КЛАССНЫЙ ЧАС «Окна моего дома. что они для меня значат»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней. Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: 1. Что для тебя означает понятие Дом? 2. Как сохранить тепло Дома? 3. Какая семья считается счастливой? 4. Требует ли жизнь в семье большого творчества? 5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Иконка файла материала конспект.docx
КЛАССНЫЙ ЧАС  «Окна моего дома. что они для меня значат»  Семья­ это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют   решающую   роль     становлении   психики  ребенка,   которая   заряжается  токами   самых  высоких   человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. Задачей   классного   часа     является   формирование   представлений   о   жизненном   идеале   семьи,   навыков   семейной дипломатии,   умений   анализировать   ситуации;   учить   вырабатывать   собственную   тактику   принятия   решений   и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению   к   жизни   как   величайшей   ценности.   Использование   игр   имеет   одно   ключевое   направление:   заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней. Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: 1.      Что для тебя означает понятие Дом? 2.      Как сохранить тепло Дома? 3.      Какая семья считается счастливой? 4.      Требует ли жизнь в семье большого творчества? 5.      Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым? Основные понятия: Конфликт­ противоборство, столкновения, серьезное разногласие. Эмоции­ волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями. Подготовительный этап:  Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки­«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны. 1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе ­ душа на месте» 2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).  Алгоритм деятельности:    ­          Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.    А дом заставленный добром, ­ еще не дом. И даже люстра над столом, ­  еще не дом. И на окне с живым цветом ­ еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста­ Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. ­    О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной? (Дети предлагают свои варианты ответов.)   Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, ­ это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться  и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. ­А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите  о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.  В современной песне поется: Родительский дом­ начало начал,Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом! Пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут,   посочувствуют,   поддержат?   Как   же   построить   такой   Дом?   С   чего   начать?   Предлагаю   вам   поиграть   в «строителей». ü    Задание для первой бригады: на «кирпичиках»,  предложенных вам,  записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».                             Дом­ это….(крепость, очаг…) ü   Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).  Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?) ü   Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем­то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.             Итак, что можно….., что нельзя…..   А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.) 2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление ­ вот непременные спутники.  Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома. («Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.  3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи ­ понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами.  Это по­настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в  другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы  с вами поиграем в игру «Компакт­опрос». Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу ­ тапочки и нарисованный телевизор, маме­ бигуди и зеркало, бабушке ­ кухонное полотенце и фартук, дедушке ­ очки и газету, сыну  нарисованный компьютер, старшей сестре ­ телефон.   Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь. Проблемная ситуация 1. Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами: Папа – лежа  на диване у телевизора, мама ­ у зеркала после принятия ванны, дедушка ­ в кресле с газетой в руках, бабушка ­  на кухне за приготовлением вечернего чая, сын ­ за игрой на компьютере, сестра­ у телефона. Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях: а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно­достойном. ­Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу? ­    Что вы можете сказать, оценивая  поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем   приемы   правильного   «Кодекса   поведения»,   чтобы   снять   напряжение   и   восстановить   добрые   отношения, которые ни в коем  случае не должны быть принудительными. Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить ­ помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. (Обсужение.) 2Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные  знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на  доверии, простоте, открытости.  Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения. 1.      Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?» и  «Чего мне хочется?» (Развивается способность самоанализа) 2.      Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?       (Развивается способность понимать причины действий других) 3.      У тебя есть человек, который тебе не нравится?Подумай, в чем причина этого неприятия? (Анализ по аналогии) 4.      Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.   Подведение итогов. 3