Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии.
Отец – Эдуард Циолковский – лесничий. У него грозный взгляд, мрачный вид, и он молчалив.
Мать – Мария Циолковская происходит из татар, в девичестве – Юмашева. В
противовес мужу смешливая, горячая и весёлая. Почти все детские воспоминания
Циолковского связаны с ней.
Родители Константина Эдуардовича Циолковского.
Ижевское. тяжело. Однажды мать объясняла ему деление целых чисел, но он не
Дом, в котором родился К.Э.Циолковский. понимал и потому вёл себя небрежно. Мать рассердилась и отшлёпала его, и в связи с этой ситуацией Циолковский впервые в мемуарах пишет, что наказания в воспитании необходимы. Он поплакал и всё усвоил. Его пороли розгами, и он их боялся, но всё равно дрался с братом и тайком ел соседскую малину. Это было обыкновенное детство. От остальных он отличался только тем, что любил читать.
В десять лет Костя простудился, заболел скарлатиной и почти оглох. Домашние думали, он умрёт – мальчик бредил и долго не приходил в себя. Он выздоровел, но с тех пор его постоянно беспокоили уши – сначала они были просто заложены, но Костя расковырял их и этим очень повредил здоровью. Из ушей сочилась кровь, глухота так и не прошла. После этого Костя стал многого бояться: темноты, страшных рассказов тётки перед сном. Костя, как и брат Митя, страдал лунатизмом: по ночам вставал и бормотал без сознания. Интерес к полётам проявлялся у Кости с детства. О космосе он прочитал в двенадцать лет – взял книгу из отцовой библиотеки и наткнулся на статью о Солнце. Узнав расстояние от Земли до светила, он бегал и всем об этом рассказывал. И, конечно, он засматривался на звёзды. А ещё Костя очень любил воду и проводил у ручьёв и рек много времени.
В 1868 году семья Циолковских переехала в Вятку (сейчас – Киров).
В 12 лет (1869 год) Костя поступил в гимназию.
Тугоухость лишила Костю общения с внешним миром. Вскоре умерла мать, которая его поддерживала. Одноклассники сторонились его, иногда смеялись над ним. У преподавателей не хватало терпения, и Костя не раз оказывался в карцере. Во втором классе его оставили на второй год, а в третьем – отчислили.
Отец успокаивал его тем, что тоже начал умственно развиваться довольно поздно –
в пятнадцать лет. Костя оправился от потрясения
.
Город Киров.
В этом здании размещалась гимназия, где учился Циолковский.
и стал искать «великих дел»
Он мастерил. Клеил из сургуча и бумаги кукольные дома и часы, скручивал пружины, выдёргивая сталь из кринолинов, купленных на барахолке.
Отец поощрял в сыновьях физический труд и учил их основам ремёсел.
В четырнадцать лет Костя сделал токарный станок и точил на нём дерево, а потом
– музыкальный инструмент с одной струной, клавиатурой и коротким смычком.
В четырнадцать лет он понял, что «книги – вещь немудрёная и вполне доступная». Разбирал отцовские книги по естественным и математическим наукам. Увлёкся астролябией, измерением
Улица, где жил Циолковский. расстояний до недоступных предметов. Определил расстояние до пожарной каланчи, а затем проверил практически.
Прочитав книги по физике, создал автомобиль, двигающийся струёй пара, бумажный аэростат с водородом, который не удался, составил проект машины с крыльями.
Современный вид МГТУ им. Баумана на главный учебный корпус
со стороны Лефортовского парка.
Внутренний двор главного учебного корпуса.
В 16 лет Циолковский поехал в Москву, снял каморку у прачки и стал жить аскетом.
Отец высылал ему 15 рублей в месяц, и почти вся сумма уходила на книги, реторты, трубки, ртуть и прочие вещи, нужные для учений и опытов. Константин ел только чёрный хлеб и пил только воду, на что уходило 90 копеек в месяц. Одежда была поношенная и прожжённая кислотами.
Циолковский собирался поступать в техническое училище (ныне – МГТУ им. Баумана), но когда он приехал в Москву, училище уже было преобразовано в высшее учебное заведение.
Костя сделал ставку на самообразование. Он штудировал естественные науки. Год шлифовал основы математики и физики, прерываясь лишь на химические опыты. Ещё год потратил на высшую математику – занятия включали курсы аналитической геометрии, высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчислений и сферической тригонометрии.
Библиотека размещалась в левом крыле особняка Чертковых на Мясницкой улице (дом № 7).
Приобретённые знания старался сразу же применить для решения вопросов, которые его волновали.
Нельзя ли строить металлические аэростаты, не пропускающие газа и вечно носящиеся в воздухе? Ответил: можно.
Нельзя ли эксплуатировать в паровых машинах высокого давления отработанный пар, ещё не потерявший температуру? Ответил также, что можно.
Особенно его мучил вопрос: нельзя ли применить центробежную силу для того, чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства? И он придумал такую машину. Она состояла из закрытой камеры или ящика, в котором вибрировали вверх ногами два твёрдых эластических маятника с шарами на верхних вибрирующих концах. Они должны были описывать дуги, и центробежная сила шаров должна была поднимать кабину и нести её в небесное пространство. Но, поразмыслив, понял, что заблуждается.
Параллельно Циолковский записался в Чертковскую публичную библиотеку.
Три года жизнив Москве на воде и чёрном хлебе привели Циолковского к истощению и расстройству зрения. Он стал носить очки.
По прошествии трёх лет в письме отец просил сына вернуться, так как уходил в отставку и больше не имел достаточно денег.
И в Вятке много времени проводил в библиотеке. Познакомившись с
«Принципами» Ньютона, до конца жизни держал эту книгу под
Вятка. Дом, в котором жила семья Циолковских рукой.
в 1869 — 1878 годах. Циолковского поразило сходство детских увлечений и проектов – и он, и Ньютон строили водяные часы, повозку-самокат и модель ветряной мельницы. Оба, когда испытывали аппараты, сажали пассажира (Ньютон – мышь, Циолковский – сверчков).
В 1878 году вернулся в Рязань. Здесь он не нашёл учеников и решил сдавать экзамены на учителя.
Продолжал научные опыты. Основательно взялся за астрономию, стал чертить на больших листах бумаги орбиты планет Солнечной системы. Среди планет в чертежах оказывались астероиды, в связи с которыми описывалась «жизнь без тяжести».
Рабочий кабинет ученого. Реконструкция в Доме-музее Циолковского.
преподавание арифметики и геометрии, после чего стал ждать назначения.
Бумага с назначением пришла через четыре месяца:
Циолковский направлялся в Боровск.
В 1880 году К. Циолковский переехал в Боровск.
20 августа 1880 года венчался с Варварой Евграфовной Соколовой, дочерью приходского священника.
Дни проходили в работе. Циолковский вставал до восхода, работал над рукописями, шёл в училище, к вечеру возвращался домой, где
Музей-квартира К. Э. Циолковского. были рукописи, эксперименты и вычисления, и засыпал уже после заката, крепко спал два-три часа, и всё по новой.
Для учеников выдумывал смешные задачи. «Он умел рассказывать детям так, что они как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали в звёзды», писал Виктор Шкловский.
Самодельная слуховая труба из жести помогала разговаривать с посетителями.
В 1880 году Циолковский впервые отправил рукопись «Графическое изображение ощущений» в прессу (журнал «Русская мысль»), но ему не ответили.
Много конструировал: сделал сани с колесом, заменил его парусным креслом, сконструировал быстроходную лодку.
В 1883 году мелководная река Протва вышла из берегов и затопила нижний этаж
дома Циолковских. Безвозвратно погибли многие книги и рукописи.
В том же году переписал работу о графическом изображении ощущений, внеся множество поправок, дав название «Механика подобно изменяющегося организма».
Учёные оценили талантливость Циолковского, хотя он порой открывал то, что уже было известно. Информация шла из страны в страну медленно. Журналистика не следила за каждым шагом учёных, до получения патента об открытии обычно никто не знал.
По прошествии трёх лет в письме отец просил сына вернуться, так как уходил в отставку и больше не имел достаточно денег.
В Вятке Константин Циолковский стал давать частные уроки физики, алгебры, геометрии. Детям он нравился, поскольку учил интересно. На геометрии клеил многогранники из картона, на физике превращал лоскуты папиросной бумаги в шары и аэростаты. Урок мог состоять из запуска воздушного змея в открытое небо и попутного объяснения происходящего.
И в Вятке много времени проводил в библиотеке. Познакомившись с «Принципами» Ньютона, до конца жизни держал эту книгу под рукой.
Циолковского поразило сходство детских увлечений и проектов – и он, и Ньютон строили водяные часы, повозку-самокат и модель ветряной мельницы. Оба, когда испытывали аппараты, сажали пассажира (Ньютон – мышь, Циолковский – сверчков).
Первая конструкция аэродинамической трубы и испытанные в этой трубе модели. На снимке собственноручные пометки Циолковского.
В 1893 году Циолковский написал научно-фантастическую повесть «На Луне», её напечатали в журнале «Вокруг света». В 1895 году описал ещё одно воображаемое путешествие по Солнечной системе. Повесть называлась «Грёзы о земле и небе. Эффекты всемирного тяготения».
У Циолковского был и литературный талант. Он писал увлекательно, темп речи был быстрый, будто комета, пронзающая космос. Для внука Алёши он сочинил сказку, которую напечатали уже после его смерти. В 1897 году написал книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой представил расчёты мощности, скорости, веса и других характеристик ракетного двигателя.
Построил первую в мире аэродинамическую трубу, которую называл «воздуходувкой», и получил отказ физико-химического общества в финансировании.
Константин Эдуардович со своим внуком Алешей.
В доме Циолковских иногда бывали гости. Пустых разговоров, даже за
праздничным столом, Константин Эдуардович не любил. Если разговор казался ему
скучным, он иногда, к ужасу жены, уходил от гостей к себе в комнату.
«Никаких гостей, только научные коллеги и исключительно по делу. Никакого шума, работа, думы, опыты, эксперименты».
В 1909 — 1911 годах Циолковский получил патенты на свои изобретения в Германии, Бельгии, Швеции, Италии, Великобритании, Франции, России, Австрии и США.
В 1912 году в России было уже 13 дирижаблей. Все их конструкции учитывали находки Циолковского, хотя не были цельнометаллическими.
В 1919 году он обратился к командованию Южного фронта и в Народный Комиссариат
по военным делам с предложением построить дирижабль для нужд Красной Армии.
В 1921 году был принят на работу в техническое бюро Калужского губсовнархоза на должность техника-конструктора.
9 ноября 1921 года «за особые заслуги в области научной разработки
|
воздушной авиации» Циолковскому была назначена пожизненная пенсия. 1924 год — вышла брошюра «История моего дирижабля из волнистого |
Обложка брошюры Циолковского, изданной Ассоциацией натуралистов-самоучек. |
металла». 1925 год — труды «Монизм вселенной» и «Причина космоса». В 1927 году Циолковский придумал сверхскоростной поезд без колёс. |
Металлический управляемый аэростат (аэронат) проекта 1896 года, чертёж К.Э. Циолковского.
1925–1935 — работа над металлическим дирижаблем собственной конструкции.
В 1932 году была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), её столпами были Сергей Королёв, Михаил Тихонравов, Валентин Глушко и Фридрих Цандер. Все они считали Циолковского учителем.
1932 — Циолковскому вручён орден Трудового Красного Знамени.
1932 — консультирование кинофильма «Космический рейс» и работа над «Альбомом космических путешествий».
В 1933 году Циолковский написал письмо и отправил по 32 адресам. Письмо называлось «Моим друзьям» и имело целью сохранить неопубликованный архив работ в руках близких людей.
Кадр из фильма «Космический рейс», снятого при научной консультации Циолковского.
19 сентября 1935 года
Константин Эдуардович Циолковский скончался.
21 сентября 1935 года
К.Э. Циолковский был
К 165-летию со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, русского учёного, изобретателя, конструктора, мыслителя, писателя (1857–1935), предлагаем использовать следующие материалы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.