Классный час "Жить достоинством, что это значит"

  • docx
  • 01.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Жить достоинством что это значит.docx

ГКОУ Краснобаковский детский дом

 

 

 

 

 

 

Классный час

на тему:

«Жить с достоинством – что это значит?»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Комиссарова М.М.

 

    

 

 

 

2019

 

Урок нравственности.

Тема: «Жить с достоинством – что это значит?»

Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.

Материалы: написанные в виде плаката название урока, определение понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить- с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.

План:

1.Вступление. Анализ понятия «достоинство».

2.Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.

3.Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

1) Вступление.

- Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».

«Достоинство» - категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признаётся ценность личности».

«Достоинство» - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе».

Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова – «чувство собственного достоинства». Мы слышим иногда, когда о человеке говорят: «у него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чём должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или…Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.

2) Основная часть.

А теперь проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1.

Саша пришёл в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как – то сразу все потянулись к нему.

Но прошёл месяц – другой, и Саша всё чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам – возможно, её предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:

-Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ник чему. Каждый может и должен искать сам…

Ситуация 2.

В один дом был приглашён на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного учёного), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобства гостям, обошёл стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вёл себя оживлённо, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 

Похожи ли эти ситуации? Чем? (ответы детей). Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достоинство, а что нет? Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны? Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общечеловеческие ценности. Мы говорим: « Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит – жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, « с нравственным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?».

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.

( Ребятам предлагается педагогом импровизированная корзинка. Ребёнок вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выбирая желаемое нравственное качество.)

- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся ещё к одной ситуации.

В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Всё это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года, и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошёл юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? – остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

 

Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?

Рассмотрим ещё одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один их погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном судёнышке в море. В трёх милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам. Баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решёток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.

Командование на себя взял Игорь:

- Приказ №1: каждому, держась за обломки мачты или деревянную решётку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ №2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

 

Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять, очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства. (В.Г.Белинский)

Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, что бы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство. (Ф.Бэкон)

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишён чувства собственного достоинства. (Ф.М Достоевский)

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь. (И.Гёте)

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от излишнего к себе уважения. (М.Монтень)

Сомнение в своём достоинстве - малодушное самоуважение. (В. Шекспир)

 

3)Подведение итогов.

- Наш разговор подошёл к концу. Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога: «Ребята в романе Ч.Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого для нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: « Он, она – достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».