Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
7 кл
27.04.2017
С помощью этой деловой игры у обучающихся упорядочиваются знания о правонарушениях, они знакомятся с видами нарушений и наказаниями за них, а также развивается представление о последствиях противоправных деяний. Воспитывается чувство ответственности за свои поступки. Этот классный час можно использовать с 5 класса.
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра).docx
Деловая игра «Закон на нашей земле»
Цель деловой игры:
упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и
наказаниями за них;
развивать представления о последствиях противоправных деяний;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный
кодекс, административный кодекс.
Ход игры:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”?
(Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок
может привести к тяжёлым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не
зарекайся ”
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 1415 лет. Вокруг много
соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на
преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и
условий, до погони за лёгкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от
ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.
И сегодняшняя игра – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И
попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права,
обязанности и за что несём ответственность.
3. Основная часть: Давнымдавно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними
появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве
Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь
оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя
грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы.
Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и
установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг
друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в
упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у
государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению
объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а
все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют
себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они
чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права
других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет
появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативноправовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения
общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы
живём. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс»,
«Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1 В главе 2 (стр. 8) Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.
Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учёбы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в
общественных местах.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава
школы.
Возмещение причинённого вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы,
употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные
учреждения.
Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)
За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит
«Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок Правонарушение Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для
взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление
несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не
хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок,
правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Что же он всётаки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников
образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять
задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать
их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу
учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счёт средств родителей; уважать честь
и достоинство других учащихся и работников школы. (Он находится в вестибюле школы).
Чем же будет считаться нарушение какоголибо пункта устава школы? (Проступком)
Предусмотрено какоелибо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученик может получить
за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о
проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на
дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее
около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (это
правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома
Культуры)
Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1
Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие
алкогольной продукции в общественных местах».
Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных
классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они комунибудь
расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и
Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили
преступление)
Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны.
Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного
Кодекса Российской Федерации. (Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс
Российской Федерации») В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за
которые предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один
ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и
осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё
недостаточно ответственен за свои поступки.
Задание 3
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
убийство,
умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
кражу,
грабёж,
вымогательство,
уничтожение или повреждение имущества
терроризм
захват заложника
заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
вандализм
хищение либо вымогательство наркотических веществ
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может
быть поставлен на учёт в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное
заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
За остальные преступления ответственность наступает с 16ти лет.
Задание 4
Поработаем с уголовным кодексом, и рассмотрим какие наказания предусмотрены
законом.
игра «Судья»
(прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвётся, по телефону позвонили, все бежим из школы! Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность
гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо
исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от
трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК,
предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам
срабатывает сигнализация в школе изза того, что ктото просто развлекается. А ведь
может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему
сигналу и это приведёт к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, полиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьёт его учебником по
голове, «сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, даёт сдачи, начинается
драка.
Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не
повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных
Размеров Оплаты Труда или арестом до трёх месяцев.
Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК побои.
– Это насто, маленьких?!! Какой с нас штраф? может ответить ученик
В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за
вред, нанесённый несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих,
которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия
своего чада. Например, оплата медицинской помощи ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК умышленное уничтожение или повреждение
чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты
Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
Если говорить о вреде, то причинён он может быть не только человеку, но и его
имуществу А ст. 1064 ГК предписывает ещё и возмещение материального ущерба в полном
объёме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (понашему,
это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты
Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовнёй» Ситуация 4: В классе идёт спор двух учащихся:
– ... Ещё раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им
пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК Угроза убийством или причинением тяжкого
вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ оскорбление штраф в размере до 100
Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клёво, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм осквернение зданий и
сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных
местах штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные
стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что
действия их попадают под статью?
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночкуто
страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц
влечёт более строгое наказание.
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определённой деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определённый срок. 4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать. Ребята,
я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В
противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить
закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
Кого заставила задуматься сегодняшняя игра? 6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя
окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам
«бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести чтото
новое в развитие школы.
Вопервых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором
прописаны твои права и обязанности как школьника.
Вовторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
Втретьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие
такие же права и свободы, уважай их.
Вчетвертых, школа твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги,
инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть
наложена материальная ответственность.
Впятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных
мероприятиях, реализуй свои права.
Вшестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
Вседьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай помоги. В следующий раз
помогут тебе.
Ввосьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить
спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
Вдевятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих
дел, так как они твои законные представители.
Вдесятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и
учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей
эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.