В данном материале представлен подробный ход урока. Содержится необходимая информация, методические игры, дидактические материалы. Предлагается раскрытие слов доброта, источник доброты. Данный материал можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на классном часе. Воспитывать наших детей, людей будущего – это значит строить завтра .
Иваненкова Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»
города Ярцево
Классный час на тему: « Жизнь дана на добрые дела»
Тема: « Жизнь дана на добрые дела»
Цель: показать значимость добрых поступков в жизни человека.
Задачи:
1) способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений,
отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу;
2) учить задумываться о своём месте в жизни;
3) повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в
коллективе;
4) развивать умение пользоваться различными источниками информации.
Оборудование: компьютер, презентация «Жизнь дана на добрые дела», шаблоны цветов, макет
поляны, выставка книг, выставка детских рисунков, весы, карточки с надписями, запись песни
«Дорога добра».
Звучит негромкая музыка.
Ход занятия
Добрый день, мои маленькие друзья! Я очень рада приветствовать вас. У меня сегодня
замечательное настроение. Давайте, скорее, возьмёмся за руки, крепко пожмем, их друг другу, чтобы
передалось всё тепло и энергия Солнышка каждому из вас. Крепко – крепко сжимайте руки друг
друга. Чувствуете, как тепло переходит от одного к другому. И я тоже чувствую… Чувствую вашу
доброжелательность и то, что со мной навстречу пришили хорошие добрые ребятишки.
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама,
учитель….Ответы детей)
Что есть зло? (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье…
Ответы детей)
Просмотрим видеоролик и ответим на вопрос: Что значит совершать добрые поступки.
Просмотр видеоролика.
А что значит добро и зло?
Рождается ребенок, он как белый лист, чист и перед ним целый мир. И каким же вырастет этот
ребёнок?
А сейчас послушайте, пожалуйста, притчу о двух гномиках. И вы найдёте ответ на последний
вопрос.В сердце каждого ребёнка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых
добрый и хороший, а другой – злой и плохой.
Растёт малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал
«Спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил уроки. Завтра –
помог старикам, навестил учителя, посадил дерево.
А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил
«Здрасьте» учителю, не помыл посуду, не убрал за собой постель, завтра не уступил места
пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме.
Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он
стремится относится к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит
радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудится и
обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от этого
становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находится рядом
с ним, он радует своим присутствием окружающих.
Когда же человек бывает, груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать,
уклониться от какой – то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый.
«Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким
человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.
Какого же гномика ты хочешь вырастить в своей душе? Многое зависит от тебя. Не совершай
необдуманных поступков. Всегда подумай, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к
тебе. Только ты – контролёр своей души! А спрашивать с себя всегда нужно за каждый
прожитый день. Перед сном, закрыв глаза, пробегись по прошедшему дню – какому гномику ты
помог больше – постарайся завтра не повторять совершённых ошибок.
От того, какому гномику мы постараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы
вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными
окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим
вокруг.
Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать
старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть таблички с надписями, которые принадлежат злу: зависть,
жадность, грубость, предательство, война, ложь. На другую чашу мы определим качества добра:
взаимопонимание, нежность, забота, честность…
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Перед вали листочки с
надписями, которые могут принадлежать или добру (тогда кладём на чашу весов добра) или злу
(тогда нужно положить к чаше весов зла) Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,
совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят том, что написано на их карточке и кладут на чашу свою
карточку (приготовленные заранее таблички с надписями). Вскоре чаша весов добра перевешивает
чашу зла.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются
в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.
А теперь мы все вместе вспомним те добрые дела, которые уже совершили или ещё только задумали.
Перед вами цветочки, но вы их сейчас превратите в цветы добрых дел. Напишите одной фразой своё
доброе дело и тогда, у нас получится поляна «добрых дел».
Творческий мини проект.
На лист ватмана, разделённый на небо и землю, каждый ребёнок наклеивает, заранее заготовленную из
цветной бумаги фигурку цветов и их просят обозначить в центре своё доброе дело, которое они ужесделали или только задумали. Ребята по очереди выходят к ватману прикрепляют свой цветок –
добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя свой добрый след. Один мудрец заметил: человек
прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами
сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Учитель прикрепляет солнышко, домик и дерево, как символ полноценной жизни.
Как назовём эту картину?
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Итог. Наша беседа подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы
сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это
значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь жизнь дана на добрые дела, и
делать добро – это здорово!
Игра: «Свети солнце добром»
Перед вами солнышко, но оно не светит в полную силу. Ему мешают «злае» слова. Давайте заменим
эти слова на противоположные по смыслу и поможем солнышку!
На память о нашей беседе, я хочу подарить каждому из вас своё солнышко. Это солнышко – доброта.
Она нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнышко.
Исполнение песни «Дорога добра»