Классный час способствует воспитанию бережного отношения к энергоресурсам в быту. Разработка содержит сказочные, игровые моменты, загадки, практические задания для работы в группах. Ребята повторят названия бытовых электроприборов, правила техники безопасности при пользовании ими, проанализируют поведение сказочных героев, познакомятся с резервами экономии электроэнергии у себя дома.
Цель: Уточнить и расширить представление учеников о значении электрических
приборов в жизни человека; способах сохранения электроэнергии и
питьевой воды дома.
Развивать воображение, смекалку, умение устанавливать причинно
Совершенствовать
делать выводы.
следственные связи,
коммуникативные умения.
Воспитывать чувство ответственности за собственное поведение, активную
позицию относительно экономного ведения домашнего хозяйства.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением
домашних электроприборов (холодильника, стиральной машины, обогревателя,
пылесоса, лампочек, счетчика электроэнергии,), карточки с заданиями для работы
в группах, карточки со словами.
Ход занятия
1. Мотивация деятельности учеников.
Учитель:
Сегодня у нас необычная встреча. Нас пригласил в гости давний наш
знакомый – домовенок Кузя. Вспомните мультфильм о нем. Когда он попал в
квартиру девочки Наташи, ему было очень интересно знакомиться с жизнью
людей в городе. Чтото ему понравилось, чтото удивило, а чтото вызывало
даже возмущение. Не помните, что именно?
(Кузе не понравилось, что люди выбрасывают черствый хлеб)
Поясните фразу: «Я не жадный, я домовитый». Какой это – домовитый?
Среди слов на доске найдите синонимы этому слову.
Бережливый, сердитый, бездомный, экономный, богатый.
Учитель:
Действительно, Кузя – очень бережливый, экономный. Сегодня мы узнаем
продолжение его истории.
2.Слушание сказки.
Учитель: За окном сеялся нудный осенний дождик. Домовенок Кузя сидел на
подоконнике, закутанный в теплый Наташин шарфик. Ему было холодно.
Куда только девается тепло из нашей квартиры? – пробурчал он и
вдруг подскочил от неожиданности.
Мы знаем! Знаем! – послышались какието голоса из всех сторон.
Кто это здесь такие всезнайки? – удивленно спросил Кузя?
Я здесь, как раз над твоей головой! Я – Форточка. Присмотрись, я же
неплотно закрыта! И все окна в квартире не утеплены на зиму. Вот тепло и
убегает от вас. Ему и щелочки достаточно.
Тут отозвался пушистый кот Мурзик, который уютно привалился к подушкам
на диване:
А чего нам с окнами возиться, если у нас вон какой новенький
обогреватель есть? Наташин папа придет из работы и включит. Вот увидишь
тогда, как станет тепло! Мурррр!
(Слайд 1: изображение электрического обогревателя)
Обогреватель недовольно сказал:
Ага, еще и услышишь, как мама жалуется, что столько килоВатт
набегает. Я же работаю всю ночь!
Кило... чего? – удивился Кузя, кило ваты? Какая это вата у нас здесь
целыми килограммами бегает?
(Слайд №2: изображение электросчетчика)
Какая тебе вата? – Засмеялся электросчетчик на стене. КилоВаттами
энергию измеряют! Точнее, я измеряю. И копеечки ваши насчитываю, чтобы за эту
энергию платить.
Ойойой! – воскликнул Кузя. Вот почему в нашем холодильнике
столько свободного места в последнее время! Все деньги на эту твою вату... тьфу!
энергию тратят! Скоро с голоду совсем пропадем! Надо чтото делать!
(Слайд №3: изображение холодильника)
Дада, подал голос новенький холодильник, работаю на всю
мощность, берегу продукты, и меня беречь нужно. А Наташа открывает меня и до
оолго так разглядывает, что бы такое повкуснее выбрать. Холод из меня и
убегает, приходится мне больше энергии тратить, чтобы опять охладиться.
Не говори мне о холоде! – закричал Кузя холодильнику. Я тепло
люблю... и конфеты!
Он развернул ириску, а фантик скрутил в шарик и бросил на пол.
(Слайд №4: изображение пылесоса)
Тут послышался сердитый голос пылесоса:
И ты туда же! То Наташа семечки щелкает – насорит, то Мурзик
горшок с цветами перевернул. А я все собирай за вами! Никто и не задумывается,
что я тоже от электричества работаю.
(Слайд №5: изображение электрических лампочек)
И мы! И мы хотим сказать! – тоненькими голосами закричали лампочки.
Вон в соседнем доме в окнах новые лампы горят, экономные. Нам уже давно на
пенсию пора, хозяева нас никак не заменят, не думают об экономии!
(Слайд №6: изображение стиральной машины)
А вот я – новановехонька, гордо заявила стиральная машина,
которая до этого терпеливо слушала своих родственников. Только пользуются
мной неправильно. Забросят у меня то пять платочков носовых, то пару полотенец,
– и включают на полную мощность. Верчусь, стараюсь, энергию трачу, как на
целую кучу белья! А вчера на оборот, сталько запихнули, что я пыхтела, пыхтела,
еле справилась!
Кузя задумался. Оказывается, Наташины мама и папа забыли о такой
важной вещи, как экономия! Как же им помочь?
Слез Кузя со своего подоконника, достал карандаш, развернул Наташину
тетрадь и стал думать...
3. Обсуждение содержания сказки.
Какие домашние электроприборы были в Наташиной квартире?
Есть ли у вас такие приборы? Какие еще приборы вы знаете?
На что жаловались домашние помощники?
Какие ошибки допускают члены семьи при пользовании электроприборами?
Какой прибор
всегда напоминает о необходимости экономить
электроэнергию?
4. Работа в группах. Составление „Советов домовенка Кузи”.
Дети получают карточки с заданиями: прочитать предложения и вставить
опорные слова, чтобы получились правила экономии электроэнергии.
Группа 1.
На карточке – рисунок открытой форточки.
Чтобы сохранить тепло в квартире и сэкономить энергию, нужно
_____________ все окна .
Очень хорошо хранят тепло _________________________ окна.
(утеплить, пластиковые)
Группа 2.
На карточке – рисунок холодильника.
Не забывайте вовремя ______________________ холодильник.
Следите, чтобы дверь холодильника всегда была ______________________ .
Не ставьте его около _____________, _____________
__________.
(размораживать, плотно закрыта, печи, отапливаемых приборов)
Группа 3.
На карточке – рисунок стиральной машины.
Загружайте машину на полную _______________.
Включайте соответствующий ________________ стирки.
(мощность, режим)
Группа 4.На карточке рисунок обогревателя.
Не оставляйте обогреватель работать ____________________.
Изменяйте режим работы в соответствии с _________________ в квартире.
(на ночь, температуры)
Группа 5.
На рисунке – электролампы.
Не забывайте ___________ свет, когда выходите из комнаты.
Используйте ________________ лампы.
(гасить, экономные)
Чтение составленных советов, дополнения детьми.
5. Итог занятия. Упражнение „Продолжи предложения”:
Учитель:
Если мы будем придерживаться составленных нами правил, то...
(в квартирах будет тепло, чище будет воздух, больше денег останется в семье
и т. п.)
Прочитайте, какой призыв повесил Кузя на счетчике
«Папы, мамы и ребята!
Экономьте киловатты!”
Запомните эти слова и расскажите их дома своим родителям. Будьте
экономными!