Классный час «Я - в мире людей»

  • docx
  • 11.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я в мире людей.docx

Скругленный прямоугольник: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ст. НАУРСКАЯ»
НАУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ЧР
»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Классный час

«Я - в мире людей»

 

 

 

 

 

http://mamipapi.ru/sites/default/files/image/interactive/1600_1200_20100322125405470830.jpg

Скругленный прямоугольник: Классный руководитель
Байзатова Айшат Аюбовна


 

 

 

 

 


Цель: прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.

Задачи:

ü Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

ü Обсудить нравственные правила общения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

ü Познакомить с понятием «Любовь к ближнему»

Оборудование: зеркальца, журналы «Мурзилка» 2001 год, картинки с  плохими поступками, , клубочек,бусинки, запись песни «Ежик резиновый», презентация.

Ход классного часа.

Девиз «Каждый день прибавляет частичку мудрости»

I.Актуализация знаний. Введение в тему.

Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких.(Слайд 2).Если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряют и радуют близких. Самые добрые намерения человека бывают неприятны, если соединяются с плохими манерами. Про такого человека говорят, что он не-ве-жа, невежливый человек.

-А  какого человека считают вежливым?

- Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон»? помогла ли вежливость слона муравью?

«Вежливый слон» (Слайд 3).

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою!

 

 - Так что понимается под вежливостью?

Это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие. Вежливость есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость полна добродушия. Как это выражается? Мимикой, походкой, выражением глаз.

- Ребята, попробуйте отобразить это мимикой перед зеркалом.(Выполнение задания).

Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умение внимательно выслушать то, что им говорят или рассказывают. Один философ сказал: «Человек не имеет права говорить другому грубости, как не имеет права сшибать его с ног».

- Я предлагаю вам познакомиться с нравственными правилами взаимоотношения с окружающими: (Слайд 4).

«Будьте для всех солнышком»

«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всех – почитать»

«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»

- Как вы понимаете эти слова? (Заслушиваются ответы детей.)

II. Открытие нового знания.

1.Беседа о культуре общения.

(Слайд 5).В.А.Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вам, было хорошо.

С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их.

2.Чтение и обсуждение  стихотворений.

1.Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза

И робко, и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже»

Простите! – казалось бы. Что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

2.А.Шибаев «Дорогие слова»

Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем…

Настя ходит в третий класс

Настя – славная девчонка

Но… давно уже от Насти

Я не слышал слова…

Здрасьте.

А слово – то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…

Но нельзя молчать, как  рыба

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слово…извините.

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель эй подарил,

Вижу: очень рада!

Ну сказала бы -  спасибо,

А слово – то какое  -  очень дорогое!

- С какими вежливыми словами вы встретились  в стихотворениях?

3. Работа в группе. (Слайд 6).

- Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много.

Задание группам: используя дополнительную литературу, объяснить значение вежливых слов, подобрать стихи с этими словами, рассказы.

Вежливые слова: спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

1 группа. «Спасибо».

1.Откуда появилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог!» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

2. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!»

 

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
 
Станет бабушка счастливой!

«Благодарю».

Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом: «Благодарю!» оносостоитиздвухчастей -  благо и дарю. Благо, по старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово БЛАГОДАРЮ.

3 группа. «Извините».

1.Откуда явилось это слово? Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не делая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «извините! То есть – «снимите с меня вину». Если же сильно провинился, лучше сказать «Простите!»

2.- Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!»

 

- Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.

4 группа. «Пожалуйста».

1.Откуда явилось это слово? Есть такое слово «жаловать». Издавна означало оно оказывать внимание, уважать или уважить, то есть проявить почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. Теперь и недалеко до вежливого: «Пожалуйста!» в этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность, и почтение. Без слова «пожалуйста» трудно обойтись.

2.- Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: - ПОЖАЛУЙСТА.

- Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Не, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

4. Инсценировка стихотворения И.Антонова «Вежлив Витя или нет?». Обсуждение.

-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?

Учитель: Малыша обидел Витя

Пред школою в строю, Витя просит:

Ученик: Извините,

Я ошибку признаю.

Учитель: На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

Ученик: Извините.

Я немного опоздал.

Учитель:

Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

Ученик: Извините, - шепчет Витя,-

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей;

Учитель: Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

- Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

III. Знакомство с понятием «Любовь к ближнему»

Человек только тогда и становится человеком, если отдает себя на служение ближним. Любовь к ним должна проявляться в неизменно спокойном, нежном, ласковом, терпеливом и заботливом отношении к ним.

Послушайте рассказ одной монахини из времен ее детства:

«Мой отец, - пишет она,- часто читал нам Библию. Я с детства хорошо знала ее и старалась исполнить в жизни, что слышала.

В нашей деревне жил кузнец с большой черной бородой. Мы, дети, не любили его и часто дразнили.

Вот однажды услышала я от отца чтение первого послания ап. Иоанна: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца».

Вспомнила я кузнеца и ужаснулась. Ведь я его не люблю, - значит, я человекоубийца. Всех я люблю в деревне, а его не люблю. Как мне быть? Начала я думать об этом. И пришла мне в голову мысль: не буду я его дразнить, а буду ему низко кланяться и здороваться с ним.

С тех пор изменила я к нему внешнее отношение. Встречу его, низко поклонюсь, назову его по имени и отчеству и ласково посмотрю на него.

Заметил это кузнец и говорит моим родителям: «Какая у вас девочка – то хорошая». А мне радостно стало. Пропала к нему вся неприязнь, и я с легким сердцем и искренним чувством стала приветствовать его.

Заметили это и другие ребята и стали делать как я. И вместо врагов – озорства и брани – стали все ребята друзьями кузнецу, и стал он с ним ласков и приветлив. Так вот мой поклон внес в наши отношения мир и любовь».

2. Составление коллективного портрета человека любящего.

Многие наши беды – от гордыни, желания выделиться, унизить другого. На самом деле мы живем в этом мире, чтобы помогать друг другу. Мы как клеточки единого организма. Если клеточки нашего тела будут недомогать и вредить одна другой, то организм погибнет. Мы – единый организм со всем миром,  а потому не должны вредить природе, Земле, жить  с миром в согласии.

Любовь – это, прежде всего, забота о других.

Насколько теплее станет в мире, если мы будем терпимы и внимательны друг к другу, если почаще будем думать о том, как слово и поступки наши отзовутся в сердце другого человека.

Человек, в сердце которого есть любовь, отличается… (Составьте коллективный портрет человека любящего -  используйте понятия «милосердие», «терпимость», уступчивость», «смирение»). ( Слайд 7).

3. Усвоение правил с помощью мини-игр, проигрывании речевых ситуаций. Работа в группах.

1 группа. Ситуации.

- Человек нечаянно, но очень сильно толкнул тебя, как поступить?

- Мама погорячилась и сильно обидела тебя, как поступить?

- Учитель, не разобравшись, поступил, на твой взгляд, несправедливо. Как отреагировать?

2 группа. «Умеешь  ли ты извиняться?»

Рассмотреть картинки и попытаться найти выход из сложившихся ситуаций.

3 группа. Анализ стихотворения. Прочитать стихотворение и охарактеризовать главного героя.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном;

Его зовут…,  а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем,

Ему бывает очень лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел…пока! Всего!»

Вывод

1.     Спорить нельзя. Это навязывание своего мнения другому.

2.     Нельзя пререкаться с взрослыми, учителями, родителями.

3.     Нельзя насмехаться над ближними, говорить бранных слов, презрительно относиться к людям.

Упражнение «Секретик».  (Слайд 8).
Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, смотрите
 в глаза и повторяйте слова:  Не сердись, улыбнись, 
                                 Крепче за руки возьмись. 
                                 Ты меня извини, 
                                И обиды не держи.
IV. Беседа о нравственном здоровье.

- Добрые слова – это бодрое настроение. Хорошее настроение – это здорово! Это – здоровье. Улыбка – это радость и здоровье. Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь , «Здравствуйте» - мы желаем человеку здравствовать, то есть быть здоровым, бодрым, жизнерадостным.

- Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой?

 - А если вы пришли домой и у вас плохое настроение. Как вы разговариваете с мамой?

- Вы пришли в класс с плохим настроением. Как вы себя ведете?

Давайте поиграем.

 - Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка вместе повторяем:

Я проснулся, потянулся,

Сам себе я улыбнулся.

Новый день глядит в окно:

Встать бы мне пора давно!

Собираясь в школу надо взять с собой хорошее настроение, а для этого можно послушать веселую песенку.

- Например,  песенку «Ежик резиновый» Сергея и Татьяны Никитиных.

- С кем разговаривает этот смешной и милый ежик?

V.  Правила «вежества».

«Вежество» – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «Вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

«Правила обязательные для всех» (Слайд 9).

1.     Правилаточности.

Воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе,  в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, на собрание. Точностьдолжнабыть в исполненииобещаний.

2.     Правиладеликатности.

Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь. Не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.

3.     Правилавежливости.

Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно себя вести в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. И в зависимости от того, что увидел, строить свое поведение.  Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя. Уважать, щадить и беречь друг друга.

VI. Тренинг любви. (Слайд 10).

Звучат музыка и слова учителя.

«Я люблю людей. Я хочу доставлять им радость. Я хочу делать добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице другого человека.

Я настроен на добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице мамы, папы, родных, друзей, учителя. Я стараюсь каждый день делать приятное окружающим. Я не забуду желать добра и здоровья, приветствую людей. Я стремлюсь стать вежливым и тактичным человеком, чтобы было радостно общаться со мной. Я способен во всякой обстановке быть вежливым, тактичным человеком. Я вежлив с теми, кто меня любит, и теми, кто меня не любит. Мне бывает очень стыдно за проявление грубости и бестактности по отношению к людям. С большой настойчивостью я стремлюсь быть вежливым, добрым, тактичным человеком».

VII. Рефлексия.

Игра «Клубочек!»

- У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

- Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.

- Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?

(Дети нанизывают бусины на ниточку).

- Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.

VIII. Домашнее задание.

«Конверт любви».(Слайд 11).

Нарисовать и подарить друзьям то, что хочешь им пожелать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованнаялитература.

1.     Бескоровная Л.С. Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо» ( серия «Сердце отдаю детям»). - Ростов н/Д:Феникс, 2003.

2.     Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2003.

3.     Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка», 2001.

4.     https://yandex.ru/images/


 

5.     Скачано с www.znanio.ru