Классный час
«Я - в мире людей»
Цель: прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.
Задачи:
ü Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;
ü Обсудить нравственные правила общения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
ü Познакомить с понятием «Любовь к ближнему»
Оборудование: зеркальца, журналы «Мурзилка» 2001 год, картинки с плохими поступками, , клубочек,бусинки, запись песни «Ежик резиновый», презентация.
Ход классного часа.
Девиз «Каждый день прибавляет частичку мудрости»
I.Актуализация знаний. Введение в тему.
Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких.(Слайд 2).Если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряют и радуют близких. Самые добрые намерения человека бывают неприятны, если соединяются с плохими манерами. Про такого человека говорят, что он не-ве-жа, невежливый человек.
-А какого человека считают вежливым?
- Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон»? помогла ли вежливость слона муравью?
«Вежливый слон» (Слайд 3).
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
- Так что понимается под вежливостью?
Это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие. Вежливость есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость полна добродушия. Как это выражается? Мимикой, походкой, выражением глаз.
- Ребята, попробуйте отобразить это мимикой перед зеркалом.(Выполнение задания).
Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умение внимательно выслушать то, что им говорят или рассказывают. Один философ сказал: «Человек не имеет права говорить другому грубости, как не имеет права сшибать его с ног».
- Я предлагаю вам познакомиться с нравственными правилами взаимоотношения с окружающими: (Слайд 4).
«Будьте для всех солнышком»
«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всех – почитать»
«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»
- Как вы понимаете эти слова? (Заслушиваются ответы детей.)
II. Открытие нового знания.
1.Беседа о культуре общения.
(Слайд 5).В.А.Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вам, было хорошо.
С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их.
2.Чтение и обсуждение стихотворений.
1.Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже»
Простите! – казалось бы. Что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
2.А.Шибаев «Дорогие слова»
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
Настя ходит в третий класс
Настя – славная девчонка
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова…
Здрасьте.
А слово – то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Но нельзя молчать, как рыба
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слово…извините.
А слово-то какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель эй подарил,
Вижу: очень рада!
Ну сказала бы - спасибо,
А слово – то какое - очень дорогое!
- С какими вежливыми словами вы встретились в стихотворениях?
3. Работа в группе. (Слайд 6).
- Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много.
Задание группам: используя дополнительную литературу, объяснить значение вежливых слов, подобрать стихи с этими словами, рассказы.
Вежливые слова: спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
1 группа. «Спасибо».
1.Откуда появилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог!» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
2. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «СПАСИБО!»
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
«Благодарю».
Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом: «Благодарю!» оносостоитиздвухчастей - благо и дарю. Благо, по старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово БЛАГОДАРЮ.
3 группа. «Извините».
1.Откуда явилось это слово? Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не делая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «извините! То есть – «снимите с меня вину». Если же сильно провинился, лучше сказать «Простите!»
2.- Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!»
- Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
4 группа. «Пожалуйста».
1.Откуда явилось это слово? Есть такое слово «жаловать». Издавна означало оно оказывать внимание, уважать или уважить, то есть проявить почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. Теперь и недалеко до вежливого: «Пожалуйста!» в этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность, и почтение. Без слова «пожалуйста» трудно обойтись.
2.- Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: - ПОЖАЛУЙСТА.
- Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Не, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
4. Инсценировка стихотворения И.Антонова «Вежлив Витя или нет?». Обсуждение.
-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?
Учитель: Малыша обидел Витя
Пред школою в строю, Витя просит:
Ученик: Извините,
Я ошибку признаю.
Учитель: На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
Ученик: Извините.
Я немного опоздал.
Учитель:
Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
Ученик: Извините, - шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей;
Учитель: Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!
III. Знакомство с понятием «Любовь к ближнему»
Человек только тогда и становится человеком, если отдает себя на служение ближним. Любовь к ним должна проявляться в неизменно спокойном, нежном, ласковом, терпеливом и заботливом отношении к ним.
Послушайте рассказ одной монахини из времен ее детства:
«Мой отец, - пишет она,- часто читал нам Библию. Я с детства хорошо знала ее и старалась исполнить в жизни, что слышала.
В нашей деревне жил кузнец с большой черной бородой. Мы, дети, не любили его и часто дразнили.
Вот однажды услышала я от отца чтение первого послания ап. Иоанна: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца».
Вспомнила я кузнеца и ужаснулась. Ведь я его не люблю, - значит, я человекоубийца. Всех я люблю в деревне, а его не люблю. Как мне быть? Начала я думать об этом. И пришла мне в голову мысль: не буду я его дразнить, а буду ему низко кланяться и здороваться с ним.
С тех пор изменила я к нему внешнее отношение. Встречу его, низко поклонюсь, назову его по имени и отчеству и ласково посмотрю на него.
Заметил это кузнец и говорит моим родителям: «Какая у вас девочка – то хорошая». А мне радостно стало. Пропала к нему вся неприязнь, и я с легким сердцем и искренним чувством стала приветствовать его.
Заметили это и другие ребята и стали делать как я. И вместо врагов – озорства и брани – стали все ребята друзьями кузнецу, и стал он с ним ласков и приветлив. Так вот мой поклон внес в наши отношения мир и любовь».
2. Составление коллективного портрета человека любящего.
Многие наши беды – от гордыни, желания выделиться, унизить другого. На самом деле мы живем в этом мире, чтобы помогать друг другу. Мы как клеточки единого организма. Если клеточки нашего тела будут недомогать и вредить одна другой, то организм погибнет. Мы – единый организм со всем миром, а потому не должны вредить природе, Земле, жить с миром в согласии.
Любовь – это, прежде всего, забота о других.
Насколько теплее станет в мире, если мы будем терпимы и внимательны друг к другу, если почаще будем думать о том, как слово и поступки наши отзовутся в сердце другого человека.
Человек, в сердце которого есть любовь, отличается… (Составьте коллективный портрет человека любящего - используйте понятия «милосердие», «терпимость», уступчивость», «смирение»). ( Слайд 7).
3. Усвоение правил с помощью мини-игр, проигрывании речевых ситуаций. Работа в группах.
1 группа. Ситуации.
- Человек нечаянно, но очень сильно толкнул тебя, как поступить?
- Мама погорячилась и сильно обидела тебя, как поступить?
- Учитель, не разобравшись, поступил, на твой взгляд, несправедливо. Как отреагировать?
2 группа. «Умеешь ли ты извиняться?»
Рассмотреть картинки и попытаться найти выход из сложившихся ситуаций.
3 группа. Анализ стихотворения. Прочитать стихотворение и охарактеризовать главного героя.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном;
Его зовут…, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем,
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошел…пока! Всего!»
Вывод
1. Спорить нельзя. Это навязывание своего мнения другому.
2. Нельзя пререкаться с взрослыми, учителями, родителями.
3. Нельзя насмехаться над ближними, говорить бранных слов, презрительно относиться к людям.
Упражнение «Секретик».
(Слайд 8).
Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова: Не
сердись, улыбнись,
Крепче
за руки возьмись.
Ты
меня извини,
И
обиды не держи.
IV. Беседа о
нравственном здоровье.
- Добрые слова – это бодрое настроение. Хорошее настроение – это здорово! Это – здоровье. Улыбка – это радость и здоровье. Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь , «Здравствуйте» - мы желаем человеку здравствовать, то есть быть здоровым, бодрым, жизнерадостным.
- Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой?
- А если вы пришли домой и у вас плохое настроение. Как вы разговариваете с мамой?
- Вы пришли в класс с плохим настроением. Как вы себя ведете?
Давайте поиграем.
- Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка вместе повторяем:
Я проснулся, потянулся,
Сам себе я улыбнулся.
Новый день глядит в окно:
Встать бы мне пора давно!
Собираясь в школу надо взять с собой хорошее настроение, а для этого можно послушать веселую песенку.
- Например, песенку «Ежик резиновый» Сергея и Татьяны Никитиных.
- С кем разговаривает этот смешной и милый ежик?
V. Правила «вежества».
«Вежество» – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «Вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.
«Правила обязательные для всех» (Слайд 9).
1. Правилаточности.
Воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, на собрание. Точностьдолжнабыть в исполненииобещаний.
2. Правиладеликатности.
Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь. Не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.
3. Правилавежливости.
Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно себя вести в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. И в зависимости от того, что увидел, строить свое поведение. Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя. Уважать, щадить и беречь друг друга.
VI. Тренинг любви. (Слайд 10).
Звучат музыка и слова учителя.
«Я люблю людей. Я хочу доставлять им радость. Я хочу делать добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице другого человека.
Я настроен на добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице мамы, папы, родных, друзей, учителя. Я стараюсь каждый день делать приятное окружающим. Я не забуду желать добра и здоровья, приветствую людей. Я стремлюсь стать вежливым и тактичным человеком, чтобы было радостно общаться со мной. Я способен во всякой обстановке быть вежливым, тактичным человеком. Я вежлив с теми, кто меня любит, и теми, кто меня не любит. Мне бывает очень стыдно за проявление грубости и бестактности по отношению к людям. С большой настойчивостью я стремлюсь быть вежливым, добрым, тактичным человеком».
VII. Рефлексия.
Игра «Клубочек!»
- У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).
- Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.
- Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?
(Дети нанизывают бусины на ниточку).
- Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.
VIII. Домашнее задание.
«Конверт любви».(Слайд 11).
Нарисовать и подарить друзьям то, что хочешь им пожелать.
Использованнаялитература.
1. Бескоровная Л.С. Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо» ( серия «Сердце отдаю детям»). - Ростов н/Д:Феникс, 2003.
2. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2003.
3. Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка», 2001.
4. https://yandex.ru/images/
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.