Классный час в 1-Б классе на тему:
«Этика первоклассника»
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Цель классного часа: формировать навыки культурного поведения
Задачи: актуализация знаний о правилах поведения в школе на уроках, переменах, на лестнице, в гардеробе, в столовой; развитие умений применения этих знаний, закрепление знаний о нормах поведения; воспитание прилежности и культуры поведения в школе.
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель. Здравствуйте, ребята. Классный час я бы хотела начать с вопроса, который вам покажется неожиданным. Ребята, скажите, чем отличаются дикие растения от культурных? Например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
Примерные ответы детей: – Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду. – За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. – Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
|
Классный руководитель. А люди бывают дикими? Поясните – это какие люди? Правильно, дикими называют людей необразованных, неграмотных, некультурных, бескультурных. Чем же отличаются культурные люди от некультурных?
Примерные ответы детей: – Некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно |
Классный руководитель. Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с некультурным? Почему?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее. Потому что это люди вежливые, они не будут перебивать при разговоре, не будут выкрикивать, будут прилично себя вести в школе, в гостях, на улице… |
Классный руководитель. Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурным деревом, плоды у нее будут крупными, вкусными, сочными. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей: – Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии. – Можно привить правила культуры, хорошие манеры. – Можно привить хорошие навыки, привычки.
|
Классный руководитель. Что значит привить навыки, привычки?
Это значит родители, учителя, близкое окружение ребенка должны научить как нужно себя вести, показать это на своем примере… |
Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным |
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
Ответы детей: – Это значит соблюдать правила культурного поведения. – Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить. – Значит вести себя так, чтобы родителям, родным, учителям, соседям и друзьям за тебя не было стыдно.
|
Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. – Того, который ничему не учился. – Того, которого никто не уважает.
|
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
|
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, как вы помните, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, в школе.
Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения в школе: на уроках и переменах, о школьном этикете.
Классный руководитель. Ребята, определите цель нашего классного часа
Вспомнить правила поведения в школе. помнить и использовать правила хорошего поведения в жизни. |
Классный руководитель. Цель нашего классного часа: вспомнить правила поведения, которые мы должны соблюдать во время урока и на перемене в школе, развивать умения применять правила поведения, формировать навыки культурного поведения
Классный руководитель. Итак, мы говорим о правилах поведения в школе. Забывать об этих правилах нельзя с самого утра.
Классный руководитель. Ребята, вы пришли в школу, стали первоклассниками. А как еще вас можно назвать? (Школьниками.) Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? (Учитель демонстрирует картинки с изображением школьника и дошкольника.) Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?
Игра «Школьники – дошкольники»
Классный руководитель. Давайте поиграем в игру «Школьники - дошкольники».
Покажите, как сидит школьник, а как дошкольник. Покажите, как ходит школьник, а как дошкольник. (Дети демонстрируют.) Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как школьники, а когда два раза - как дошкольники. Изобразите школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее - я),
То значит он (точнее - я)
Он в школу собирается.
И. Токмакова
Классный руководитель. Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек? (Ответы учащихся.)
А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочке говорят о том, что должен делать школьник в школе.)
(Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащиеся.)
Школьник не имеет права
• опаздывать без уважительной причины;
• не выполнять домашние задания;
• плохо учиться;
• пропускать уроки без уважительной причины;
• врать старшим;
• обижать младших и своих сверстников;
• драться.
Классный руководитель. А какие права есть у школьника? (Ответы детей.)
Школьник имеет право
• на учебу;
• на каникулы;
• на занятия в кружках и секциях;
• на общение друг с другом;
• на помощь в учебе.
Классный руководитель. А как еще вас можно называть? (Ученики.)
- Ученики - это те, кто учится читать, писать, считать. А кто из вас сможет прочитать телеграмму?
(Читают текст, написанный на альбомном листе: «Еду. Встречайте. Ждите в гости».)
Учитель. А вместо подписи - загадка. Постарайтесь догадаться, от кого эта телеграмма:
Столяр Джузеппе - Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Ученики. Буратино.
Классный руководитель. Давайте же соберемся в школу. Вы проснулись рано утром, вам нужно прийти в школу до 8.15. В каком виде вы должны пойти в школу?
(В это время кл. рук. вешает на доске фото мальчика и девочки (в домашней одежде). Они собираются в школу.)
Каким они должны прийти в школу? Расскажите об их внешнем виде.
Дети отвечают о школьной форме, прическе, … |
Далее кл.рук. прикрепляет на доску фото детей в школьной форме.
Классный руководитель. Итак, прозвенел звонок на урок, но какие перед этим действия вы должны совершить?
Прийти в школу заранее, если это первый урок. Приготовиться к уроку. Если опоздал по уважительной причине, то нужно постучаться в дверь кабинета, войти, поздороваться с учителем, спросить у учителя (назвав его по имени и отчеству) разрешения войти в класс. И только после этого тихо, никому не мешая, пройти на свое место
|
Классный руководитель. Ребята, а как нужно здороваться с теми, кто приходит к вам в класс?
Для этого надо встать и кивком головы поприветствовать входящего. Давайте прорепетируем.
Классный руководитель. Вот, все сели за парту. Как себя нужно вести на уроке?
Расскажите какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
Не шуметь, не отвлекать соседа по парте, не разговаривать. Если хочешь ответь на вопрос, заданный учителем, то нужно поднять руку. И если учитель разрешит, то можно говорить. Отвечать нужно громко, четко, чтобы все в классе могли услышать твой ответ. |
Угомон
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!
Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
Тише! Тише! – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише-тише - тишина! –
Крикнул Игорь у окна.
Тише, тише! Не шумите! –
Заорали Витя, Митя.
Замолчите! - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья.
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!
С. Маршак
- Что случилось в первом классе? Почему расшумелся первый класс?
- Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
- Это помогло? Почему?
- Какой совет дает всем Угомон? Вы с ним согласны?
Классный руководитель. Правильно вы все отвечаете.
Классный руководитель. Прозвенел звонок с урока. Учитель диктует домашнее задание. Куда вы записывает домашнее задание? Когда вы выходите из кабинета.
Ответы учеников: В дневник. Когда учитель разрешит, только тогда идем на перемену. |
А Незнайка недавно был в одной школе на перемене и видел такую картину.
Стихотворение Б.Заходера.
Звучит звонок на перемену.
Ученик читает стихотворение.
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Ой, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому - то сдачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс поплелся снова.
Бедный! Нет лица на нем!
«Ничего, вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!»
Классный руководитель. Правильно ли Вова вышел на перемену? Как это нужно делать?
- Для чего нужна перемена в школе?
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? (их всего 10)
Классный руководитель. Послушайте еще одно стихотворение о перемене.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
И. Токмакова
- О каком правиле поведения на перемене говорится в этом стихотворении?
- Как ты думаешь, кого автор называет крокодилами?
- Что может случиться с теми, кто съезжает по перилам?
- Что в этом стихотворении говорится всерьез, а что в шутку?
Классный руководитель. Давайте сейчас мы попробуем изложить правила поведения в стихах. Я буду читать строчки из стихотворения, а вы все хором закончите его:
На
уроке будь старательным,
|
Классный руководитель. Почему громко кричать вредно для здоровья?
А сейчас мы разделимся на две команды. Команда Незнайки и команда Буратино.
Каждая команда получит важное донесение, которое вам следует обсудить.
(Команды получают конверты, читают и обсуждают ситуацию. При необходимости они же читают текст.)
Ситуации для обсуждения (М. Кунина «В гардеробе»)
Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.
Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.
- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился.)
Ситуация «В столовой»
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
(После обсуждения можно закончить классный час, раздав детям заранее приготовленные памятки.)
ВЫВОДЫ по классному часу.
Классный руководитель. Давайте мы с вами вспомним о чем говорили на этом классном часе (повтор правил поведения на уроке и перемене).
Игра «Знаешь ли ты правила»
Если вы согласны с данным правилом - поднимите руку, а если не согласны - не поднимайте.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».
9. Не надо ябедничать.
10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Молодцы справились со всеми вопросами!
А чтобы вы, дети никогда не забывали правила поведения в школе, я приготовила для вас памятки!
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Не опаздывай и не пропускай занятия без уважительной причины.
2. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и одноклассниками.
3. На уроке слушай внимательно, выполняй все задания аккуратно.
4. Если хочешь ответить или что – то спросить у учителя – подними руку. Не выкрикивай!
5. На перемене:
- приготовь рабочее место к уроку;
- не бегай в классе и коридоре;
- не обижай девочек и тех, кто слабее тебя.
6. В столовой:
- вымой руки с мылом;
- ешь спокойно с аппетитом;
- после еды отнеси грязную посуду, вымой руки.
7. Береги школьное имущество.
8. Умей заставить себя делать то, что надо, а не то что хочется
9. Придерживайся делового стиля в одежде.
Классный руководитель.
Старайся хорошо учиться!
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И пятерки тот получит,
Кто сидит и честно учит.
Кто работы не боится,
Кому нравится учиться,
Тот, кто лень прогонит прочь.
Кто готов друзьям помочь,
Тот, кто хочет умным стать
И про все на свете знать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.