Классный час "Тамбовская тропинка к Лермонтову"
Оценка 4.8

Классный час "Тамбовская тропинка к Лермонтову"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
7 кл
20.06.2017
Классный час "Тамбовская тропинка к Лермонтову"
Классный час посвящен творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, его гениальным произведениям. Особую роль среди них занимает "Тамбовская казначейша". Классный час- исследование, которое позволило ответить на вопросы" Как связано имя М.Ю. Лермонтова с Тамбовом и бывал ли он в нашем городе? Как увековечена память о Лермонтове в нашем городе?Классный час посвящен творчеству Лермонтова, его произведению "Тамбовская казначейша"
Классный час Тамбовская тропинка к Лермонтову.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«Тамбовская тропинка к Лермонтову»

 

 

 

 

 

 

 

Ивинская Нина Ивановна,

учитель математики

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

 

 

Цель:

·         создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

·         воспитание гражданских и патриотических качеств личности через знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова.

 

Задачи:

-  исследовать факт  возможного пребывания М.Ю. Лермонтова в Тамбове;

- развивать умения художественного восприятия произведения;  логическое мышление;

- учить учащихся размышлять, делать выводы;

 - способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров; развивать культуру общения.

 

 

Учитель: Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Меня зовут Ивинская Нина Ивановна. Сегодня я у вас проведу классный час.

 

 

1 слайд.  (Карта)     Эпиграф:                 Тамбов на  карте генеральной  

                                                                  Кружком означен не всегда; 
                                                                          Он прежде город был опальный,
                                                                 Теперь же, право, хоть куда.

Учитель:  Ребята   можете вы назвать  автора этих строк?

Скажите,  пожалуйста, а из какого произведения  эти строки?

Вы уже догадались,  в каком городе  происходили события, которые описывает М.Ю. Лермонтов  в своей поэме? Конечно же, в Тамбове.

У нас три ключевых слова: Тамбов,  тропинка, Лермонтов.

 Сформулируйте тему нашего классного часа. Ваши варианты. (выслушиваю)

 

Учитель: Тема нашего классного часа: «Тамбовская тропинка к Лермонтову». (2 слайд.)

 

Учитель:  Неслучайно сегодня мы обратимся к творчеству  великого поэта 19 века. Ведь 2015 (две тысячи пятнадцатый) год  президентом России объявлен годом литературы.  

Учитель: Творческое наследие Михаила Юрьевича Лермонтова настолько велико, что приходится только удивляться, как за такую короткую жизнь он сумел создать столько гениальных произведений. Для нас тамбовчан особое место среди них занимает «Тамбовская казначейша».  И мы заинтересовались вопросом: А связано ли имя Лермонтова с Тамбовом и бывал ли он в нашем городе? 

Вы провели исследование. Было создано  три группы: литературоведы, искусствоведы, краеведы. Каждая группа работала по своему направлению.

 И искали ответы на вопросы:

 

·     Был ли Лермонтов в Тамбове?

·     Как и с кем связано творчество М.Ю. Лермонтова на Тамбовщине?

·     Как увековечена память о  Лермонтове в нашем городе?) (3 слайд.)

Учитель: Сейчас слово дадим литературоведам.

 

1 Ученик:  Во время исследования мы нашли письмо бабушки Е. А. Арсеньевой к внуку,  которое она писала 18 октября 1835 года.(слайд 4)

 

Учитель: Давайте его послушаем:

 «Как Бог даст милость свою и тебя отпустят, то хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать слишком двести вёрст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов…».

 

Учитель: Ребята, вы услышали знакомые названия. Какие? (называют Тамбов, Пенза, Рязань, Козлов, Кирсанов). Как вы думаете, какие можно сделать выводы из услышанного?

(Правильно:  Бабушка предлагает ему выбрать более короткую дорогу. Он мог послушать ее и проехать через Тамбов)

 

2 ученик: А вот еще один исторический факт:

 

В Тамбове у него жил приятель по Московскому университету — Иосиф Романович Грузинов.  Михаил Юрьевич мог заночевать у него.   А рано утром  проехал  по трем прямым тамбовским улицам, увидел два трактира – один «Московский», а другой «Берлин»…Эти улицы он описал в поэме.

 

3 ученик:                        Там есть три улицы прямые,

И фонари и мостовые,

Там два трактира есть, один

Московский, а другой Берлин.

Там есть еще четыре будки,

При них два будочника есть,

по форме отдают вам честь

И смена им два раза в сутки,

Короче, славный городок.

 

Учитель: (иллюстрация слайд 5 ) А знаете ли вы о каких улицах идет речь в поэме «Тамбовская казначейша»? Ребята! Посмотрите на старинные гравюры, иллюстрации, может, вы узнаете эти улицы Тамбова? Большая  Астраханская (ныне Советской), Долгая (К.Маркса), Базарная улицы.(Слайд 6)

4 ученик. У нас еще одно доказательство, что Лермонтов в Тамбове был. На страницах романа «Герой нашего времени» в главе «Бэла» автор пишет о переезде через Чертову долину:  «… Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества».

Мы думаем, если снеговые сугробы напоминали ему Тамбов, значит, он мог  проезжать по Тамбовской губернии и видеть наши снега.

Наша группа считает, что Лермонтов был в Тамбове.

 

Учитель: Давайте отметим на карте те места, которые упоминались в вашем исследовании.( Отмечают Тамбов, Козлов, Кирсанов)

Учитель: С одной стороны я, наверно, с вашим мнением соглашусь. Нам действительно очень хочется верить в то, что этот замечательный поэт побывал в нашем городе.  Но я хочу сегодня посеять зерно  сомнения в ваших сердцах.  Некоторые историки-исследователи отмечают, что о жизни тамбовских обывателей Лермонтову мог рассказать выдающийся грузинский поэт, боевой генерал русской службы, Александр  Чавчавадзе, проведший в Тамбове под секретным надзором полиции конец зимы и начало весны 1834 года.  Поэтому Лермонтов мог описать события, отражённые  в поэме «Казначейша»,  по  его воспоминаниям.

Учитель: Сейчас мы обратимся к искусствоведам.(Слайд 7). У вас был вопрос: С кем  связано творчество Лермонтова на  Тамбовщине.  Какая у вас информация? Пожалуйста, слово искусствоведам.

1 ученик. Одним из первых исполнителей партии Демона в одноименной опере «Деман» был наш земляк Павел Хохлов, который родился в Гавриловском районе. Его творчество высоко оценил  Шаляпин.

2 ученик. Великая русская певица Надежда Обухова, уроженка Уметского района Тамбовской губернии, в годы рассвета своего таланта исполняла романсы на стихи Лермонтова.

3 ученик. В областной детской библиотеке мы нашли запись с голосом великой певицы. Послушайте отрывок из романса М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя я пылко так люблю» в исполнении Надежды Обуховой. (слайд 8)

4 ученик. Наиболее известные  иллюстрации к «Тамбовской казначейше» выполнены великим художником Добужинским. Он тонко и точно чувствовал принципы и способы описания предметов, героев и событий. Родился Мстислав Добужинский в селе Семеновка Инжавинского района.

Учитель: Ребята! Отметьте на карте те места, о которых вы сейчас сказали.

Молодцы! Сейчас предлагаю вам интерактивную игру «Оживите картину».

Учитель:1)  Предлагаю вам внимательно  послушать отрывок из  поэмы «Тамбовская казначейша» (Запись по ролям)               

Целый дом

Трет стекла тусклые сукном --

И любопытно пробегают

Глаза опухшие девиц

Ряды суровых, пыльных лиц.

 

"Ах, посмотри сюда, кузина,

Вот этот!"-"Где? майор?"-"О, нет

Как он хорош, а конь -- картина,

Да жаль, он, кажется, корнет...     

 Как ловко, смело избочился...

Поверишь ли, он мне приснился...

Я после не могла уснуть..."

Учитель: Какие картины предстают перед вашими глазами? Чтобы вы нарисовали, если бы были художниками? (Ответы детей).

Учитель: А сейчас я предлагаю вам внимательно  посмотреть  на иллюстрации. Вот так   художник Добужинский изобразил этот эпизод.(Слайд 9)

А мы оживим свою картину! Давайте представим ту эпоху. Девочки, смелее выходите ко мне и мальчики–уланы тоже. Мальчики, вы сейчас пройдете важно по улице, а девочки помашут вам платочками, а может, пошлют воздушный поцелуй. Давайте обыграем эту сцену под музыку.

Ребята выполняют задание на фоне звучащего марша. Звучат слова:  На весь Тамбов полковая музыка гремит, кони вороные ржут, девы губернские к пыльным окнам прилипли)

 (Учитель просит кавалера проводить дам к месту)

Молодцы! Настоящие артисты!

Учитель:  Слово краеведам. (Слайд 10) Они расскажут: Как увековечена память о  Лермонтове в нашем городе? Пожалуйста,  краеведы.

1 ученик: Мы нашли прошение инспектора народных училищ губернии  Кашкова  написанное в 1914году. «Имею честь, покорнейше просить управу войти в городскую думу с ходатайством:

1) о наименовании 1-го Тамбовского городского приходского училища «Лермонтовским»;

 

2 ученик:  так же была просьба  о переименовании Теплой улицы в улицу «Лермонтова» и о присвоении имени поэта,   садику, в котором можно поставить и бюст поэта в память его пребывания в Тамбове».


3 ученик.    Прошение о переименовании улицы Теплой в улицу Лермонтова удовлетворили. Сквер же был развит позже, уже в советское время. В июле 1941 года открыли памятник поэту.

 
4 ученик: В прошлом году  отмечалось 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.  У памятника проходили поэтические встречи. (Слайд 11)
 
Учитель: На какой улице стоит памятник М.Ю.Лермонтову? Ребята, а кто из вас был на улице Лермонтова?  Предлагаю вам побывать на улице Лермонтовская и посмотреть на этот сквер и памятник  поэту.
 
А сейчас арт-проект «Прищепки». Вы приготовили рисунки, иллюстрации к произведениям Лермонтова, любимые фразы из его произведений. Прикрепите их. Когда будете уходить, то можно забрать с собой понравившиеся работы других участников. В этом  смысл арт-проекта. Принести что-то свое и забрать, что понравилось. Давайте  прикрепим по-группам.
 
Молодцы! 
 
Учитель:  
Молодцы! Мы с вами проделали большую работу. Посмотрите сколько мест связано с Лермонтовым  на Тамбовщине. Вот она наша Тамбовская Тропинка к Лермонтову. ( Открывает надпись на карте). И уже и  не важно: был ли Лермонтов в Тамбове или нет. Есть его поэма " Тамбовская казначейша", которая и прославила город Тамбов на весь мир.

И ещё, ребята! Название Тамбовская казначейша является брэндом Тамбовской кондитерской фабрики. Я хочу угостит вас этими конфетами.

Всем большое спасибо за работу! До свидания! (Слайд 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ученик:  Во время исследования мы нашли письмо бабушки Е. А. Арсеньевой к внуку,  которое она писала 18 октября 1835 года. Давайте его послушаем:

 

 

 

 

2 ученик: А вот еще один исторический факт:

 

В Тамбове у него жил приятель по Московскому университету — Иосиф Романович Грузинов.  Михаил Юрьевич мог заночевать у него.   А рано утром  проехал  по трем прямым тамбовским улицам, увидел два трактира – один «Московский», а другой «Берлин»…Эти улицы он описал в поэме.

 

 

3 ученик:             Там есть три улицы прямые,

И фонари и мостовые,

Там два трактира есть, один

Московский, а другой Берлин.

Там есть еще четыре будки,

При них два будочника есть,

по форме отдают вам честь

И смена им два раза в сутки,

Короче, славный городок.

 

 

 

 

 

 

4 ученик. У нас еще одно доказательство, что Лермонтов в Тамбове был. На страницах романа «Герой нашего времени» в главе «Бэла» автор пишет о переезде через Чертову долину:  «… Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества».

   Мы думаем, если снеговые сугробы напоминали ему Тамбов, значит, он мог  проезжать по Тамбовской губернии и видеть наши снега.

Наша группа считает, что Лермонтов был в Тамбове.

 

 

1 ученик. Одним из первых исполнителей партии Демона в одноименной опере «Деман» был наш земляк Павел Хохлов, который родился в Гавриловском районе. Его творчество высоко оценил  Шаляпин.

 

2 ученик. Великая русская певица Надежда Обухова, уроженка Уметского района Тамбовской губернии, в годы рассвета своего таланта исполняла романсы на стихи Лермонтова.

 

3 ученик. В областной детской библиотеке мы нашли запись с голосом великой певицы. Послушайте отрывок из романса М.Ю.Лермонтова «Нет не тебя я пылко так люблю» в исполнении Надежды Обуховой.

 

4 ученик. Наиболее известные  иллюстрация к «Тамбовской казначейше» выполнены великим художником Добужинским. Он тонко и точно чувствовал принципы и способы описания предметов, героев и событий. Родился Мстислав Добужинский в селе Семеновка Инжавинского района.

 

1 ученик: Мы нашли прошение инспектора народных училищ губернии  Кашкова написанное в 1914году. «Имею честь, покорнейше просить управу войти в городскую думу с ходатайством:

1) о наименовании 1-го Тамбовского городского приходского училища «Лермонтовским»;

 

2 ученик:  так же была просьба  о переименовании Теплой улицы в улицу «Лермонтова» и о присвоении имени поэта,   садику, в котором можно поставить  бюст поэта в память его пребывании в Тамбове».


3 ученик.    Прошение о переименовании улицы Теплой в улицу Лермонтова удовлетворили. Сквер же был развит позже, уже в советское время. В июле 1941 года открыли памятник поэту.

 
4 ученик: В прошлом году  отмечалось 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.  У памятника проходили поэтические встречи. 
 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»

Цель: · создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; · воспитание гражданских и патриотических качеств личности через знакомство с…

Цель: · создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; · воспитание гражданских и патриотических качеств личности через знакомство с…

Учитель: Неслучайно сегодня мы обратимся к творчеству великого поэта 19 века

Учитель: Неслучайно сегодня мы обратимся к творчеству великого поэта 19 века

Московский», а другой «Берлин»…Эти улицы он описал в поэме

Московский», а другой «Берлин»…Эти улицы он описал в поэме

Поэтому Лермонтов мог описать события, отражённые в поэме «Казначейша», по его воспоминаниям

Поэтому Лермонтов мог описать события, отражённые в поэме «Казначейша», по его воспоминаниям

Учитель: Какие картины предстают перед вашими глазами?

Учитель: Какие картины предстают перед вашими глазами?

Прикрепите их. Когда будете уходить, то можно забрать с собой понравившиеся работы других участников

Прикрепите их. Когда будете уходить, то можно забрать с собой понравившиеся работы других участников

Ученик: Во время исследования мы нашли письмо бабушки

Ученик: Во время исследования мы нашли письмо бабушки

У нас еще одно доказательство, что

У нас еще одно доказательство, что

Мы нашли прошение инспектора народных училищ губернии

Мы нашли прошение инспектора народных училищ губернии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017