«Кластер как источник написания сочинения»
Оценка 4.8

«Кластер как источник написания сочинения»

Оценка 4.8
docx
22.12.2024
«Кластер как источник написания сочинения»
1.docx

Статья 

 «Кластер как источник написания сочинения»

     Не секрет, что учащиеся с неродным языком обучения часто сталкиваются с проблемой устного и письменного общения, что приводит к большим трудностям в обучении и впоследствии на сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Так, учащиеся, например, затрудняются в написании сочинения-рассуждения, так как они большинство из них неправильно определяет проблему текста в силу недостаточного понимания языка, не умеют комментировать и определять позицию автора. В подобных ситуациях кластер может стать одним из наиболее эффективных средств как организации проектной работы в рамках урока, так и подготовки учащихся к написанию итоговых сочинений-рассуждений. Достоинства кластера состоят в том, что мы можем увидеть структуру текста и, проанализировав все его составляющие, построить скелет рассуждения. Под кластером мы с детьми условно понимаем модель текста. Собственно, кластер – это просто удобное краткое название приема – в нем использованы наработки и опорных схем В.Ф.Шаталова, и принципы составления наглядных материалов С.Н.Лысенковой. Построение такой модели позволяет при написании, например, сочинения (задание 25) ЕГЭ увидеть, в чем состоит проблема, поставленная автором, как ставится, какова позиция автора, может ли ученик поддержать аргументами точку зрения автора или стоит пересмотреть замысел рассуждения, попробовать найти, может, более узкую проблему, но поддающуюся доказательству теми аргументами, которые есть в наличии у ученика.

     Опыт работы позволяет утверждать, что введение составления кластера способствует формированию метапредметных навыков обработки и представления информации, оптимизирует временные затраты на уроке при выполнении многих видов работы с текстом. Применение методики возможно на любом предмете, в любом классе, на любом тексте (включая научную статью учебника), нужно лишь верно организовать вхождение в работу с кластером. На первых порах, на стадии обучения данному приему лучше предложить всем для создания проекта один и тот же текст, так легче проследить ход выполнения задания в каждой группе, оказать помощь, ребятам будет интереснее проверять – сравнить, насколько они точнее сделали. Со временем, для осмысления больших текстов, произведений, чаще целесообразнее давать группам разные фрагменты, таким образом можно полнее и глубже разобраться в необходимых для изучения аспектах (содержание, композиция, идея...). Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы предлагаем рассмотреть некоторые варианты реализации разного рода проектов на разных уроках.

    Вот, например, на уроке литературы в 7 классе мы изучаем творчество Л.Н.Толстого. Вводная статья затрагивает вопросы биографии, творчества и мировоззрения писателя, но все они так или иначе связаны с Ясной Поляной. Ни план, ни тезисы не могут в полной мере помочь увидеть семикласснику эту связь, а вот развернутая модель текста как нельзя точно и наглядно отражает главную мысль текста. Предположим, этот кластер мы составляем совместно с учениками на уроке. Начинаем создание проекта “Лев Толстой – Ясная Поляна” с первого ознакомительного чтения – определяем тему статьи – она станет заголовком кластера. Второе чтение – выделение ключевых слов, фраз, понятий. Мы выносим эти понятия на отдельный лист и строим черновую логическую цепочку, пробуем построить связный текст на основе кластера, видим недостающие звенья, достраиваем и получаем примерно такое искомое:

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653890/1.jpg

Конечно, учителем составляется кластер-проект заранее, но в ходе совместной с детьми работы он претерпевает порой значительные изменения. Нужно отметить, что вместе с учителем дети выполняют модель текста охотно – видят движение мысли, часто спорят друг с другом и учителем, азартно стараются закончить раньше всех определенный этап проекта. Но самостоятельно работают в среднем звене не очень рьяно, а вот чем старше, тем предпочтительней для них становится самостоятельная, индивидуальная работа над проектом. Поэтому в среднем звене чаще предлагаем на уроке групповую форму (2-4 человека), для создания кластера берем прочитанный заранее, дома, или небольшого объема - на уроке – текст. Выделение же ключевых слов-фраз и установление логических связей между блоками, оформление и защиту кластера учащиеся выполняют самостоятельно: распределяют роли (координатор, информатор, оформитель, оратор-защита проекта), оформляют проект, готовят защиту, отвечают на вопросы слушателей. Так, главы из повести “Детство” Л.Толстого были прочитаны дома, а на уроке дети получили задание по группам составить проект-кластер одной из пяти представленных в учебнике глав. В 7 классе на уроке литературы при анализе глав из повести “Детство” ребята работали самостоятельно в группах разного состава (по желанию).

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653890/2.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653890/3.jpg

Ребята аргументируют не только логико-смысловую часть, но и выбор цветовой гаммы своего проекта. Здесь, как видите, девочки использовали даже форму блоков кластера для отражения характера мамы Николеньки. Все пять глав мы рассмотрели на одном уроке, правда, к составлению и конструктивному обсуждению такого рода проектов ребята уже были подготовлены.

Кластер может использоваться на уроке в зависимости от учебной цели достаточно разнообразно: проект по составлению кластера, восстановление неполного кластера, установление логических связей между блоками, исправление искаженного кластера, создание логически обоснованного текста по готовому кластеру. Вот как может работать кластер на уроке литературы.

Подготовленные к работе с кластером, старшеклассники уже осознанно применяют его для анализа текстов и написания сочинений-рассуждений в формате ЕГЭ. Хотя и эту форму работы мы вводим постепенно. Ребята должны привыкнуть, что это только поначалу “есть речи – значенье темно иль ничтожно, но...”, но если с “речью” вдумчиво поработать, то она становится прозрачной, внятной, простой. В начале обучения в 10 классе, когда основной задачей для учеников становится задача определить проблему, поставленную автором предложенного текста, мы, определив ключевые слова-фразы и построив кластер, пробуем задать вопросы к блокам кластера.

На следующем этапе работы по слайд-проекту, задав вопрос, находим ответ в тексте, затем представляем себя проверяющими-экспертами и готовим на основе кластера своеобразный ключ для эксперта: возможные проблемы и решение их автором текста.

Наибольшую пользу приносит выполнение следующей проектной работы. Выполняется и защищается она индивидуально каждым учеником.


 

Статья «Кластер как источник написания сочинения»

Статья «Кластер как источник написания сочинения»

Конечно, учителем составляется кластер-проект заранее, но в ходе совместной с детьми работы он претерпевает порой значительные изменения

Конечно, учителем составляется кластер-проект заранее, но в ходе совместной с детьми работы он претерпевает порой значительные изменения

Ребята аргументируют не только логико-смысловую часть, но и выбор цветовой гаммы своего проекта

Ребята аргументируют не только логико-смысловую часть, но и выбор цветовой гаммы своего проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2024