Клетка-элементарная единица живого

  • doc
  • 23.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока Жаргалова Н.В..doc

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Клетка-элементарная единица живого»

Дисциплина: биология

II курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель цикла естественно-математических дисциплин и физической культуры Н.В. Жаргалова

 

 

2020-2021  учебный год

 

 

 

 

Интегрированный урок  биологии и химии

Тема: «Клетка-элементарная единица живого»

           

Цель урока:

-создать условия для выявления отличительных особенностей строения растительной и животной клетки, их химического состава.

Задачи: (формирование познавательных и логических УУД)

 - дать представление о строении эукариотических клеток, химическом составе;

- научить моделированию клеточных систем;

- активизировать познавательную активность;

 (формирование регулятивных УУД)

- продолжить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать умения работы с микроскопом, схемами;

(формирование коммуникативных и личностных УУД)

-умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;

- воспитывать чувство взаимопомощи;

- умения работать в команде.

Тип урока: урок-исследование.

Формы работы: групповая работа

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, планшеты, модели клеточных структур, органоиды, 2 магнитных доски, магниты, картинки (дои, растение, человек), микроскопы, микропрепараты растительных и животных клеток, клей-карандаш, образцы растительного  (картофель) и животного (мясо) организмов, склянки с йодом и перекисью водорода.

Цифровое оборудование: электронная презентация, Программа «My quis» (виртуальная викторина), Электронные модели биологических объектов  «Mozaik education»,

Форма проведения: урок-исследование.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

 

 

План урока:

 

1. Организация начала урока; доклад, проверка готовности к уроку

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3.  Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Доклад

  1. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

Фоновая музыка. НА ЭКРАНЕ-ЗАСТАВКА. СЛАЙД №1,2

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

На доске располагаются 3 объекта:  кирпичный дом, человек, растение.

Обратите своё внимание на доску. Вам представлены 3 рисунка. Какая структура объединяет все живые организмы? Из чего они состоят? В чем их отличия? Оцениваю ответ обучающихся (похвала)

Клетка в каком контексте?

 

Ребята, какова будет тема сегодняшнего урока?

Верно. Клетка - элементарная единица живого. НА слайде - ТЕМА И ЧИСЛО.

А на что будет направлена цель урока? Сформулируйте.

А посредством чего будет достигаться данная цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что отличие в том, что представлены живые организмы  и неживые тела.

Сходство в том, что все предметы состоят из мельчайших структурных частиц

 

 

 

 

 

 

 

Клетка.

 

То, из чего состоит живой организм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель

Посредством задач, проговаривают задачи

 

3. Актуализация знаний

В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук.

Сегодня вы являетесь специалистами биолого-химического центра, в котором имеются следующие отделы: Отдел моделирования Биологических объектов, отдел микроскопирования , отдел химического анализа, и отдел аналитический. Как и в любом предприятии, в нашем есть старшие научные сотрудники. Перечисление.

Получите, пожалуйста, планы работы на сегодняшний день.

 

 

Напоминаю вам о том,  что необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе в нашем центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственные сотрудники групп получают планы работы, проходят на рабочее место и приступают к работе. Время для работы: 15 минут.

 

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель контролирует работу в группах, отвечает на вопросы

Выполняют работу, ответственный сотрудник контролирует выполнение и время.

  1. Первичная проверка понимания

 

Приглашаю группы представить отчет о проделанной работе. Обратите Ваше внимание: на столе у каждой группы есть три звезды. На оборотной стороне каждой написана отметка, которую Вы поставите за выступление каждой группе. После выступления каждой группы мы посмотрим на результат и поставим отметки.

Обучающиеся представляют полученные результаты

  1. Первичное закрепление.

 

Контролирует отметки групп-исследователей.

Каждая группа исследователей  подводит итоги своей работы, делает выводы.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

В программе My Quis представляю обучающимся тест, включающий в себя вопросы по изученной теме и отношении к уроку.

 

Провожу оценку каждой группы, выставляю отметки

В планшетах открывают браузер, набирают программу My Quis, вводят необходимый код и проходят тестирование.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Криптограмма, выведена на слайд, объясняю

 Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Отдел моделирования Биологических объектов.

Сотрудники:

  1. Волошин Алексей
  2. Кобылин Даниил
  3. Иванов Павел
  4. Наханович Сергей
  5. Дутов Вадим (ответственный сотрудник). Контролирует работу и время, выбирает выступающих

Цель: представить макеты растительной и животной клетки.

Оборудование: основы клеток, органоиды, клей-карандаш, магниты, ножницы.

ВРЕМЯ РАБОТЫ: 15 минут

1)     Аккуратно извлекать детали клетки из пакетиков

2)     Выполнить моделирование клетки, используя материал «Растительная клетка»

Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Пластиды, ядро, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, крупная вакуоль в центре клетки, Клеточная оболочка.

3)     Выполнить моделирование клетки, используя материал «Животная  клетка» Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, клеточная мембрана, эндоплазматичечкая сеть, лизосомы

 

В отчёте (1-2 человека у доски) ответить на вопросы:

- Какую работу выполняли?

- Достигнута ли цель?

Какие органоиды входят в состав растительной и животной клетки?

Возникли ли трудности при выполнении работы?

 

 

Разрешите представить вашему вниманию модели........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Отдел микроскопирования.

Сотрудники:

1)     Кириченко Ренат (ответственный сотрудник) Контролирует работу и время, выбирает выступающих.

2)     Плотников Александр

3)     Кузнецов Никита

4)     Козырев Никита

5)     Самоносов Никита

 

Цель:  Рассмотреть под микроскопом  растительный и животный организм.

Оборудование: Микроскопы, микропрепараты растительного и животного организма

Время работы: 15 минут

1)     Привести микроскоп в рабочее положение (Поставить от края стола на 2-3 см., опустить тубус, настроить свет)

2)     Рассмотреть микропрепараты

3)     Сравнить с представленными макетами

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

1)      В чем заключалась Ваша работа? Как соблюдалась техника безопасности?

2)      Почему Вы решили, что на микропрепаратах представлены растительные и животные организмы?

3)      Какие  органоиды были видны на микропрепараты. Показать на уже представленных моделях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта

 

Аналитический отдел.

Сотрудники:

1)     Мисайлов Константин (ответственный сотрудник)  Контролирует работу группы и время, выбирает выступающих.

2)     Мухин Кирилл

3)     Илыгеев Эрдени

4)     Суханов Вадим

5)     Энкеев Арсалан

 

Цель:  Представить функции органоидов клетки в виде схемы на интерактивной доске

Оборудование: интерактивная доска.

 

Время работы: 7 минут на составление схемы в тетради и 8 минут на составление схемы у доски.

1)     Изучить дополнительную информацию, представленную в инструктивной карте.

2)     Выбрать информацию об органоидах, характерных для всех типов клеток,  и их функциях.

3)     На интерактивной доске представить схему функций, используя геометрические фигуры, стрелки и т.д.

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

- В чем заключалась Ваша работа?

- Что использовали при ответе на данное задание?

- Каковы функции органоидов клетки? Все ли органоиды важны для клетки?

Функции органоидов клетки

Плазматическая мембрана – тонкая пленка вокруг клетки состоящая из липидов и белков. Очень важный органоид, который обеспечивает транспортировку в клетку воды, минеральных и органических веществ, удаляет вредные продукты жизнедеятельности и защищает клетку. Цитоплазма – внутренняя полужидкая среда клетки. Обеспечивает связь между ядром и органоидами. Эндоплазматическая сеть – она же сеть каналов в цитоплазме. Принимает активное участие в синтезе белков, углеводов и липидов, занимается транспортировкой полезных веществ. Митохондрии – органоиды, в которых окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ с участием ферментов. По сути митохондрии это органоид клетки, синтезирующий энергию. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) – как мы упоминали выше, встречаются исключительно у растительных клеток, в целом их наличие является главной особенностью растительного организма. Играют очень важную функцию, например, хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, у растения отвечают за явление фотосинтеза. Комплекс Гольджи – система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Осуществляют синтез жиров и углеводов на мембране.Лизосомы — тельца, отделенные от цитоплазмы мембраной. Имеющиеся в них особые ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул. Также лизосома является органоидом, обеспечивающим сборку белка в клетках. Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ; они регулируют содержание воды в клетке. В целом, все органоиды являются важными, ведь они регулируют жизнедеятельность клетки

 

Инструктивная карта

 

Отдел химического анализа

Сотрудники:

1)     Дурнев Данила

2)     Игнатенко Алексей (Ответственный сотрудник) Контролирует работу группы  и время, выбирает выступающих.

3)     Капитонов Владимир

4)     Титов Семен

 

Цель:  Изучить химический состав растительной и животной клетки на примере картофеля и мяса.

Оборудование: мясо, картофель, перекись водорода, йод, щипцы, химический лоток, фарфоровые чашки

Время работы: 15 минут

1)     Соблюдать технику безопасности при проведении химических опытов

2)     Опыт №1. Провести качественную реакцию на крахмал в образце растительного происхождения

3)     Опыт №2 Провести качественную реакцию на белок в образце животного происхождения

 

 

В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:

1)     Какую работу выполняли?

2)     Как соблюдали технику безопасности?

3)     Какие  качественные реактивы были использованы? Какие результаты были получены?

4)     Как качественную реакцию на белок используют в медицине?

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru