Классный час в 1 классе «Мы школьниками стали»
Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе.
Задачи:
1. Формировать навыки культуры поведения младших школьников.
2. Развивать речь, мышление, воображение.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Оборудование:
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
2. Постановка проблемы.
- Первого сентября вы впервые пошли в школу, получили гордое имя – первоклассник. А как вы думаете, каким должен быть настоящий первоклассник? Какими качествами должен обладать?
Высказывания детей.
- Я за вами наблюдала целую неделю. Мне интересно наблюдать за вами, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как ведёте себя в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, а в других – нет. Вот это мы вместе сегодня обсудим.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Правила поведения в школе.)
3. Поиск решения.
- Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ и потом попрошу вас ответить на вопрос:
«После уроков учащиеся класса обсуждают с классным руководителем правила поведения учащихся в школе: вежливое обращение друг к другу, учителям; употребление вежливых слов в речи; соблюдение чистоты учебных классов. Звенит звонок с урока. Дети выбегают из кабинета сбивая учителя с ног. И только один ученик говорит учителю: «До свидания!». В классе повсюду разбросан мусор… учитель и завуч прибираются в кабинете».
- Что вам понравилось? Что вас рассмешило?
- Какие проблемы обсуждали ребята с учителем?
- Для кого нужно оставлять в классе чистоту и порядок?
- О какой проблеме говорили учитель и завуч?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Как вы думаете, почему ребята говорят правильно, а делают всё наоборот?
- Как бы вы поступили на их месте?
4. Самостоятельная работа в группах (по карточкам).
- Предлагаю вам поработать в группах с картинками. На каждой картинке своя ситуация. Обсудите правильность поведения учащихся. Если вы решили, что дети поступают правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом, а если неправильно – красным. После окончания работы один представитель от группы расскажет о вашем решении.
- Молодцы. Отлично справились с заданием.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по другим помещениям в школе. Начнем наше путешествие с класса, а затем отправимся на экскурсию по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школе. Куда вы идете в первую очередь?
Ученики: Мы проходим в раздевалку, чтобы снять верхнюю одежду.
Учитель: А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке? Почему?
Ученики: Иногда кто-то толкается, мешает, раскладывают свои вещи.
Учитель: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, что бы избежать этого. Учитель может задать следующие вопросы: «Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?» При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает не называть имена нарушителей, так как эти дети- скоро научатся себя вести.
Правила поведения в раздевалке
*Вешай свою одежду на определенное место
*Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
*Одежду вешай аккуратно
*В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим
*Увидел упавшую одежду подними
*В карманах ничего не оставляй.
*Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
Учитель: А теперь отправимся в самое» вкусное» место в школе. Куда же это?
Ученики: В школьную столовую.
(Проводится игра. Давайте покажем, как идем в столовую)
- Вот так (маршируют на месте)
-А как тихо идем?( идут на носочках)
-А как руки моем?
-Вот так.
-А как едим в столовой?
-Вот так.(показывают)
-А как жуем?
-Вот так.
-А что говорим после обеда?
-Спасибо!
Учитель: Ну вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?
Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
Запоминалочки.
1. В столовой есть закон такой - руки мой перед едой!
2. Очень пища хороша - кушай пищу не спеша!
3. Если будешь все съедать - шанс учиться есть на пять!
4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси скорей-ка!
5. Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
Учитель: А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой. (Выслушиваются высказывания детей).
Как вести себя в столовой:
*Входить в столовую надо организованно.
*Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
*Перед едой всегда мой руки.
*Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.
*Не разговаривай во время еды.
*Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
*Убери за собой посуду.
Учитель: А теперь послушаем стихотворение Г. Остера «Советы наоборот».
Ученик:
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Учитель: Почему так не надо вести себя за столом? А как поступить правильно?
Хорошо вести себя в столовой!
Звонок! Все дружно гурьбой
В столовую летят стрелой!
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел - и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
Физкультминутка
Учитель: Давайте немного отдохнем и выучим игру «Ледышка, картошка и бабочка».
-Скажите, ребята, если вы в руках подержали ледышку и руки замерзли, и как их надо будет после этого согреть? (Подышать в ладони, согнутые «чашечкой»). Правильно, подышать в ладони.
- А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступать? Правильно, отбросить ее от себя, чтобы не обжечься. (Сделать броски вперед пальцами ладоней)
-А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо. ( Поднять ладони кверху).
Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов-ледышка (дышим на руки), картошка ( бросаем ее вперед), бабочка (поднимаем ладони вверх).
После этого несколько раз произнести : «Ледышка, картошка и бабочка».
Продолжаем наше путешествие. А куда мы сейчас попадем, узнаете, отгадав загадку.
Комната - хранилище
Царит в ней тишина.
Там много интересного
Узнаешь для себя.
Ученики: Это библиотека.
Учитель : Для чего в школе нужна библиотека?(Выслушивает высказывания детей)
Лягушка книжек не читала
И хоть заданья выполняла,
Училась слабо. И подружка
Такой совет дала Лягушке.
Меня послушай, дорогая,
Я абсолютно твердо знаю,
Пятерки хочешь получать-
Так больше книг должна читать.
Ты каждый раз в часы досуга
За чтение садись, подруга,
Немного книжку почитай-
Умнее будешь, так и знай!
Учитель: Главное сокровище библиотеки - книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Может случиться так, что книга может «заболеть». Как вы думаете, почему? Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке?
Памятка поведения в библиотеке.
В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривай.
Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать « спасибо»
Книгу надо брать только чистыми руками.
В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладками.
Если книжка повреждена, ее надо « полечить»
Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.(памятку можно подарить каждому ребенку)
Учитель: Есть еще одно важное помещение в школе. Это – актовый зал. Туда мы с вами будем ходить на концерты, праздники, спектакли. Как вести себя в актовом зале.
Памятка поведения в актовом зале.
На праздник приходить в праздничной одежде, подтянутым, причесанным, в начищенной обуви.
Занять свое место надо спокойно, не мешая окружающим; неприлично, опережая всех, толкаясь, бежать, чтобы сесть раньше всех.
В ожидании начала праздника или концерта следует проявлять терпение. Можно разговаривать, нельзя кричать, толкаться, бегать.
Как только объявляется начало представления, надо прекратить разговоры, внимательно слушать и смотреть.
Не переходите с места на место и не уходите до окончания мероприятия.
После окончания, не толкаясь, выйди спокойно из зала. Не торопись. Не забудь
поапплодировать артистам.
Учитель: Путешествие в классе закончилось. Теперь мы отправимся на экскурсию по школе. Побываем в раздевалке, столовой, библиотеке.( Во время экскурсии повторяются и закрепляются полученные знания).
Подведение итогов.
- Что вы запомнили из нашего путешествия?
5. Закрепление знаний.
- Ребята нашего класса составили 10 правил поведения в школе. Послушайте их.
Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
Приказания не жди,
В школу вовремя иди.
Прежде, чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь.
В школе, в классе не сори,
Сор увидел – подбери!
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
Чтоб не встревожились врачи,
На переменах не кричи.
6. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего классного часа. Каким должен быть настоящий первоклассник? Какими качествами должен обладать?
- Спасибо, ребята. Я думаю, что все мы будем теперь не только знать эти правила, но и применять. И тогда каждый из вас будет гордо носить имя – первоклассник, ученик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.