Клетка-элементарная единица живого
Оценка 5

Клетка-элементарная единица живого

Оценка 5
doc
23.03.2021
Клетка-элементарная единица живого
Методическая разработка урока Жаргалова Н.В..doc

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Клетка-элементарная единица живого»

Дисциплина: биология

II курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель цикла естественно-математических дисциплин и физической культуры Н.В. Жаргалова

 

 

2020-2021  учебный год

 

 

 

 

Интегрированный урок  биологии и химии

Тема: «Клетка-элементарная единица живого»

           

Цель урока:

-создать условия для выявления отличительных особенностей строения растительной и животной клетки, их химического состава.

Задачи: (формирование познавательных и логических УУД)

 - дать представление о строении эукариотических клеток, химическом составе;

- научить моделированию клеточных систем;

- активизировать познавательную активность;

 (формирование регулятивных УУД)

- продолжить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать умения работы с микроскопом, схемами;

(формирование коммуникативных и личностных УУД)

-умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;

- воспитывать чувство взаимопомощи;

- умения работать в команде.

Тип урока: урок-исследование.

Формы работы: групповая работа

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, планшеты, модели клеточных структур, органоиды, 2 магнитных доски, магниты, картинки (дои, растение, человек), микроскопы, микропрепараты растительных и животных клеток, клей-карандаш, образцы растительного  (картофель) и животного (мясо) организмов, склянки с йодом и перекисью водорода.

Цифровое оборудование: электронная презентация, Программа «My quis» (виртуальная викторина), Электронные модели биологических объектов  «Mozaik education»,

Форма проведения: урок-исследование.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

 

 

План урока:

 

1. Организация начала урока; доклад, проверка готовности к уроку

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3.  Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Доклад

  1. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

Фоновая музыка. НА ЭКРАНЕ-ЗАСТАВКА. СЛАЙД №1,2

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

На доске располагаются 3 объекта:  кирпичный дом, человек, растение.

Обратите своё внимание на доску. Вам представлены 3 рисунка. Какая структура объединяет все живые организмы? Из чего они состоят? В чем их отличия? Оцениваю ответ обучающихся (похвала)

Клетка в каком контексте?

 

Ребята, какова будет тема сегодняшнего урока?

Верно. Клетка - элементарная единица живого. НА слайде - ТЕМА И ЧИСЛО.

А на что будет направлена цель урока? Сформулируйте.

А посредством чего будет достигаться данная цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что отличие в том, что представлены живые организмы  и неживые тела.

Сходство в том, что все предметы состоят из мельчайших структурных частиц

 

 

 

 

 

 

 

Клетка.

 

То, из чего состоит живой организм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель

Посредством задач, проговаривают задачи

 

3. Актуализация знаний

В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук.

Сегодня вы являетесь специалистами биолого-химического центра, в котором имеются следующие отделы: Отдел моделирования Биологических объектов, отдел микроскопирования , отдел химического анализа, и отдел аналитический. Как и в любом предприятии, в нашем есть старшие научные сотрудники. Перечисление.

Получите, пожалуйста, планы работы на сегодняшний день.

 

 

Напоминаю вам о том,  что необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе в нашем центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственные сотрудники групп получают планы работы, проходят на рабочее место и приступают к работе. Время для работы: 15 минут.

 

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель контролирует работу в группах, отвечает на вопросы

Выполняют работу, ответственный сотрудник контролирует выполнение и время.

  1. Первичная проверка понимания

 

Приглашаю группы представить отчет о проделанной работе. Обратите Ваше внимание: на столе у каждой группы есть три звезды. На оборотной стороне каждой написана отметка, которую Вы поставите за выступление каждой группе. После выступления каждой группы мы посмотрим на результат и поставим отметки.

Обучающиеся представляют полученные результаты

  1. Первичное закрепление.

 

Контролирует отметки групп-исследователей.

Каждая группа исследователей  подводит итоги своей работы, делает выводы.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

В программе My Quis представляю обучающимся тест, включающий в себя вопросы по изученной теме и отношении к уроку.

 

Провожу оценку каждой группы, выставляю отметки

В планшетах открывают браузер, набирают программу My Quis, вводят необходимый код и проходят тестирование.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Криптограмма, выведена на слайд, объясняю

 Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Отдел моделирования Биологических объектов.

Сотрудники:

  1. Волошин Алексей
  2. Кобылин Даниил
  3. Иванов Павел
  4. Наханович Сергей
  5. Дутов Вадим (ответственный сотрудник). Контролирует работу и время, выбирает выступающих

Цель: представить макеты растительной и животной клетки.

Оборудование: основы клеток, органоиды, клей-карандаш, магниты, ножницы.

ВРЕМЯ РАБОТЫ: 15 минут

1)     Аккуратно извлекать детали клетки из пакетиков

2)     Выполнить моделирование клетки, используя материал «Растительная клетка»

Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Пластиды, ядро, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, крупная вакуоль в центре клетки, Клеточная оболочка.

3)     Выполнить моделирование клетки, используя материал «Животная  клетка» Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, клеточная мембрана, эндоплазматичечкая сеть, лизосомы

 

В отчёте (1-2 человека у доски) ответить на вопросы:

- Какую работу выполняли?

- Достигнута ли цель?

Какие органоиды входят в состав растительной и животной клетки?

Возникли ли трудности при выполнении работы?

 

 

Разрешите представить вашему вниманию модели........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Отдел микроскопирования.

Сотрудники:

1)     Кириченко Ренат (ответственный сотрудник) Контролирует работу и время, выбирает выступающих.

2)     Плотников Александр

3)     Кузнецов Никита

4)     Козырев Никита

5)     Самоносов Никита

 

Цель:  Рассмотреть под микроскопом  растительный и животный организм.

Оборудование: Микроскопы, микропрепараты растительного и животного организма

Время работы: 15 минут

1)     Привести микроскоп в рабочее положение (Поставить от края стола на 2-3 см., опустить тубус, настроить свет)

2)     Рассмотреть микропрепараты

3)     Сравнить с представленными макетами

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

1)      В чем заключалась Ваша работа? Как соблюдалась техника безопасности?

2)      Почему Вы решили, что на микропрепаратах представлены растительные и животные организмы?

3)      Какие  органоиды были видны на микропрепараты. Показать на уже представленных моделях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Аналитический отдел.

Сотрудники:

1)     Мисайлов Константин (ответственный сотрудник)  Контролирует работу группы и время, выбирает выступающих.

2)     Мухин Кирилл

3)     Илыгеев Эрдени

4)     Суханов Вадим

5)     Энкеев Арсалан

 

Цель:  Представить функции органоидов клетки в виде схемы на интерактивной доске

Оборудование: интерактивная доска.

 

Время работы: 7 минут на составление схемы в тетради и 8 минут на составление схемы у доски.

1)     Изучить дополнительную информацию, представленную в инструктивной карте.

2)     Выбрать информацию об органоидах, характерных для всех типов клеток,  и их функциях.

3)     На интерактивной доске представить схему функций, используя геометрические фигуры, стрелки и т.д.

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

- В чем заключалась Ваша работа?

- Что использовали при ответе на данное задание?

- Каковы функции органоидов клетки? Все ли органоиды важны для клетки?

Функции органоидов клетки

Плазматическая мембрана – тонкая пленка вокруг клетки состоящая из липидов и белков. Очень важный органоид, который обеспечивает транспортировку в клетку воды, минеральных и органических веществ, удаляет вредные продукты жизнедеятельности и защищает клетку. Цитоплазма – внутренняя полужидкая среда клетки. Обеспечивает связь между ядром и органоидами. Эндоплазматическая сеть – она же сеть каналов в цитоплазме. Принимает активное участие в синтезе белков, углеводов и липидов, занимается транспортировкой полезных веществ. Митохондрии – органоиды, в которых окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ с участием ферментов. По сути митохондрии это органоид клетки, синтезирующий энергию. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) – как мы упоминали выше, встречаются исключительно у растительных клеток, в целом их наличие является главной особенностью растительного организма. Играют очень важную функцию, например, хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, у растения отвечают за явление фотосинтеза. Комплекс Гольджи – система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Осуществляют синтез жиров и углеводов на мембране.Лизосомы — тельца, отделенные от цитоплазмы мембраной. Имеющиеся в них особые ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул. Также лизосома является органоидом, обеспечивающим сборку белка в клетках. Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ; они регулируют содержание воды в клетке. В целом, все органоиды являются важными, ведь они регулируют жизнедеятельность клетки

 

Инструктивная карта

 

Отдел химического анализа

Сотрудники:

1)     Дурнев Данила

2)     Игнатенко Алексей (Ответственный сотрудник) Контролирует работу группы  и время, выбирает выступающих.

3)     Капитонов Владимир

4)     Титов Семен

 

Цель:  Изучить химический состав растительной и животной клетки на примере картофеля и мяса.

Оборудование: мясо, картофель, перекись водорода, йод, щипцы, химический лоток, фарфоровые чашки

Время работы: 15 минут

1)     Соблюдать технику безопасности при проведении химических опытов

2)     Опыт №1. Провести качественную реакцию на крахмал в образце растительного происхождения

3)     Опыт №2 Провести качественную реакцию на белок в образце животного происхождения

 

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

1)     Какую работу выполняли?

2)     Как соблюдали технику безопасности?

3)     Какие  качественные реактивы были использованы? Какие результаты были получены?

4)     Как качественную реакцию на белок используют в медицине?

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

Интегрированный урок биологии и химии

Интегрированный урок биологии и химии

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Сформулируйте. А посредством чего будет достигаться данная цель?

Сформулируйте. А посредством чего будет достигаться данная цель?

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Инструктивная карта Отдел моделирования

Инструктивная карта Отдел моделирования

Инструктивная карта Отдел микроскопирования

Инструктивная карта Отдел микроскопирования

Инструктивная карта Аналитический отдел

Инструктивная карта Аналитический отдел

Инструктивная карта Отдел химического анализа

Инструктивная карта Отдел химического анализа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2021