
|
|
Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности. Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
|
||
Вводный (актуализация, мотивация, целеполагание) |
Воспитатель предлагает учащимся послушать сказку сидя на ковре. Наш с вами разговор я хочу начать с притчи. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: Что они могли бы говорить, как вы думаете?… «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»! Воспитатель спрашивает. - Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Да, сегодня мы будем говорить о семье. Постановка темы занятия -Тема нашего классного часа – «Семья – начало всех начал» Корректная постановка цели Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья? |
Учащиеся слушают притчу, выдвигают предположение о теме мероприятия.
Размышляют, отвечают
-О семье.
Выдвигают предположение о цели мероприятия.
|
|
Личностные УУД: умение верно и точно озвучивать свои мысли Регулятивные УУД: формирование умения делать выводы, отвечать на вопросы, самоопределение Коммуникативные УУД: постановка проблемы
Личностные УУД: уметь отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение Коммуникативные УУД: умение совместно строить высказывания, искать пути решения.
Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности. |
||
Основной (организация деятельности по достижению результатов) |
1.Что такое СЕМЬЯ? Упражнение “Ассоциации”.
Воспитатель задаёт вопрос: - Ребята, а как вы понимаете слово «Семья»? Я буду бросать мяч, поймав его вы должны назвать одно существительное, которое у вас ассоциируется со словом «СЕМЬЯ». Воспитатель проводит фронтальную беседу с учащимися, чтобы раскрыть понятие «семья» Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные.
Задание: · Похлопайте, у кого есть бабушки и дедушки? · Помашите одной рукой, у кого дядя или тетя живут в нашем городе? · Встаньте, у кого есть старшие братья или сестры? · Встаньте, у кого есть двоюродные братья и сестры? · Помашите двумя руками, у кого многодетная семья. 2. Воспитатель проводит беседу о семейных обязанностях. В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности. В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Упражнение. «Кто каким делом занят?». Задание. По движению рук, ног, тела догадаться, каким именно делом занят человек. В этой дружной семье.
3.Упражнеие «Пословицы» Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Задание: «Закончите пословицы о семье» - Воспитатель читает пословицы, ребятам необходимо закончить их. Где любовь да совет, там и горя … нет Где мир и лад, не нужен и … клад Лучший клад, когда в семье … лад В гостях хорошо, а дома … лучше В своём доме и стены … помогают В семье разлад, так и дому … не рад Доброе братство лучше … богатство Вся семья вместе, …так и душа на месте Молодцы! О чем эти пословицы? Правильно, о доме, о семье. Физминутка. Осенью, весною, летом и зимой Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, папа бодро приседает. Повороты вправо, влево делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой и качаю головой.
4. Семейные традиции. Ребята, как вы думаете, какой должна быть семья? В нашем классе двадцать две семьи, они все разные. У кого -то большая, у кого –то маленькая. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями. - А что означает слово традиция? -Какие существуют традиции? – Ребята, расскажите, о каких традициях в своих семьях узнали вы?
Спасибо, что поделились своими историями. Семейные праздники сплачивают семью? Назовите семейные праздники Для чего нужны семейные традиции?
5 . Беседа о «Счастливой семье» Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни самые преданные друзья не могут дать то, что может дать семья. · Моделирование (работа по группам) - Сейчас мы с вами попробуем смоделировать модель счастливой семьи. - Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам. Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ , на лепестках записываем выбранные слова. I стол. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. II стол. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё.
- У нас получился красивый букет. «Семейного счастья».
- Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья? Совершенно верно. Семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, Где правит только слово МЫ, Где есть совместные мечты.
– Пусть всегда царит в наших домах: доброта, дружба, уважение. |
Ловят по очереди мяч и называют существительные, которые у них ассоциируются со словом «СЕМЬЯ».
Ученик читает стихотворение. Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья.
Выполняют задания, предложенные воспитателем.
Размышляют. Участвуют во фронтальной беседе.
Ученик вытягивает карточку, где указано, чтобы он изобразил с помощью пантомимы кого-то из дружной семьи, занятым каким-то делом. Остальные дети угадывают.
Учащиеся выполняют задание, воспитатель читает начало пословицы, дети конец.
О доме.
Ученик проводит физминутку.
Дети отвечают. (Дружной, здоровой, спортивной, весёлой)
Высказывают свои предположения. (Традиция - Это передача обычаев, порядков, правил из поколения в поколение. ) (Собирать и хранить семейные фотографии, вместе отмечать дни рождения, праздники.)
Новый год Дни рождения Пасха Рождество Назовите Государственные праздники семьи. День семьи. 8 марта. 23 февраля. Чтобы семья была крепкой и дружной.
Работа по группам. Ребята моделируют Счастливую семью, с помощью облаков слов и ромашек.
Выносят кластеры и прикрепляют на ДОСКУ, где изображена ваза. Зачитывают свои кластеры. «Счастливая семья-…» |
Дети рассказывают о традициях в своих семьях, показывают фотографии, рисунки.
|
|||
Заключительный |
Наш класс – это тоже ваша семья. Мы вместе учимся, играем, гуляем и т.д. У всех есть свои обязанности, как и в семье. Есть свои традиции. Какие? -Если бы вы были волшебниками, что бы вы пожелали своей школьной семье? Я хочу напомнить ещё одну семейную традицию. Зажженная свеча — символ тепла, уюта, а также атрибут торжественности. - Когда в вашей семье зажигают свечи? Хочется закончить наш разговор стихотворением. Зажигая семейный очаг, |
Дети рассуждают, отвечают на вопросы.
(На День рождения, в новый год.) |
|
|||
Рефлексия (развивающая обратная связь) |
Перед вами два предмета: «сердечко» и «чёрный квадрат». Если вам понравилось занятие, вам было всё понятно, интересно, то поставьте горящую свечу на сердце, если нет – на чёрный квадрат. Спасибо всем за работу! Желаю вам в дальнейшей жизни не только успехов, но и понимания, доверия, любви, заботы, уважения! |
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.