Классный час в 1-Б классе на тему:
«Этика первоклассника»
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Цель классного часа: формировать навыки культурного поведения
Задачи: актуализация знаний о правилах поведения в школе на уроках, переменах, на лестнице, в гардеробе, в столовой; развитие умений применения этих знаний, закрепление знаний о нормах поведения; воспитание прилежности и культуры поведения в школе.
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель. Здравствуйте, ребята. Классный час я бы хотела начать с вопроса, который вам покажется неожиданным. Ребята, скажите, чем отличаются дикие растения от культурных? Например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
|
Примерные ответы детей: – Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду. – За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. – Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
|
Классный руководитель. А люди бывают дикими? Поясните – это какие люди? Правильно, дикими называют людей необразованных, неграмотных, некультурных, бескультурных. Чем же отличаются культурные люди от некультурных?
|
Примерные ответы детей: – Некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно |
Классный руководитель. Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с некультурным? Почему?
|
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее. Потому что это люди вежливые, они не будут перебивать при разговоре, не будут выкрикивать, будут прилично себя вести в школе, в гостях, на улице… |
Классный руководитель. Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурным деревом, плоды у нее будут крупными, вкусными, сочными. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
|
Примерные ответы детей: – Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии. – Можно привить правила культуры, хорошие манеры. – Можно привить хорошие навыки, привычки.
|
Классный руководитель. Что значит привить навыки, привычки?
|
Это значит родители, учителя, близкое окружение ребенка должны научить как нужно себя вести, показать это на своем примере… |
Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
|
Дети хором отвечают: культурным |
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
|
Ответы детей: – Это значит соблюдать правила культурного поведения. – Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить. – Значит вести себя так, чтобы родителям, родным, учителям, соседям и друзьям за тебя не было стыдно.
|
Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
|
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. – Того, который ничему не учился. – Того, которого никто не уважает.
|
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?
|
Дети отвечают утвердительно
|
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, как вы помните, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, в школе.
Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения в школе: на уроках и переменах, о школьном этикете.
Классный руководитель. Ребята, определите цель нашего классного часа
|
Вспомнить правила поведения в школе. помнить и использовать правила хорошего поведения в жизни. |
Классный руководитель. Цель нашего классного часа: вспомнить правила поведения, которые мы должны соблюдать во время урока и на перемене в школе, развивать умения применять правила поведения, формировать навыки культурного поведения
Классный руководитель. Итак, мы говорим о правилах поведения в школе. Забывать об этих правилах нельзя с самого утра.
Классный руководитель. Ребята, вы пришли в школу, стали первоклассниками. А как еще вас можно назвать? (Школьниками.) Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? (Учитель демонстрирует картинки с изображением школьника и дошкольника.) Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?
Игра «Школьники – дошкольники»
Классный руководитель. Давайте поиграем в игру «Школьники - дошкольники».
Покажите, как сидит школьник, а как дошкольник. Покажите, как ходит школьник, а как дошкольник. (Дети демонстрируют.) Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как школьники, а когда два раза - как дошкольники. Изобразите школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее - я),
То значит он (точнее - я)
Он в школу собирается.
И. Токмакова
Классный руководитель. Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек? (Ответы учащихся.)
А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочке говорят о том, что должен делать школьник в школе.)
(Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащиеся.)
Школьник не имеет права
• опаздывать без уважительной причины;
• не выполнять домашние задания;
• плохо учиться;
• пропускать уроки без уважительной причины;
• врать старшим;
• обижать младших и своих сверстников;
• драться.
Классный руководитель. А какие права есть у школьника? (Ответы детей.)
Школьник имеет право
• на учебу;
• на каникулы;
• на занятия в кружках и секциях;
• на общение друг с другом;
• на помощь в учебе.
Классный руководитель. А как еще вас можно называть? (Ученики.)
- Ученики - это те, кто учится читать, писать, считать. А кто из вас сможет прочитать телеграмму?
(Читают текст, написанный на альбомном листе: «Еду. Встречайте. Ждите в гости».)
Учитель. А вместо подписи - загадка. Постарайтесь догадаться, от кого эта телеграмма:
Столяр Джузеппе - Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Ученики. Буратино.
Классный руководитель. Давайте же соберемся в школу. Вы проснулись рано утром, вам нужно прийти в школу до 8.15. В каком виде вы должны пойти в школу?
(В это время кл. рук. вешает на доске фото мальчика и девочки (в домашней одежде). Они собираются в школу.)
Каким они должны прийти в школу? Расскажите об их внешнем виде.
|
Дети отвечают о школьной форме, прическе, … |
Далее кл.рук. прикрепляет на доску фото детей в школьной форме.
Классный руководитель. Итак, прозвенел звонок на урок, но какие перед этим действия вы должны совершить?
|
Прийти в школу заранее, если это первый урок. Приготовиться к уроку. Если опоздал по уважительной причине, то нужно постучаться в дверь кабинета, войти, поздороваться с учителем, спросить у учителя (назвав его по имени и отчеству) разрешения войти в класс. И только после этого тихо, никому не мешая, пройти на свое место
|

Классный руководитель. Ребята, а как нужно здороваться с теми, кто приходит к вам в класс?
Для этого надо встать и кивком головы поприветствовать входящего. Давайте прорепетируем.

Классный руководитель. Вот, все сели за парту. Как себя нужно вести на уроке?
Расскажите какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
|
Не шуметь, не отвлекать соседа по парте, не разговаривать. Если хочешь ответь на вопрос, заданный учителем, то нужно поднять руку. И если учитель разрешит, то можно говорить. Отвечать нужно громко, четко, чтобы все в классе могли услышать твой ответ. |

Угомон
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!
Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
Тише! Тише! – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише-тише - тишина! –
Крикнул Игорь у окна.
Тише, тише! Не шумите! –
Заорали Витя, Митя.
Замолчите! - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья.
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!
С. Маршак
- Что случилось в первом классе? Почему расшумелся первый класс?
- Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
- Это помогло? Почему?
- Какой совет дает всем Угомон? Вы с ним согласны?
Классный руководитель. Правильно вы все отвечаете.
Классный руководитель. Прозвенел звонок с урока. Учитель диктует домашнее задание. Куда вы записывает домашнее задание? Когда вы выходите из кабинета.
|
Ответы учеников: В дневник. Когда учитель разрешит, только тогда идем на перемену. |


А Незнайка недавно был в одной школе на перемене и видел такую картину.
Стихотворение Б.Заходера.
Звучит звонок на перемену.
Ученик читает стихотворение.
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Ой, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому - то сдачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс поплелся снова.
Бедный! Нет лица на нем!
«Ничего, вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!»

Классный руководитель. Правильно ли Вова вышел на перемену? Как это нужно делать?
- Для чего нужна перемена в школе?
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? (их всего 10)

Классный руководитель. Послушайте еще одно стихотворение о перемене.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
И. Токмакова
- О каком правиле поведения на перемене говорится в этом стихотворении?
- Как ты думаешь, кого автор называет крокодилами?
- Что может случиться с теми, кто съезжает по перилам?
- Что в этом стихотворении говорится всерьез, а что в шутку?
Классный руководитель. Давайте сейчас мы попробуем изложить правила поведения в стихах. Я буду читать строчки из стихотворения, а вы все хором закончите его:
|
На
уроке будь старательным,
|
Классный руководитель. Почему громко кричать вредно для здоровья?
А сейчас мы разделимся на две команды. Команда Незнайки и команда Буратино.
Каждая команда получит важное донесение, которое вам следует обсудить.
(Команды получают конверты, читают и обсуждают ситуацию. При необходимости они же читают текст.)
Ситуации для обсуждения (М. Кунина «В гардеробе»)
Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.
Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.
- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился.)
Ситуация «В столовой»
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
(После обсуждения можно закончить классный час, раздав детям заранее приготовленные памятки.)

ВЫВОДЫ по классному часу.
Классный руководитель. Давайте мы с вами вспомним о чем говорили на этом классном часе (повтор правил поведения на уроке и перемене).
Игра «Знаешь ли ты правила»
Если вы согласны с данным правилом - поднимите руку, а если не согласны - не поднимайте.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».
9. Не надо ябедничать.
10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Молодцы справились со всеми вопросами!
А чтобы вы, дети никогда не забывали правила поведения в школе, я приготовила для вас памятки!
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Не опаздывай и не пропускай занятия без уважительной причины.
2. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и одноклассниками.
3. На уроке слушай внимательно, выполняй все задания аккуратно.
4. Если хочешь ответить или что – то спросить у учителя – подними руку. Не выкрикивай!
5. На перемене:
- приготовь рабочее место к уроку;
- не бегай в классе и коридоре;
- не обижай девочек и тех, кто слабее тебя.
6. В столовой:
- вымой руки с мылом;
- ешь спокойно с аппетитом;
- после еды отнеси грязную посуду, вымой руки.
7. Береги школьное имущество.
8. Умей заставить себя делать то, что надо, а не то что хочется
9. Придерживайся делового стиля в одежде.

Классный руководитель.
Старайся хорошо учиться!
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И пятерки тот получит,
Кто сидит и честно учит.
Кто работы не боится,
Кому нравится учиться,
Тот, кто лень прогонит прочь.
Кто готов друзьям помочь,
Тот, кто хочет умным стать
И про все на свете знать!

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.