Тема: ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО НАРОДА.
Цель: расширять
кругозор путём популяризации знаний о великих открытиях и изобретениях мира.
Задачи:
1. Расширение представления учащихся об истории науки и техники.
2. Формирование положительной нравственной оценки деятельности великих ученых
во имя науки, прогресса.
3. Привитие интереса к изучению учебных предметов как основ научных знаний.
4. Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты известных
ученых, презентация.
Эпиграф
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!» (А.С. Пушкин)
Ход классного часа.
І.
Организационный момент. Мотивация деятельности.
Учитель: Мы смотрим кино, летаем на самолетах, звоним по телефону
на другой конец света. Когда-то всё это было лишь мечтой. Мы не мыслим
комфортной жизни без научных достижений. Сегодняшний классный час посвящен
науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.
Тайны
созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
ІІ. Сообщение темы и цели классного часа (слайды)
– Что такое наука? Для чего нужна наука? Где её применяют? Как используют?
- О каких научных открытиях вы знаете? А можно ли что-то открыть научное без
знаний?
На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Вы узнаете о важнейших
изобретениях, изменивших жизнь человечества. Тема нашего классного часа «Великие
достижения великого народа»
ІІІ. Работа по теме
Словарная работа.
- Что же такое наука?
В
Толковом словаре С.И. Ожегова написано:
1. Наука–система знаний о закономерностях развития природы, общества и
мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. (Естественные, гуманитарные
науки).
2. Наука –это то, что поучает, дает опыт, урок.
Учёный-наученный чему-нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в
какой-нибудь отрасли науки.
Учитель: Наш классный час пройдёт в виде устного журнала, включающего в себя следующие разделы «Научные достижения 21 века в России», «Дети-изобретатели», «Практическая», «Интеллектуальная», «Технопарк Мордовии».
Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.
Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.
Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)
Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.
Ведущий: 2021 год Указом президента В.В.Путина объявлен Годом науки и технологий.
Чтение стихотворения
Новые
идеи
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом
К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!
Учитель: Итак, мы открываем наш журнал.
1 страница «Научные достижения 21 века в России».
Учитель: чтение со слайда.
Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.
Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата.
Учитель: А сейчас послушаем сообщения учащихся о некоторых научных достижениях 21 века в России.
Сообщение уч-ся. «Экзаваттные лазеры».
Экзаваттные лазеры – это технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле. В 2006 году в нижегородском Институте прикладной физики РАН была построена установка PEARL (PEtawatt pARametric Laser), основанная на технологии параметрического усиления света в нелинейно-оптических кристаллах. Эта установка выдала импульс мощностью 0,56 петаватта, что в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли. Сейчас в ИПФ планируют увеличить мощность PEARL до 10 петаватт. Кроме того, планируется запустить проект XCELS, который предполагает создание лазера мощностью до 200 петаватт, а в перспективе — до 1 экзаватта. Такие лазерные системы позволят исследовать экстремальные физические процессы. Помимо этого, с их помощью можно инициировать термоядерные реакции в мишенях, на их основе можно создавать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами.
Сообщение уч-ся. «Нефть и газ не кончаются».
Пресса и экологи регулярно напоминают нам, что запасы нефти и газа вскоре — через 70-100 лет — подойдут к концу, это может привести к коллапсу современной цивилизации. Однако ученые из российского университета нефти и газа имени Губкина утверждают, что это не так. Путем экспериментов и теоретических расчетов они доказали, что нефть и газ могут формироваться не в результате разложения органических веществ, как гласит общепринятая теория, а абиогенным (небиологическим) путем. Они установили, что в верхней мантии Земли, на глубинах 100-150 километров, существуют условия для синтеза сложных углеводородных систем.
"Этот факт позволяет говорить о природном газе (по крайней мере) как о возобновляемом и неиссякаемом источнике энергии", — сказал РИА Новости профессор Владимир Кучеров из университета имени Губкина.
Сообщение уч-ся «Метан и вода на Марсе».
Хотя в постсоветский период России не удалось осуществить успешных самостоятельных межпланетных миссий, российские научные приборы на американских и европейских зондах и наземные наблюдения принесли уникальные данные о других планетах. В частности, в 1999 году Владимир Краснопольский из МФТИ и его коллеги с помощью инфракрасного спектрометра на гавайском телескопе CFHT впервые зарегистрировали линии поглощения метана на Марсе. Это открытие стало сенсацией, поскольку на Земле основным источником метана в атмосфере являются живые существа. Эти данные затем были подтверждены измерениями с европейского зонда "Марс-Экспресс". Хотя марсоход Curiosity на данный момент не подтвердил присутствие метана в марсианской атмосфере, ученые не ставят точку в этих поисках. Российский прибор ХЕНД на борту аппарата "Марс-Одиссей", созданный под руководством Игоря Митрофанова из Института космических исследований РАН, впервые показал, что у полюсов Марса и даже в средних широтах существуют огромные запасы подповерхностного водяного льда.
Сообщение уч-ся «Сверхтяжёлые элементы»
Российские ученые именно в постсоветскую эпоху вырвались вперед в гонке за сверхтяжелыми элементами таблицы Менделеева. С 2000 по 2010 год физики из лаборатории имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне впервые синтезировали шесть самых тяжелых элементов с атомными номерами со 113 по 118. Два из них уже официально признаны Международным союзом чистой и прикладной химии (ИЮПАК) и получили имена флеровий (114) и ливерморий (116). Заявка на открытие элементов 113, 115, 117 и 118 сейчас рассматривается в ИЮПАК.
"Возможно, что одному из новых элементов будет присвоено наименование "московий", — сказал РИА Новости замдиректора лаборатории Флерова Андрей Попеко.
Сообщения уч-ся «Вакцина от короновируса»
В марте 2020 Россию пороботила пандемия. Это коронавирусная инфекция. Она коснулась абсолютно всех. Но в настоящее время создана вакцина. Спутник V (Гам-Ковид-Вак) — первая зарегистрированная вакцина от коронавируса в России. Вакцина на основе аденовирусного вектора была разработана в национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени академика Н. Ф. Гамалеи. Первая официальная вакцина от коронавируса Спутник V бала зарегистрирована Министерством здравоохранения России 11 августа 2020 года.
Аденовирусные вакцины (векторы) могут доставить генетический материал из другого вируса в клетку. При этом генетический материал аденовируса, который вызывает инфекцию, удаляется и вставляется материал с кодом белка от другого вируса, в данном случае от шипа коронавируса. Этот новый элемент безопасен для организма, но он помогает иммунной системе реагировать и вырабатывать антитела, которые защищают от вируса.
Аденовирусы человека считаются одними из самых простых для модификации, поэтому их используют в качестве векторов.
Вектор — это вирус с отсутствующим геном размножения. Он используется для транспортировки генетического материала в клетку из другого вируса, против которого создана вакцина. В основе вакцины, используются аденовирусные векторы, которые в обычном состоянии вызывают ОРВИ. В каждый вектор встраивают ген, кодирующий S-белок шипов коронавируса.
Первая вакцинация
Вектор с встроенным геном, кодирующем S-белок коронавируса, проникает в клетку.
В ответной реакции организм синтезирует S-белок. Начинается выработка иммунитета.
Вторая вакцинация
Вторая вакцинация производится через 21 день после первого этапа.
Вакцина на основе другого, незнакомого для организма, аденовирусного вектора подстёгивает иммунный ответ организма и обеспечивает длительный иммунитет.
Использование вакцины в два этапа (два вектора) является уникальной технологией на основе аденовирусных векторов.
Вакцина от коронавируса прошла все стадии доклинических испытаний по эффективности и безопасности, которые включали эксперименты на различных видах лабораторных животных.
Вакцина Спутник V получила свидетельство о регистрации от Минздрава России, и в соответствии с правилами, принятыми во время пандемии, может использоваться для вакцинации населения в России.
Конец формы
Начало формы
Конец формы
2 страница «Дети-изобретатели»
Учитель: День детских изобретений (17 января) посвящен всем юным
изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что такое водные лыжи,
меховые наушники, плавательные ласты и многие другие.
Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта,
с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель рано
потерял зрение. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный
шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием
пальца.
Свое
первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки,
— Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.
Пластилин изобрела школьница — внучка известного производителя чистящего
средства для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от
угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его
состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители.
Фруктовый лед-мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк
Эпперсон (1905г). Он высыпал порошок типа "Юпи" или
"Инвайта" в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек
оставил зимой на улице. В воде он также оставил палочку для помешивания. После
того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился Идея
создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему
американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно
слушать музыку.
Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями
воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую
установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные
трюки в воздухе.
13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал
совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического
университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для
космонавтов, работающих на орбитальной станции
Игрушечный
грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал шестилетний
Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему
такую машинку.
Учитель: Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и
перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор —все
это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.
3
страница «Практическая»
4 страница «Интеллектуальная».
«Викторина «Узнай предмет».
Мы
окружены вещами, которыми все время пользуемся, даже не задумываясь, откуда они
взялись, кто их придумал и как они изменили нашу жизнь к лучшему.
а). Голландцы создали агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд
мастеров, работающих с парусами для морских судов. Усовершенствование этой
конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было
отверстие. О каком изобретении идет речь? (Швейная машина)
б). Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы. На Руси
довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным круглым
сечение и рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитным —из
чугуна или бронзы и «углевым». Именно в июне 1882года американец Генри Сили
запатентовал своё изобретение. Что изобрел Генри Сили? (Утюг)
в). В начале 20 века журналы обошла реклама: на картинке -большой крытый
фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден громоздкий
механизм: цилиндры, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся
гибкие шланги. Это изобретение, с бензиновым мотором и вакуумным насосом,
носило название «Фырчащий Билли». Автором -англичанин Сесил Бут. (Пылесос)
г). Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не
напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти,
расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева.
Затем их стали делать из металла. (Стиральная машина)
д). Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед.
Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и
внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере
таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара.
Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах
аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении
идет речь? (Холодильник)
5 страница «Технопарк Мордовии»
Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия» — это территория благоприятных
условий по разработке и коммерциализации инноваций, где объединены научные
организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия.
Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия» предлагает своим резидентам всю необходимую инфраструктуру для развития: оборудованные офисные помещения, необходимые лабораторные и производственные площади, развитую социальную инфраструктуру, широкий перечень технологических и консалтинговых сервисов, возможность проведения корпоративных мероприятий различного уровня (от переговоров с партнерами до проведения форумов и конференций мирового уровня).
Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.
Наука прошла большой и сложный путь развития — от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.
Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и
застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к
знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно
представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия!
Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие
казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик
математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще
ждет своего изучения.
ІV. Подведение итогов
Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их
вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что
каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для
всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете
трудиться. Главное получить необходимые знания.
Напутствие
1. Добивается успехов тот, кто стремится к чему-то большему.
2. Делайте больше, чем можете.
3. Пытайтесь узнать и понять окружающий мир. Побольше читайте, интересуйтесь,
узнавайте, овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя.
Пусть новый день в научный мир несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был, и с каждым благодатным словом
К вам вдохновение пришло, идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло, и все мечты осуществились!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.