ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Дисциплина: биология
II курс
Учитель цикла естественно-математических дисциплин и физической культуры Н.В. Жаргалова
2020-2021 учебный год
Интегрированный урок биологии и химии
Тема: «Клетка-элементарная единица живого»
Цель урока:
-создать условия для выявления отличительных особенностей строения растительной и животной клетки, их химического состава.
Задачи: (формирование познавательных и логических УУД)
- дать представление о строении эукариотических клеток, химическом составе;
- научить моделированию клеточных систем;
- активизировать познавательную активность;
(формирование регулятивных УУД)
- продолжить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умения работы с микроскопом, схемами;
(формирование коммуникативных и личностных УУД)
-умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- умения работать в команде.
Тип урока: урок-исследование.
Формы работы: групповая работа
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, планшеты, модели клеточных структур, органоиды, 2 магнитных доски, магниты, картинки (дои, растение, человек), микроскопы, микропрепараты растительных и животных клеток, клей-карандаш, образцы растительного (картофель) и животного (мясо) организмов, склянки с йодом и перекисью водорода.
Цифровое оборудование: электронная презентация, Программа «My quis» (виртуальная викторина), Электронные модели биологических объектов «Mozaik education»,
Форма проведения: урок-исследование.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
План урока:
1. Организация начала урока; доклад, проверка готовности к уроку
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку |
Доклад |
|
Фоновая музыка. НА ЭКРАНЕ-ЗАСТАВКА. СЛАЙД №1,2 “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни. На доске располагаются 3 объекта: кирпичный дом, человек, растение. Обратите своё внимание на доску. Вам представлены 3 рисунка. Какая структура объединяет все живые организмы? Из чего они состоят? В чем их отличия? Оцениваю ответ обучающихся (похвала) Клетка в каком контексте?
Ребята, какова будет тема сегодняшнего урока? Верно. Клетка - элементарная единица живого. НА слайде - ТЕМА И ЧИСЛО. А на что будет направлена цель урока? Сформулируйте. А посредством чего будет достигаться данная цель? |
Отвечают, что отличие в том, что представлены живые организмы и неживые тела. Сходство в том, что все предметы состоят из мельчайших структурных частиц
Клетка.
То, из чего состоит живой организм.
Формулируют цель Посредством задач, проговаривают задачи
|
3. Актуализация знаний |
В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. Сегодня вы являетесь специалистами биолого-химического центра, в котором имеются следующие отделы: Отдел моделирования Биологических объектов, отдел микроскопирования , отдел химического анализа, и отдел аналитический. Как и в любом предприятии, в нашем есть старшие научные сотрудники. Перечисление. Получите, пожалуйста, планы работы на сегодняшний день.
Напоминаю вам о том, что необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе в нашем центре.
|
Ответственные сотрудники групп получают планы работы, проходят на рабочее место и приступают к работе. Время для работы: 15 минут.
|
|
Учитель контролирует работу в группах, отвечает на вопросы |
Выполняют работу, ответственный сотрудник контролирует выполнение и время. |
|
Приглашаю группы представить отчет о проделанной работе. Обратите Ваше внимание: на столе у каждой группы есть три звезды. На оборотной стороне каждой написана отметка, которую Вы поставите за выступление каждой группе. После выступления каждой группы мы посмотрим на результат и поставим отметки. |
Обучающиеся представляют полученные результаты |
|
Контролирует отметки групп-исследователей. |
Каждая группа исследователей подводит итоги своей работы, делает выводы. |
|
В программе My Quis представляю обучающимся тест, включающий в себя вопросы по изученной теме и отношении к уроку.
Провожу оценку каждой группы, выставляю отметки |
В планшетах открывают браузер, набирают программу My Quis, вводят необходимый код и проходят тестирование. |
|
Криптограмма, выведена на слайд, объясняю |
Задают вопросы. |
Инструктивная карта
Отдел моделирования Биологических объектов.
Сотрудники:
Цель: представить макеты растительной и животной клетки.
Оборудование: основы клеток, органоиды, клей-карандаш, магниты, ножницы.
ВРЕМЯ РАБОТЫ: 15 минут
1) Аккуратно извлекать детали клетки из пакетиков
2) Выполнить моделирование клетки, используя материал «Растительная клетка»
Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Пластиды, ядро, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, крупная вакуоль в центре клетки, Клеточная оболочка.
3) Выполнить моделирование клетки, используя материал «Животная клетка» Органоиды, входящие в состав данного типа клеток: Ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, клеточная мембрана, эндоплазматичечкая сеть, лизосомы
В отчёте (1-2 человека у доски) ответить на вопросы:
- Какую работу выполняли?
- Достигнута ли цель?
Какие органоиды входят в состав растительной и животной клетки?
Возникли ли трудности при выполнении работы?
Разрешите представить вашему вниманию модели........
Инструктивная карта
Отдел микроскопирования.
Сотрудники:
1) Кириченко Ренат (ответственный сотрудник) Контролирует работу и время, выбирает выступающих.
2) Плотников Александр
3) Кузнецов Никита
4) Козырев Никита
5) Самоносов Никита
Цель: Рассмотреть под микроскопом растительный и животный организм.
Оборудование: Микроскопы, микропрепараты растительного и животного организма
Время работы: 15 минут
1) Привести микроскоп в рабочее положение (Поставить от края стола на 2-3 см., опустить тубус, настроить свет)
2) Рассмотреть микропрепараты
3) Сравнить с представленными макетами
В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:
1) В чем заключалась Ваша работа? Как соблюдалась техника безопасности?
2) Почему Вы решили, что на микропрепаратах представлены растительные и животные организмы?
3) Какие органоиды были видны на микропрепараты. Показать на уже представленных моделях.
Инструктивная карта
Аналитический отдел.
Сотрудники:
1) Мисайлов Константин (ответственный сотрудник) Контролирует работу группы и время, выбирает выступающих.
2) Мухин Кирилл
3) Илыгеев Эрдени
4) Суханов Вадим
5) Энкеев Арсалан
Цель: Представить функции органоидов клетки в виде схемы на интерактивной доске
Оборудование: интерактивная доска.
Время работы: 7 минут на составление схемы в тетради и 8 минут на составление схемы у доски.
1) Изучить дополнительную информацию, представленную в инструктивной карте.
2) Выбрать информацию об органоидах, характерных для всех типов клеток, и их функциях.
3) На интерактивной доске представить схему функций, используя геометрические фигуры, стрелки и т.д.
В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:
- В чем заключалась Ваша работа?
- Что использовали при ответе на данное задание?
- Каковы функции органоидов клетки? Все ли органоиды важны для клетки?
Функции органоидов клетки
Плазматическая мембрана – тонкая пленка вокруг клетки состоящая из липидов и белков. Очень важный органоид, который обеспечивает транспортировку в клетку воды, минеральных и органических веществ, удаляет вредные продукты жизнедеятельности и защищает клетку. Цитоплазма – внутренняя полужидкая среда клетки. Обеспечивает связь между ядром и органоидами. Эндоплазматическая сеть – она же сеть каналов в цитоплазме. Принимает активное участие в синтезе белков, углеводов и липидов, занимается транспортировкой полезных веществ. Митохондрии – органоиды, в которых окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ с участием ферментов. По сути митохондрии это органоид клетки, синтезирующий энергию. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) – как мы упоминали выше, встречаются исключительно у растительных клеток, в целом их наличие является главной особенностью растительного организма. Играют очень важную функцию, например, хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, у растения отвечают за явление фотосинтеза. Комплекс Гольджи – система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Осуществляют синтез жиров и углеводов на мембране.Лизосомы — тельца, отделенные от цитоплазмы мембраной. Имеющиеся в них особые ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул. Также лизосома является органоидом, обеспечивающим сборку белка в клетках. Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ; они регулируют содержание воды в клетке. В целом, все органоиды являются важными, ведь они регулируют жизнедеятельность клетки
Инструктивная карта
Отдел химического анализа
Сотрудники:
1) Дурнев Данила
2) Игнатенко Алексей (Ответственный сотрудник) Контролирует работу группы и время, выбирает выступающих.
3) Капитонов Владимир
4) Титов Семен
Цель: Изучить химический состав растительной и животной клетки на примере картофеля и мяса.
Оборудование: мясо, картофель, перекись водорода, йод, щипцы, химический лоток, фарфоровые чашки
Время работы: 15 минут
1) Соблюдать технику безопасности при проведении химических опытов
2) Опыт №1. Провести качественную реакцию на крахмал в образце растительного происхождения
3) Опыт №2 Провести качественную реакцию на белок в образце животного происхождения
В отчёте (1-2 человека у доски) осветить следующие моменты:
1) Какую работу выполняли?
2) Как соблюдали технику безопасности?
3) Какие качественные реактивы были использованы? Какие результаты были получены?
4) Как качественную реакцию на белок используют в медицине?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.