Разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло», убедить в необходимости добра и недопустимости зла. Представленный материал даёт повод задуматься об этих понятиях и все вместе разобраться "что такое хорошо", а "что такое плохо".
Дети с раннего возраста дают нехитрые определения: добро - это что-то положительное, а зло - что-то это противоположное добру.В этом материале в игровой форме раскрываются понятия "добро" и "зло"
Добрые и злые поступки.docx
Классный час на тему: « Добрые и злые поступки»
Цель:
разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло», убедить в необходимости добра
и недопустимости зла.
Задачи:
формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
учить задумываться о своём месте в жизни;
развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Форма проведения: общеклассная.
Методы: словесный, проблемно – поисковый, творческий, практический.
Оборудование: пословицы на доске, макеты земли и солнца (лучики у каждого на парте), листы
белой бумаги, конверты с растительным и животным миром.
Ход занятия.
На доске написаны пословицы.
Злой не верит, что есть добрые поступки.
Добро помни, а зло забывай.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицы и подумайте, какую тему мы будем обсуждать на
нашем классном часе? (Выслушиваю ответы детей и обобщаю).
Правильно, ребята. Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле в нашей жизни.
Какие пословицы вы ещё знаете. ( Ответы детей, можно ещё несколько пословиц написать на
доске).
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (вспомните что нибудь
хорошее) и откройте глаза. Посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок
засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые, добрые
лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
А начнём мы наш разговор с правил и законов, по которым мы живём изо дня в день. Давайте их
вспомним. (Ответы детей: правила, которые мы должны соблюдать в школе, правила дорожного
движения, режим дня, порядки, которые установлены родителями и т.д.)
А есть ли какиенибудь правила и законы, где говорится о том, что нельзя драться, воровать,
говорить неправду, плохо относиться к родителям, пожилым людям, занимать деньги? ( Ответы
детей).
Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало? (Ответы детей).
Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Как вы думаете, что такое
совесть? (Ответы детей: совесть – это когда тебе стыдно за то, что ты сделал, не находишь себе
места, мучаешься изза своего поведения и т. д.)
Совесть – это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке
внутреннее побуждение к добрым поступкам.
Ребята, а как вы понимаете, что такое добро? (Ответы детей: это всё хорошее, красивое.
Например: весна, солнце, родители, улыбки и т.д.)
А что такое зло? (Ответы детей: всё плохое, дурное, беда. Например: драться, обзываться,
говорить неприличные слова и т.д.) Мы живём с вами на планете Земля. И если существует на планете добро и зло, значит, люди
могут творить и добрые и злые поступки. Давайте вспомним, когда вы в жизни встречали добро
и зло. Для этого я зачитаю отрывки из ваших сочинений, которые мы писали.
Зачитываю несколько отрывков. (Например: «На улице зимой всегда холодно, но в этот день дул
сильный, пронизывающий ветер. Я шла из школы и увидела маму, стоящую у подъезда, в руках у
неё было что то беленькое. Когда я подбежала ближе, то увидела маленький дрожащий
комочек, покрытый весь льдинками. Это был котёнок. Дома у нас не было животных, и мы
решили взять его к себе. С тех пор он живёт у нас. Зовём мы его ласково Морис. Это напоминает
нам, что нашла его наша мама в очень морозный день».
Какое чувство возникло у вас к героям этого отрывка?
Какое дело совершила мама, подобрав замёрзшего котёнка?
Могла ли она поступить иначе?
Чем бы это обернулось?
«Когда я был в летнем лагере, у нас приключился ужасный случай. После дневного сна мы
пришли на полдник. Там был сок с булочкой и яблоко. Так вот некоторым ребятам не достались
яблоки, их ктото украл. Я не хотел бы, чтобы ещё раз со мной или другими детьми произошла
такая неприятная ситуация».
А какое чувство мы испытали к детям, которые остались без яблок?
Кто мог совершить такой поступок?
Что бы вы сказали тем, кто это сделал?
Как можно назвать такой поступок?
Какой можно сделать вывод из всего того, о чём мы с вами сейчас говорили? (Ответы детей,
после этого обобщение учителя).
Значит, любой человек имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить в той
или иной ситуации. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо,
приятно. А если люди поступают плохо, причиняя тем самым другим боль и огорчения, нужно
задуматься о том, как исправить свои ошибки.
Сейчас мы проведём эксперимент. Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не
разрешала. Возьмите белый лист бумаги. А теперь давайте вспоминать, как вы обижаете, друг
друга на переменах, на улице и даже в классе, как злитесь, друг на друга, обзываетесь. Обидеть
можно человека по разному, поэтому сейчас каждый вспомнит, как и чем его обидели, сколько
раз( хотя бы за последние 3 дня) и столько раз загнёт свой листочек. (Даю время).
Посмотрите на свои листы, изменились они? Посмотрите на лист своего соседа, сравните свой
и его. Почему листы разные? Можем ли мы чтото изменить? Как нам исправить положение?
( Ответы детей: можно извиниться, пожалеть, сказать чтонибудь приятное).
Давайте попробуем изменить ситуацию, будем вспоминать хорошие добрые поступки и слова,
при этом будем разглаживать наши «шрамы» на бумаге, которые мы оставили. (Дети
разглаживают листы).
Ребята, а сейчас посмотрите на свои листы? Изменились они? Приобрели ли они
первоначальный вид? Почему? (Ответы детей и вывод: боль и неприятные ощущения остаются в
душе очень долго, поэтому прежде чем сделать чтото, нужно хорошо подумать, каждый должен
поверить в добро и начать совершать добрые поступки ).
Да, ребята, говорить красиво, правильно всегда легко, а поступать так очень сложно. Этому
нужно учиться всю сознательную жизнь. Каждую минуту мы должны учиться доброте, бороться
и искоренять зло из своей жизни.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте! Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра.
Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету.
Под этим неспокойным небом,
Давайте воевать за доброту!
Сегодня я принесла вот такую вещь (небольшой коврик), это «коврик мира», он будет
находиться у нас в классе, и если у когото из детей возникнет конфликт, то «противники»
могут встать на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь к мирному решению
своей проблемы.
Давайте попробуем и разыграем несколько ситуаций. ( Дети подготовлены заранее).
1. Аня и Оля, дежурные по классу, им нужно полить цветы, но лейка всего одна. Девочки начали
спорить, кому же из них поливать. (Разыгрывается ситуация).
2. На перемене девочки не поделили скакалку, начали кричать и выяснять, кто первый её взял,
кому на ней первой прыгать и.д. Все перессорились, так никто и не попрыгал, прозвенел звонок.
(Разыгрывается ситуация).
Скажите, почему произошли данные конфликты? Кто прав, а кто виноват? А может все были
правы? Как разрешить такие ситуации? (Ответы детей).
Вот нам «коврик мира» и поможет в этом. Нужно встать на него и спокойно поговорить, и
решить без обид, кто первый польёт цветы или попрыгает, и обязательно нужно попросить
прощение друг у друга. Нужно учиться уступать друг другу, ведь это тоже нелегко и не каждый
может отдать первенство другому человеку.
Много хороших славных и полезных дел ждёт вас в будущем, но сегодня мы с вами сделаем
одно доброе дело. Представим, что наша земля покрыта, погружена во мрак (вывешиваю чёрную
землю). Давайте сделаем так, чтобы на этой земле засияло яркое солнышко. У меня есть только
часть солнышка. (Вывешиваю жёлтый круг). А у вас у каждого на столе лежат лучики,
напишите на них слова, которые дарят людям теплоту, заботу и внимание. (Дети пишут слова).
Готовы, чтобы наше солнце засияло? Тогда давайте прикреплять свои лучики! (Дети
прикрепляют на доску лучики). Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце» и в каждом
из нас есть маленькое солнце, это доброта. А добрые люди как лучи этого солнышка добротой
своей согревают других людей.
Ребята, а чего не хватает на нашей земле? (Ответы детей: животного и растительного мира).
На партах у вас лежат конверты, посмотрите, что в них? (Ответы детей). Давайте дополним
нашу картину зверюшками, птицами, деревьями, цветами.( Крепят на землю). Конечно, на
доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь
животный и растительный мир на планете зависит от людей. Мы много раз с вами говорили, что
природу надо беречь и природа нам ответит тем же. Хочу сегодняшнее занятие закончить таким
стихотворением. ( Можно дать заранее выучить ребёнку).
Доброэто ты!
Добро – это я!
Добро это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне.
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это чтото такое,
Что объяснить не в силах порою! Я сегодня благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое
отношение к работе. Вы ещё дети, впереди вас ждёт много разных добрых дел и поступков, вы
сделаете нашу Землю ещё красивее и прекраснее, а для этого вы должны быть смелыми,
отзывчивыми, трудолюбивыми, вежливыми, добрыми детьми. А чтоб такими быть я принесла
вам лекарство (конфеты ммдемс) от грубости, жадности, драк. Только запомните: перед тем как
их принимать, надо загадать доброе желание, тогда лекарство подействует.
Если вы считаете тему нашего разговора важной, то откройте свои ладошки широко, если не
очень, то приоткройте их, а кто считает, что мы зря потратили время, то держите их закрытыми.
( Дети знают этот приём, мы часто используем его на уроках).
Спасибо за сотрудничество. До новых встреч!
Классный час на тему: "Добрые и злые поступки"
Классный час на тему: "Добрые и злые поступки"
Классный час на тему: "Добрые и злые поступки"
Классный час на тему: "Добрые и злые поступки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.