КЛАССНЫЙ ЧАС
На тему: «О нравственности» (в 5 классе)
Цели:
· Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.
· Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю»:
Я уважаю муравья
За то, что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья
За песен звонких переливы.
Я уважаю снегирей
И дятлов тоже уважаю
За то, что родины своей
Они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег
За то, что он весной растает.
Я очень уважаю тех,
Кто никого не обижает.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?
Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.
Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.
· Как Вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был.
Вопросы для обсуждения:
· Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?
· Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
· Ребята, но как мы понимаем какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет?
Примерные ответы учеников: Хорошие поступки приносят людям пользу. Добрые люди всегда помогают нуждающимся в этом. Никогда не пройдут мимо беды другого человека.
· Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?
Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.
· Как нам тогда мы уживаемся вместе?
Примерные ответы учеников: люди придумали правила поведения.
Учитель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности,являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.
Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями. Самая главная норма требует от нас уважения к другим людям. Соблюдение этого требования – необходимое условие совместной деятельности людей.
Учитель: Ребята, а кто знает, что означает это слово? (выслушиваются размышления учеников)
Учитель: Предлагаю вам рассмотреть определения, которые даются в словарях. (На доску вывешиваются листы с определениями)
Толковый словарь Ушакова: Совокупность норм, определяющих поведение человека.
Психологический словарь: Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
П. Гольдбах: Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Как вы видите, нравственность – это то, что определяет поведение человека.
Вопросы для обсуждения: Кто следит за выполнением этих правил? Записаны ли они где-либо? Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?
Учитель: За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).
Учитель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.
(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).
Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.
Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?
Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?
Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?
Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?
· Предложу посмотреть передачу вместе с братом.
· Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.
· Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
· Пойду погуляю с братом.
· Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.
Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: "Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому". Как ты поступишь?
· Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
· Предложу решить голосованием.
· Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.
· Подниму руку, что не пойду.
· Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.
·
Ситуация №5.
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?
· Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
· Главные роли дать желающим.
· Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.
· Желающим тянуть жребий.
· Пусть решат сами участники спектакля.
Комментарии к выполнению задания:
Распределите выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.
Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: "Поспешай делать добро".
Какой вариант поступка в ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.
Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.