Классный час "Циолковский"

  • pdf
  • 13.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час Циолковский.pdf



Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии.

Отец – Эдуард Циолковский – лесничий. У него грозный взгляд, мрачный вид, и он молчалив.


Мать – Мария Циолковская происходит из татар, в девичестве – Юмашева. В противовес мужу смешливая, горячая и весёлая. Почти все детские воспоминания

                                                                                                                                                                                     Циолковского                                                                                        связаны                                                                                                   с ней.

                               Родители Константина Эдуардовича Циолковского.


В семь лет Костя вместе с матерью читал сказки Афанасьева, благодаря которым он и выучился читать. Костя был обычным деревенским мальчиком. Летом строил шалаш и жил в нём, воображая себя взрослым. Осенью разводил огонь, окружал его утварью и называл это печкой. Когда в селе выкопали новый колодец, лазил с братьями внутрь. Ближе к зиме они сваливали груды песка к колодцу, песок замерзал, и получалась горка. Они катались на санках и взмокали, хоть выжимай. Любил взбираться на заборы, крыши и деревья, а потом прыгал, потому что мечтал летать. Играл в мяч, лапту, жмурки и городки. Запускал воздушных змеев. Учился Костя

                                           Ижевское.            тяжело. Однажды мать объясняла ему деление целых чисел, но он не

Дом, в котором родился К.Э.Циолковский.       понимал и потому вёл себя небрежно. Мать рассердилась и отшлёпала его, и в связи с этой ситуацией Циолковский впервые в мемуарах пишет, что наказания в воспитании необходимы. Он поплакал и всё усвоил. Его пороли розгами, и он их боялся, но всё равно дрался с братом и тайком ел соседскую малину. Это было обыкновенное детство. От остальных он отличался только тем, что любил читать.

В десять лет Костя простудился, заболел скарлатиной и почти оглох. Домашние думали, он умрёт – мальчик бредил и долго не приходил в себя. Он выздоровел, но с тех пор его постоянно беспокоили уши – сначала они были просто заложены, но Костя расковырял их и этим очень повредил здоровью. Из ушей сочилась кровь, глухота так и не прошла. После этого Костя стал многого бояться: темноты, страшных рассказов тётки перед сном. Костя, как и брат Митя, страдал лунатизмом: по ночам вставал и бормотал без сознания. Интерес к полётам проявлялся у Кости с детства. О космосе он прочитал в двенадцать лет – взял книгу из отцовой библиотеки и наткнулся на статью о Солнце. Узнав расстояние от Земли до светила, он бегал и всем об этом рассказывал. И, конечно, он засматривался на звёзды. А ещё Костя очень любил воду и проводил у ручьёв и рек много времени.

В 1868 году семья Циолковских переехала в Вятку (сейчас – Киров).

В 12 лет (1869 год) Костя поступил в гимназию.

Тугоухость лишила Костю общения с внешним миром. Вскоре умерла мать, которая его поддерживала. Одноклассники сторонились его, иногда смеялись над ним. У преподавателей не хватало терпения, и Костя не раз оказывался в карцере. Во втором классе его оставили на второй год, а в третьем – отчислили.


Отец успокаивал его тем, что тоже начал умственно развиваться довольно поздно – в пятнадцать лет. Костя оправился от потрясения

.


Город Киров.

В этом здании размещалась гимназия, где учился Циолковский.

и стал искать «великих дел»


Он обратился к книгам. Вместе со слухом Костя потерял общение, и теперь его спасением от одиночества была литература. «Систематически я учился мало… я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными».


Он мастерил. Клеил из сургуча и бумаги кукольные дома и часы, скручивал пружины, выдёргивая сталь из кринолинов, купленных на барахолке.

Отец поощрял в сыновьях физический труд и учил их основам ремёсел.


В четырнадцать лет Костя сделал токарный станок и точил на нём дерево, а потом – музыкальный инструмент с одной струной, клавиатурой и коротким смычком.

В четырнадцать лет он понял, что «книги – вещь немудрёная и вполне доступная». Разбирал отцовские книги по естественным и математическим наукам. Увлёкся астролябией, измерением

Улица, где жил Циолковский. расстояний до недоступных предметов. Определил расстояние до пожарной каланчи, а затем проверил практически.

Прочитав книги по физике, создал автомобиль, двигающийся струёй пара, бумажный аэростат с водородом, который не удался, составил проект машины с крыльями.


Современный вид МГТУ им. Баумана на главный учебный корпус

со стороны Лефортовского парка.

Внутренний двор главного учебного корпуса.

В 16 лет Циолковский поехал в Москву, снял каморку у прачки и стал жить аскетом.

Отец высылал ему 15 рублей в месяц, и почти вся сумма уходила на книги, реторты, трубки, ртуть и прочие вещи, нужные для учений и опытов. Константин ел только чёрный хлеб и пил только воду, на что уходило 90 копеек в месяц. Одежда была поношенная и прожжённая кислотами.

Циолковский собирался поступать в техническое училище (ныне – МГТУ им. Баумана), но когда он приехал в Москву, училище уже было преобразовано в высшее учебное заведение.

Костя сделал ставку на самообразование. Он штудировал естественные науки. Год шлифовал основы математики и физики, прерываясь лишь на химические опыты. Ещё год потратил на высшую математику – занятия включали курсы аналитической геометрии, высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчислений и сферической тригонометрии.

Библиотека размещалась в левом крыле особняка Чертковых на Мясницкой улице (дом № 7).

Приобретённые знания старался сразу же применить для решения вопросов, которые его волновали.

Нельзя ли строить металлические аэростаты, не пропускающие газа и вечно носящиеся в воздухе? Ответил: можно.

Нельзя ли эксплуатировать в паровых машинах высокого давления отработанный пар, ещё не потерявший температуру? Ответил также, что можно.

Особенно его мучил вопрос: нельзя ли применить центробежную силу для того, чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства? И он придумал такую машину. Она состояла из закрытой камеры или ящика, в котором вибрировали вверх ногами два твёрдых эластических маятника с шарами на верхних вибрирующих концах. Они должны были описывать дуги, и центробежная сила шаров должна была поднимать кабину и нести её в небесное пространство. Но, поразмыслив, понял, что заблуждается.

Параллельно Циолковский записался в Чертковскую публичную библиотеку.

Три года жизнив Москве на воде и чёрном хлебе привели Циолковского к истощению и расстройству зрения. Он стал носить очки.


По прошествии трёх лет в письме отец просил сына вернуться, так как уходил в отставку и больше не имел достаточно денег.


В Вятке Константин Циолковский стал давать частные уроки физики, алгебры, геометрии. Детям он нравился, поскольку учил интересно. На геометрии клеил многогранники из картона, на физике превращал лоскуты папиросной бумаги в шары и аэростаты. Урок мог состоять из запуска воздушного змея в открытое небо и попутного объяснения происходящего.

И в Вятке много времени проводил в библиотеке. Познакомившись с

«Принципами» Ньютона, до конца жизни держал эту книгу под

Вятка. Дом, в котором жила семья Циолковских         рукой.

в 1869 — 1878 годах.                              Циолковского поразило сходство детских увлечений и проектов – и он, и Ньютон строили водяные часы, повозку-самокат и модель ветряной     мельницы.      Оба,      когда      испытывали      аппараты,    сажали пассажира (Ньютон – мышь, Циолковский – сверчков).

В 1878 году вернулся в Рязань. Здесь он не нашёл учеников и решил сдавать экзамены на учителя.

Продолжал научные опыты. Основательно взялся за астрономию, стал чертить на больших листах бумаги орбиты планет Солнечной системы. Среди планет в чертежах оказывались астероиды, в связи с которыми описывалась «жизнь без тяжести».


У Циолковского был принцип: как можно скорее проверять теорию экспериментально. Он стал планировать опыты по исследованию свободного от силы тяготения пространства. Сдав экзамены на учительство, получил разрешение на


Рабочий кабинет ученого. Реконструкция в Доме-музее Циолковского.


преподавание арифметики и геометрии, после чего стал ждать назначения.

                                                                                                                                                        Бумага    с                                                            назначением       пришла                                                                  через четыре  месяца:

Циолковский направлялся в Боровск.

В 1880 году К. Циолковский переехал в Боровск.

20 августа 1880 года венчался с Варварой Евграфовной Соколовой, дочерью приходского священника.


Варвара Евграфовна внесла неоценимый вклад в успехи Циолковского – она полностью освободила его от бытовых забот, самоотверженно терпела все недостатки мужа. Она была уверена в том, что это великий человек, и думала о его вкладе в науку вперёд нужд своих и семейных.

Дни проходили в работе. Циолковский вставал до восхода, работал над рукописями, шёл в училище, к вечеру возвращался домой, где

Музей-квартира К. Э. Циолковского. были рукописи, эксперименты и вычисления, и засыпал уже после заката, крепко спал два-три часа, и всё по новой.

Для учеников выдумывал смешные задачи. «Он умел рассказывать детям так, что они как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали в звёзды», писал Виктор Шкловский.

Самодельная слуховая труба из жести помогала разговаривать с посетителями.


В 1880 году Циолковский впервые отправил рукопись «Графическое изображение ощущений» в прессу (журнал «Русская мысль»), но ему не ответили.

Много конструировал: сделал сани с колесом, заменил его парусным креслом, сконструировал быстроходную лодку.


В 1883 году мелководная река Протва вышла из берегов и затопила нижний этаж дома Циолковских. Безвозвратно погибли многие книги и рукописи.

В том же году переписал работу о графическом изображении ощущений, внеся множество поправок, дав название «Механика подобно изменяющегося организма».

Учёные оценили талантливость Циолковского, хотя он порой открывал то, что уже было известно. Информация шла из страны в страну медленно. Журналистика не следила за каждым шагом учёных, до получения патента об открытии обычно никто не знал.

По прошествии трёх лет в письме отец просил сына вернуться, так как уходил в отставку и больше не имел достаточно денег.

В Вятке Константин Циолковский стал давать частные уроки физики, алгебры, геометрии. Детям он нравился, поскольку учил интересно. На геометрии клеил многогранники из картона, на физике превращал лоскуты папиросной бумаги в шары и аэростаты. Урок мог состоять из запуска воздушного змея в открытое небо и попутного объяснения происходящего.

И в Вятке много времени проводил в библиотеке. Познакомившись с «Принципами» Ньютона, до конца жизни держал эту книгу под рукой.

Циолковского поразило сходство детских увлечений и проектов – и он, и Ньютон строили водяные часы, повозку-самокат и модель ветряной   мельницы.   Оба,      когда       испытывали аппараты,    сажали пассажира (Ньютон – мышь, Циолковский – сверчков).

Первая конструкция аэродинамической трубы и испытанные в этой трубе модели. На снимке собственноручные пометки        Циолковского.

В 1893 году Циолковский написал научно-фантастическую повесть «На Луне», её напечатали в журнале «Вокруг света». В 1895 году описал ещё одно воображаемое путешествие по Солнечной системе. Повесть называлась «Грёзы о земле и небе. Эффекты всемирного тяготения».

У Циолковского был и литературный талант. Он писал увлекательно, темп речи был быстрый, будто комета, пронзающая космос. Для внука Алёши он сочинил сказку, которую напечатали уже после его смерти. В 1897 году написал книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой представил расчёты мощности, скорости, веса и других характеристик ракетного двигателя.

Построил первую в мире аэродинамическую трубу, которую называл «воздуходувкой», и получил отказ физико-химического общества в финансировании.

Константин Эдуардович со своим внуком Алешей.


В доме Циолковских иногда бывали гости. Пустых разговоров, даже за праздничным столом, Константин Эдуардович не любил. Если разговор казался ему скучным, он иногда, к ужасу жены, уходил от гостей к себе в комнату.

«Никаких гостей, только научные коллеги и исключительно по делу. Никакого шума, работа, думы, опыты, эксперименты».

В 1909 — 1911 годах Циолковский получил патенты на свои изобретения в Германии, Бельгии, Швеции, Италии, Великобритании, Франции, России, Австрии и США.

В 1912 году в России было уже 13 дирижаблей. Все их конструкции учитывали находки Циолковского, хотя не были цельнометаллическими.


В 1919 году он обратился к командованию Южного фронта и в Народный Комиссариат по военным делам с предложением построить дирижабль для нужд Красной Армии.

В 1921 году был принят на работу в техническое бюро Калужского губсовнархоза на должность техника-конструктора.

9 ноября 1921 года «за особые заслуги в области научной разработки

 

воздушной авиации» Циолковскому была назначена пожизненная пенсия.

1924 год — вышла брошюра «История моего дирижабля из волнистого

Обложка брошюры Циолковского, изданной Ассоциацией натуралистов-самоучек.

металла».

1925 год — труды «Монизм вселенной» и «Причина космоса».

В 1927 году Циолковский придумал сверхскоростной поезд без колёс.


Металлический управляемый аэростат (аэронат) проекта 1896 года, чертёж К.Э. Циолковского.

1925–1935 — работа над металлическим дирижаблем собственной конструкции.

В 1932 году была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), её столпами были Сергей Королёв, Михаил Тихонравов, Валентин Глушко и Фридрих Цандер. Все они считали Циолковского учителем.

1932 — Циолковскому вручён орден Трудового Красного Знамени.

1932 — консультирование кинофильма «Космический рейс» и работа над «Альбомом космических путешествий».

В 1933 году Циолковский написал письмо и отправил по 32 адресам. Письмо называлось «Моим друзьям» и имело целью сохранить неопубликованный архив работ в руках близких людей.


Кадр из фильма «Космический рейс», снятого при научной консультации Циолковского.

19 сентября 1935 года


Константин Эдуардович Циолковский скончался.

21 сентября 1935 года

К.Э. Циолковский был

К 165-летию со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, русского учёного, изобретателя, конструктора, мыслителя, писателя (1857–1935), предлагаем использовать следующие материалы: