Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
7 кл—10 кл
31.05.2018
Область применения методического материала: внеурочная деятельность, краеведение, экологическое воспитание младших школьников.
Возраст: 1-4 класс.
Формы и методы реализации: классный час.
Тема: «Великие имена в истории Белгородской области».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с жизнью и крещением князя Владимира, принятием христианства на Руси и жизнью людей на территории Белгородской области в период ее образования;
содействовать повышению интереса учащихся к изучению истории Белгородчины, великих имен в истории Белгородской области;
способствовать формированию патриотических чувств учащихся.конспект
конспект.docx
Классный час
« Великие имена в истории
Белгородской области »
(методическая разработка)
Пояснительная записка.
Область применения методического материала:
внеурочная деятельность, краеведение, экологическое
воспитание младших школьников.
Возраст: 1-4 класс.
Формы и методы реализации: классный час. Тема: «Великие имена в истории Белгородской
области».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с
жизнью и
крещением князя Владимира, принятием
христианства на Руси и жизнью людей на территории
Белгородской области в период ее образования;
содействовать повышению интереса учащихся к
изучению истории Белгородчины, великих имен в истории
Белгородской области;
способствовать формированию патриотических чувств
учащихся.
Использованные источники:
1.
Молчанов. – Белгород: Крестьянское дело, 2000. – 112 с.
2.
Чернухин – Белгород: Крестьянское дело, 1999. – 160 с.
Молчанов, В.Е. Другие времена. Стихи, переводы / В.Е.
Чернухин, И.А. Земное время. Стихотворения / И.А.
Оборудование: презентация, костюмы для сценки,
музыкальное сопровождение: песня «Белгород» Н. Гнатюк,
мультфильм «Князь Владимир»,2006 г.в., продолжительность
01:17:06, режиссер: Юрий Кулаков.
2 Ход занятия:
1 ученик:
Родное Белогорье. Множество славных имен в истории
связано с нашей белгородской землей. Но одно из них
особенно важно для всех нас. Это имя, как считается,
основателя города Белгорода, крестителя всей земли
Русской- князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко.
2 ученик:
Владимир Святой, Креститель Руси. Уже древнерусские
книжники называли его Равноапостольным, т.е. равным
последователям и ученикам Христа, ибо подвиг князя
Владимира вполне соизмерим с их подвигами: великая
страна, Русь, именно его стараниями освещена была светом
христианской веры.
3 ученик:
Наша родная земля – Белгородчина - расположена у
истоков Ворсклы и Северского Донца, Оскола и Тихой Сосны.
Издавна жили в этих землях восточные славяне. В X веке в
верховьях Северского Донца пролегала восточная граница
Киевской Руси, а позже проходил южный рубеж Московского
государства.
4 ученик:
На протяжении многих столетий здесь пролегала линия
обороны Российского государства. А Бел Город, возникший на
3 Белгородском городище, на правом берегу Северского
Донца на высокой Белой горе как маленькая крепость
древнерусского государства, много веков нес свою нелегкую
ратную службу как город-страж и защитник земли русской.
5 ученик:
Возникновение и развитие Бела Города по времени
совпало с крещением Руси. Святое Белогорье, оказавшееся
на пересечении различных границ между Русью и хазарами,
печенегами,
польско-литовскими и
шведскими захватчиками,
сформировало самобытный
культурный внутренний мир, основанный на христианских
ценностях.
монголо-татарами,
6 ученик:
Владимир родился около 962 года. Он был сыном
киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы
матери Святослава, княгини Ольги. В отдаленном селении
Будутину родился будущий великий князь. Вскоре Владимира
отобрали у матери и отправили на воспитание в Киев ко
двору своей бабки, княгини Ольги.
7 ученик:
Не просто складывалась жизнь князя Владимира.
Летом 969 года, незадолго до своего окончательного
отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю
между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался
Киев, Олегу — Древлянская земля. А новгородцам на
княжение достался Малушин сын, которого они выпросили
себе в князья у Святослава по совету дядя Владимира,
4 Добрыни.
новгородским князем.
Так Владимир еще ребенком сделался
8 ученик:
Вскоре Святослав погиб, и его сыновья стали жить и
править совершенно раздельно. Но вопрос о том, кто из
детей Святослава является главным не оставлял их в покое
ни на минуту.
Вскоре между Ярополком и Олегом началась война, в
результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием
Владимир бежал из Новгорода «за море».
9 ученик:
Так началась новая война между двумя другими
братьями: Владимиром и Ярополком.
Молодого воина Владимира, постоянно унижаемого
братьями, которые считали его не больше, чем сыном
рабыни, преследовали тревожные мысли о том, что его вот-
вот смогут лишить княжеского звания, а еще хуже - просто
убить.
Летом 978 года Владимир осадил Киев, в котором в это
время правил его брат. Не долго длилась осада- Ярополк
бежал в город Родню.
10 ученик:
В окружении Ярополка нашелся предатель, по имени
Блуд, который подговорил Владимира, совсем еще юношу,
на братоубийство, убедив, что только таким страшным путем
можно противостоять брату. Когда Ярополк вошел в покои
Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на
мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд, проворно
5 закрыл двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его
слугам.
Вот таким был князь Владимир, не знавший Христа.
11 ученик:
В это же время Владимир надумал жениться. Он
посылает в Константинополь, к византийским императорам
Василию и Константину, сватов с требованием выдать за
него замуж их сестру, царевну Анну, которая приглянулась
молодому человеку.
Императоры соглашаются, но с условием принятия
князем христианства.
Владимир соглашается, объясняя, что изучил множество
религий, однако, именно, христианство стало той религией,
с которой он надеется связать будущее своё и своего народа.
12 ученик:
В это же время Владимира внезапно поражает тяжелый
недуг: «по Божественному ли промыслу в то время
разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и
скорбел очень, и не знал, что делать».
Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь
избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не
выздоровеешь».
Князь повелевает крестить себя. И как только крестился
князь Владимир, тут же прозрел.
13 ученик:
Принятие христианства совершенно изменило князя
Владимира. Он искренне и всей душой принял новую веру.
6 Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его
исключительное милосердие и нищелюбие.
Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они
помилованы будут», Владимир начал творить множество
добрых дел. Он велел всякому нищему и убогому приходить
на княжеский двор и брать все, что ему требуется - еду,
питье, деньги.
14 ученик:
Более того, узнав, что больные и немощные не могут
добраться до его двора, князь повелел развозить для них по
городу пропитание.
Он велел снарядить телеги и, положив на них хлеб,
мясо, рыбу, овощи различные, мед в бочках, а в других квас,
развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не
могущий ходить?»
И так раздавал все, что было нужно людям.
15 ученик:
В историческую память народа киевский князь вошел не
только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное
Солнышко — легендарный князь русских былин, которому
несли службу все русские былинные богатыри.
Любовь народа снискали не только его христианские
добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской
земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая
задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в
конце X — начале XI века.
7 16 ученик:
Войны с печенегами шли с переменным успехом почти
непрерывно в течение всего княжения Владимира.
Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир
лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города
Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и
не причинив значительного ущерба русским землям.
Это чудесное избавление случилось в самый праздник
Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал
тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую
церковь. И уже вскоре выполняет свой обет.
17 ученик:
Мирно пользоваться своими угодьями жителям окраины
Московского государства было нельзя. На сенокос, например,
предписывалось выезжать с оружием, одна половина должна
была косить, а другая оберегать первую половину от врагов.
18 ученик:
Белгородская крепость находилась на высоченной
(больше 70 метров) меловой круче, возвышавшейся над
рекой Северский Донец. С двух сторон она была защищена
неприступными обрывами и рекой Донцом и ручьем Ячнев
Колодезь, а со стороны "поля" крепость полукольцом
окружали две мощные линии "Большого и Малого острога" -
земляной вал, деревянные стены и башни.
19 ученик:
8 Упоминание о смекалке и мужестве русского народа
дошло к нам из Повести Временных лет.
Сценка «Сказание о белгородском киселе»
Ведущий:
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В
осажденном городе начался сильный голод. Жители города
собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми
не сдаться врагам. Но…
Старец:
Послушайте меня, люди добрые! Давайте подождем три
дня. Только три дня! А потом - будь, что будет. Я прошу всех
женщин города собрать за это время все остатки овса и
немного меда – сколько есть в городе. Не унывайте, всё
будет хорошо! Верьте мне!
Ведущий:
Люди не знали, что и сказать, но решили сделать, как
велел им мудрый старец.
Женщины собрали весь овес и сделали из него
болтушку, из которой варят кисель.
А из меда сварили сыту - сладкий медовый сироп.
Старец увидел, что все делается так, как надо. Он
приказал мужчинам вырыть два колодца.
9 Старец:
Эй, мужички, выройте два колодца!
Мужики:
Зачем? Всё равно помирать.
Старец:
Ройте, вам говорю! Так надо!
Ведущий:
Не осмелились перечить мужики больше мудрому
старцу. Вырыли они два колодца – не глубоких, не широких,
таких, как приказал старец.
И положили в один колодец кадушку с овсяной
болтушкой, а в другой колодец- кадушку с медовой сытой.
Позвали печенегов. Обрадовались печенеги, решили, что
город хочет сдаться.
Привели белгородцы печенегов в город. Подвели к
колодцам.
Белгородцы:
Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если
будете стоять и десять лет, то, что сделаете нам? Ибо мы
имеем пищу от земли. Смотрите!
Ведущий:
10 И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали
ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую
сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и
поняли, что не победить им людей, которых кормит земля.
Поднялись и пошли от города восвояси.
Вот так победили белгородцы злых печенегов.
Смекалка, ум и бескрайняя любовь к родной земле помогли
им в этом!
20 ученик:
Из Донца всходит солнышко алое,
Отраженное вечной водой.
Белгородчина – родина малая,
Здесь начало России родной.
А когда над Москвой златоглавою
Нависал лютый ворог бедой –
Встал мой край богатырской заставою,
Белгородской засечной чертой.
(В.Молчанов)
21 ученик:
Некому было охранять южную окраину государства.
Поэтому и проторили татары свои дороги на Русь. Одна из
основных татарских дорог шла между верховьями рек
Ворсклы, Северского Донца, Сейма и Оскола и дальше вдоль
правого берега реки Тим. Эта дорога – Муравский шлях –
была самой бойкой. Другая дорога – Изюмская сакма (дорога)
– пролегала от Изюм-Кургана вдоль правого берега реки
Оскол, где и соединялась с Муравским шляхом. Третья
11 дорога – Кальмиусская сакма – шла по левому берегу реки
Оскол.
22 ученик:
Таким образом, все эти основные татарские дороги
пересекали белгородскую землю с юга на север. Крымские
ханы по этим дорогам постоянно совершали грабительские
набеги на приграничные селения, а иногда прорывались и в
глубь страны.
Во время набегов татары угнали в плен 35 тысяч русских
людей. Татары называли наш край “Русской Вкраиной” и
считали своей территорией.
23 ученик:
До самой смерти защищал землю Русскую князь
Дело святого князя
Владимир Красное Солнышко.
продолжили его сыновья Борис и Глеб. По молитвам к ним
исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали
мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром.
24 ученик:
Любовь моя к родимой стороне
Живёт в делах прославленного предка.
С лукошком выходил он по весне,
Чтоб пашня колосилась житом крепко.
В страду, шагая ровно по стерне,
Колосья жита собирал он цепко.
И свято верил: коль не быть войне,
То есть для жизни главная зацепка.
12 От жита жизнь Руси пошла и есть,
Как сердцу вечно благодатна весть,
Что душу мне всю высветит до донца!
Что из того – не знаю предка я.
Он – жил!.. (М.Лазарев)
25 ученик:
Значит, Владимир — человек необыкновенный и среди
других великих людей,
Он —
основоположник святительства и святости в русском народе,
первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их
основании государственную программу,
необычность
которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока
каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого
Владимира, в самом себе!
и среди святых.
26 ученик:
С этого святителя-державника начинается новая Русь,
новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.
Крестив русский народ в христианскую веру, святой
Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский
день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную
реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее
прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы
подобное тому, что совершил Владимир с русским народом.
27 ученик:
Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением
времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И
можем мы воскликнуть: «Народ русский — красно
солнышко!»
13 Просмотр мультфильма о князе Владимире
14
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.