Классный час"Меры пожарной безопасности"

  • docx
  • 02.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Меры пожарной безопасности.docx

 

 

 

 

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЛЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 96 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

83076, г. Донецк, пр. Красногвардейский,1, тел.: (062)305-98-68, (062) 306-00-66, е-mail: dosh-96@narod.ru

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

"Меры пожарной безопасности

в чрезвычайных ситуациях"

 

 

 

 

 

 

Виноградова Ирина Николаевна

высшая категория, старший учитель,

учитель начальных классов,

МОУ «ШКОЛА № 96 Г.ДОНЕЦКА»

 

Донецк 2017

Тема "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"

Цели:

1.     Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;

2.     Развивать умение находить решение в сложных ситуациях;

3.     Сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;

4.     Закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;

5.     Развивать способы умственных действий, кругозор детей;

6.     Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;

7.     Воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

Оборудование:

1.     Игрушки Игрек и Нолик;

2.     Таблицы «Опасность игры с огнем», «Первичные средства пожаротушения»;

3.     Набор карточек с описаниями ситуаций;

4.     Схема расшифровки цветовых сигналов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Минуты вхождения в занятие. (Создание условий для чувственного восприятия учащимися атмосферы занятия. Слова учителя).

- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

- Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».

- Вот и сегодня на уроке, ребята, мы будем работать дружно и слаженно.

II. Введение в тему.

Информация учителя о чрезвычайных ситуациях.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске надпись «Правила безопасного поведения»

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

И добавим ещё:

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.

- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

- В нашей республике есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС ДНР). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в Донецке создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в Кальмиус…

- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.

МЧС_ДНР_звезда

Этот значок – эмблема МЧС. Часть ее называют «Звезда надежды».

Обобщение по полученной информации.

- Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"?

- Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

III. Формулирование темы и целей занятия путем создания проблемной ситуации.

- Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не из-за природных изменений, а по вине человека.

- Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему урока.

Ехал один гражданин по Москве –

Мечется кто-то в дыму и огне.

Белая кепка на голове,

Много столпилось людей на панели.

Ехал весной на площадке трамвая,

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Что-то под грохот колёс напевая.

Там из окошка сквозь огненный дым

Вдруг он увидел - напротив в окне

Руки ребёнок протягивал к ним.

- Что случилось в этом доме?

- Как это могло произойти?

На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:

Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!

- Тема сегодняшнего занятия «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях».

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

- Основываясь на ваших пожеланиях, вы сегодня узнаете, как выглядит опасность и почему она возникает, будем учиться находить решение в сложных ситуациях, закрепим теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;

IV. Актуализация субъектного опыта учащихся.

- Чем опасен пожар?

- Отчего может возникнуть пожар?

- Назовите причины. Дети называют причины пожара, а учитель записывает на доске:

1. неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин );
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
6. керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожаров — люди.

V. Изучение нового материала.

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми по теме «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях»).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком— внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «101». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

Составление правил пожарной безопасности.

- Давайте, определим правила пожарной безопасности,

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши бельё над плитой.
3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

V. Оздоровительная минутка.

Если же стряслась беда,

Не теряйтесь никогда.

Действуйте умело.

Нужно 101 набрать и пожарных вызывать.

VI. Практическое применение знаний и способов деятельности.

Работа в группах по карточкам.

- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

- Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка. Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. Если огонь сразу не погас………., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «1О I» (табличка) или попроси об этом соседей.)

3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «101» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься…………., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? …..(Он может отключиться, и ты задохнешься.)

Проверка проведенной работы по карточкам (выступления спикеров групп).

Дополнение правил учителем.

4. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

5. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

С дымом мешается облако пыли.

Миг - и рассыпались медные каски.

Мчатся пожарные автомобили,

Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Щелкают звонко, тревожно свистят,

Люди в брезенте - один за другим –

Медные каски рядами блестят.

Лезут по лестницам в пламя и дым.

Работа по таблице «Первичные средства пожаротушения».

- Назовите подручные средства тушения пожара. (Вода, одеяло, брезент, плотная ткань и др.)

- Подумайте, как ими пользоваться.

Анализ ситуаций.

- А сейчас послушайте историю, которая произошла с Ноликом. (Учитель вывешивает на доску  картинку).

- Однажды Нолика пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Нолик проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Нолик в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Нолик включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Нолик быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...

- Как вы думаете, что случилось дальше?

- Хорошо, что Игрек (вывешивает на доску картинку) был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер...

Учитель прикрепляет к доске карточку 101.

- Что это за номер?

- Пожарные быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?

- Все верно. Ребята, Нолик подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 101.

Этот номер -101.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

VII. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

Анализ ситуаций.

- А сейчас я предлагаю вам послушать и проанализировать сложные ситуации.

Ученик зачитывает текст карточки, демонстрирует соответствующий тексту рисунок.

Ситуация 1.

В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполнятся дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.

Ситуация 2.

Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили развести костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.

Проводится анализ ситуации по вопросам учителя:

- Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Учебная тревога: «Внимание! Артобстрел!»

- Пожар может возникнуть не только в результате неосторожного обращения с огнем, но и в результате боевых действий, при артобстреле. В нашей школе много раз проходила учебная эвакуация в случае артобстрела. Давайте сегодня ещё раз практически повторим, какими будут наши действия при угрозе артобстрела.

-После того, как мы услышали три звонка( длинный-короткий-длинный). «Внимание! Артобстрел!» (Учащиеся практически показывают эвакуацию при артобстреле)

-«Внимание! Опасность миновала!» (заходят обратно в класс)

VIII. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности .

- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)

-Помогут ли страх и паника избежать беды, вызванной чрезвычайной ситуацией?

IX. Подведение итогов занятия. Релаксация.

- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Выступление агитбригады.

(Песня под музыку «Бескозырка белая»)

Пожарная дружина мы - ребята хоть куда.

Правила пожарные запомним навсегда

Что делать при пожаре, при дымовом угаре

И как огонь унять - должны мы твёрдо знать!

Что делать при пожаре, при дымовом угаре

И как огонь унять - должны мы твёрдо знать!

 

1 Знают взрослые, знают и дети

Столкнулись с большой мы проблемой на свете.

 

2 Проблемой пожаров, проблемой беды

Планета стонет: «Помоги!»

 

3 А беды ведь можно избежать,

Если простые правила знать.

 

4 Мы начнем, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте!

 

5 Чтоб семью не огорчать,

Нельзя со спичками….(играть)

 

6 Если ты идешь гулять,

Приборы нужно…(выключать)

 

7 В такую жару и сушу, друзья,

Костер разводить в лесу…(нельзя)

 

8 Знает каждый гражданин

Пожарный номер…(101)

 

9 Эти правила всем нужно соблюдать,

Чтобы нечаянно впросак не попадать!

 

(Песня на музыку В.Сюткина)

Легче, чем огонь тушить, запомните, друзья,

Нам его с тобой предупредить.

Правила пожарные помогут нам всегда,

Только надо их всегда учить!

И тогда нам с тобой и беда- не беда,

Если знаешь ты их и везде, и всегда!

Ты в спички не играй, костёр в лесу туши,

И в кухне на ночь газ ты выключай!

Но если вдруг пожар, звони на 101!

Ты этих правил, друг, не забывай!

 


 

Скачано с www.znanio.ru