Тема: Климат и внутренние воды Южной Америки
Цель - организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о климате и внутренних водах Южной Америки.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными особенностями климата Южной Америки и причинами их обусловившими;
2. Формирование представления у учащихся о внутренних водах Южной Америки, зависимости режима рек от климата, познакомить с крупнейшими реками, озёрами и водопадами.
3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картами и атласами; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
4. оценить внутренние воды с позиции жизни и хозяйственной деятельности человека, воспитывать любовь и уважение к природе Земли.
5. Продолжить воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, посредством изучения взаимосвязи климата и внутренних вод
6. Развитие коммуникативных навыков, а также навыков использования логических действий: анализа и синтеза.
Планируемые результаты:
Предметные Уметь определять типы климата по климатограмме, уметь определять причины обуславливающие различия в климате.
Метапредметные Уметь использовать различные источники информации (учебник, карта, графики и т.п.)
Виды УУД: личностные – пробудить интерес к изучаемой теме; способствовать формированию навыков самостоятельного поиска дополнительного материала к данной теме; Ответственное отношение к учебе, эмоционально-ценностное отношение к миру и окружающей действительности
коммуникативные - формировать умение работы с картами атласа ; аргументировать свои ответы;
регулятивные – формирование умения самостоятельно оценивать полученные знания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы с учащимися - фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, атласы, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1.Оргмомент(1 мин).
2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
1.Определить особенности географического положения Южной Америки.( относительно экватора, 0 меридиана, чем омывается, с кем граничит, крайние точки, ближайшие материки)
3. Что лежит в основании материка? (Южно-Американская платформа)
4. Что можно сказать о рельефе Юж. Америки?
Объясните различия в рельефе запада и востока материка.
( запад-горы Анды, восток- равнины)
5.Что находится в прогибах платформы? (низменности)
Амазонская низменность
6.Что находится в приподнятых участках платформы? (плоскогорья)
7.Назовите причину образования гор Анд на материке.( столкновение литосферной и океанической плиты)
Вспомнить определение « климат»; перечислить основные и переходные климатические пояса. ( Климат- многолетний режим погоды в данном месте. Осн- экватор, тропич, умер, арктич и антаркт; переход- субэкватор, субтроп, субарктич, субантаркт.)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
Сообщение темы урока
Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок.
«Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.
Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:
- Что это?
- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!
- Какой Бог?
- Амассона – испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель лодок».
Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Климат и внутренние воды Южной Америки».
Цель нашего урока: показать особенности климата и своеобразие рек и озер Южной Америки.
4. Изучение нового материала
Внутренние воды напрямую зависят от климата, и потому рассматриваются на уроках географии вместе. Нам надо понять, как формируется климат Южной Америки, и как он влияет на реки и озера материка.
КЛИМАТ
Ю. Америка -самый влажный материк Земли. Давайте это докажем.
Работа с картами атласами:
1.В каких климатических поясах расположен материк? (Основная часть территории Южной Америки находится в жарких климатических поясах, и только самая узкая южная часть – в умеренном.Все климатические пояса Южной Америки, кроме субэкваториального, сменяют друг друга при движении к югу от экватора. Среднемесячные температуры на большей части материка составляют от плюс двадцати до плюс двадцати восьми градусов. Однако с юга на материк вторгаются волны холодного воздуха, а на равнинах Патагонии морозы достигают тридцати пяти градусов.)
2.Что характерно для этих климатических поясов?
Таблица “Характеристика климатических поясов Южной Америки”
Климатический пояс |
Воздушные массы |
Средняя температура в январе, С |
Средняя температура в июле, С |
Годовое количество осадков, мм |
Экваториальный |
Экваториальная |
+24 |
+24 |
До 5000 в течение всего года |
Субэкваториальный |
Летом – экваториальная, зимой – тропическая |
+24 |
+20 |
Около 2000 летом |
Тропический |
Тропическая |
+24 |
+16 |
От менее 100 на западе до 2000 на востоке |
Субтропический |
Летом – тропическая, зимой – умеренная |
+16 |
+8 |
От 100 на западе до 1000 на востоке |
Умеренный |
Умеренная |
+8 |
+4 |
От 250 на востоке, до 5000 на западе |
3. Давайте выясним что еще может влиять на климат материка, кроме климатических поясов?
Запад
- Какое влияние оказывает горная система Анды?
-Какое влияние оказывает холодное Перуанское течение?
- Как влияет Тихий океан?
- Назовите пустыню образовавшуюся вдоль побережья материка? Почему она там возникла?
Восток
- Какое влияние оказывает Атлантичекий океан на климат материка? Почему? ( рельеф, течения)
4. Назовите господствующие ветры. (Пассаты, западные ветры
умеренных широт. Вследствие сильного прогрева над поверхностью материка атмосферное давление ниже, чем над окружающими океанами. Это вызывает приток на материк влажных океанических воздушных масс. Вся северная часть Южной Америки находится под воздействием дующих с Атлантики пассатов. В умеренных широтах господствуют западные ветры. Однако высокие Анды препятствуют проникновению воздуха с Тихого океана в глубь материка, и его влияние распространяется лишь на климат узких прибрежных равнин и прилегающих склонов гор. )
Почему же Южную Америку называют самым влажным материком?
В Андах на границе Чили и Аргентины годовые суммы осадков иногда достигают девяти тысяч миллиметров. Это один из самых высоких показателей после Гавайских островов и Черрапунджи. Воздушные потоки со стороны Атлантического океана, наоборот, свободно проникают на запад, вплоть до восточных подножий Анд, и даже внутренние районы получают достаточное количество осадков. В верховьях Амазонки выпадает от 3 тыс. до 5 тыс. миллиметров осадков в год. Отдельные территории Южной Америки относят к засушливому климату. Это полупустыни в Патагонии и пустыня Атакама в Чили. Атакама – самое засушливое место в мире. Здесь средняя многолетняя сумма осадков составляет около 1 мм в год.
Лесные массивы сельвы
Пустыня Атакама
Что мы узнали?
Мы узнали, в каких климатических поясах расположена Южная Америка, а также кратко рассмотрели основные особенности каждого из них.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
Южная Америка — самый богатый водными ресурсами континент. Речной сток материка в два раза превосходит средний сток рек земного шара. Главный источник питания рек — дождевые осадки. Ледниковое питание имеют реки только на юге Анд. Роль снегового питания невелика. Для материка характерны большие речные системы. Их формированию способствуют равнинный рельеф восточной части и высокогорные хребты материка, большие контрасты высот, влажный климат.
Горы Анды являются главным водоразделом материка. К востоку от Анд текут крупные и полноводные реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Они дают 90 % речного стока. Среди них — Амазонка, Ориноко, Парана. На западных склонах Анд берут начало короткие реки, которые относятся к бассейну Тихого океана. (Определите по карте бассейны рек.) Область внутреннего стока незначительна (около 6 %).
Реки Южной Америки ( выступают учащиеся , получившие опережающее задание)
Амазонка
Крупнейшая река Южной Америки — Амазонка. Большая часть ее бассейна находится к югу от экватора. Площадь бассейна свыше 7 млн км2, по площади он почти равен Австралии, длина реки от главного истока (река Мараньон) составляет 6400 км. Если же за исток Амазонки принимать Укаяли и Апуримак, то ее длина достигает 7194 км, что превышает длину Нила. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс. м3/с Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км3) составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15 % от стока всех рек Земли! Воды Амазонки составляют 1/5 всех вод, выносимых в Мировой океан реками нашей планеты
Главный исток Амазонки — река Мараньон — начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком — Укаяли — в пределах равнины река получает название Амазонка.
Амазонка собирает свои многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки — реки южного полушария. Самый большой левый приток — Риу-Негру (2300 км), самый большой правый, и крупнейший, приток Амазонки — Мадейра (3200 км).
Часть притоков, размывая глинистые породы, несут очень мутную воду («белые» реки), другие, с прозрачной водой, — темную от растворенных органических веществ («черные» реки). После впадения в Амазонку Риу-Негру (Черная река) светлые и темные воды текут параллельно, не смешиваясь, на протяжении примерно 20-30 км, что хорошо видно на космических снимках.
Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укаяли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расширяется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива достигает 80 км.
Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдвинулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и выносит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.
В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы. Приливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, в низовьях ее стена достигает высоты 1,5-5 м. Волна мчится против течения с огромной скоростью, вызывая сильное волнение на песчаных отмелях и банках, разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».
Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и южного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении заливает огромную территорию, создавая своеобразное гигантское внутреннее озеро. Уровень воды поднимается на 12-15м, а в районе Манауса ширина реки может достигать 35 км. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке — в августе и сентябре, затем наблюдается второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он проявляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В нижнем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.
От устья до города Манаус Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и доступен для океанских судов южный рукав — Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит крупный океанский порт Бразилии — Белен. Но этот рукав Амазонки сейчас связан с основным руслом только небольшими протоками. Амазонка с притоками представляет собой систему водных путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км. Транспортное значение реки велико. Долгое время она была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.
Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низменность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.
Парана («серебряная река») — вторая по величине река Южной Америки (4380 км).
Парана в отличие от Амазонки пересекает несколько климатических поясов. Вот почему количество осадков, поступающих в разные части бассейна реки, неодинаково. В верховьях Параны больше всего дождей выпадает летом, в нижнем течении — зимой.
Река прокладывает свое течение сквозь твердые породы фундамента платформы, поэтому для нее характерны пороги и водопады. Самый крупный из них водопад Игуасу. Свое название (Ла-Платская) система получила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уругвая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн км2, а длина Параны, по разным источникам, составляет от 3300 до 4700 км. Как и Амазонка, она имеет два истока (Риу-Гранди и Паранаиба) на Бразильском плоскогорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и образуют несколько больших водопадов. На них создана сеть гидростанций.
В нижнем течении Парана — типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платской системы и самой Ла-Платы очень велико.
Третья по величине река Южной Америки — Ориноко (2730 км) берет начало на Гвианском плоскогорье. Длина 2730 км, площадь бассейна — свыше 1 млн км2. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г. Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Негру, куда стекает часть воды верхней Ориноко. При впадении в Атлантический океан река образует большую дельту, длина которой достигает 200 км.
Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осадков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум для Ориноко, приходящийся на сентябрь-октябрь, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.Ориноко разливается летом благодаря дождям. Притоки ее бурные, на них много порогов и водопадов, поэтому они не пригодны для судоходства. Река Ориноко — важнейший торговый путь. На одном из притоков Ориноко находится самый высокий водопад мира — Анхель (1054 м).
Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Водопад Анхель, названный так по имени его первооткрывателя американского летчика Джимми Энджела. Недаром Конан Дойл, описывая «Затерянный мир», поместил его именно этот уголок земного шара. В 1935 году англичанин Анхель отправился на разведку этих диких мест. Пролетая он увидел ниспадающий, словно из облаков, мощный поток воды высотой около км. Этот самый высокий водопад мира американцы называют «восьмым чудом света».Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем. Огромный столб из воды, пены и пара с могучим грохотом низвергается, словно из облаков. Водопад внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На одном из притоков Параны есть очень красивый водопад Игуасу. Это не просто водопад, а целая система водопадов, протянувшихся почти на три километра. Расположенный на границе Бразилии и Аргентины, водопад Игуасу является одним из самых величественных в мире чудес природы. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота падения — 72 м, ширина — 2700 м. Рокот воды слышен за 20—25 километров Название его в переводе с языка индейцев гуарани означает «большая вода». Водопад находится в 28 км выше того места, где Игуасу впадает в Парану, на границе между Бразилией и Аргентиной, при чем большая часть принадлежит Аргентине. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» (записки бразильской экспедиции). Пышность растительности гармонически сочетается с суровой красотой грохочущих вод. Самые внушительные из водопадов достигают 80-метровой высоты. И Аргентина и Бразилия создали национальные парки вблизи водопада, чтобы сохранить эту живописную местность в неприкосновенности.
Озера Южной Америки Озера
Озера в Южной Америке немногочисленны. По происхождению озера материка — тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулканические озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.
.На внутренних плато Анд, на равнине ГранЧако, озера тектонические, бессточные, засоленные. Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Карибского моря есть большие озера-лагуны — мелководные части океана, отделенные от него сушей и соединяющиеся с ним протокой.
Самое крупное высокогорное озеро Титикака
находится в Андах на границе Перу и Боливии. Озеро расположено на высоте 3812 м, занимая глубокую тектоническую впадину. Это самое большое горное озеро в мире по запасам пресной воды. Предполагают, что озеро является остатком морского залива. Вокруг озера растут бальсовые деревья, из которых индейцы изготавливают плоты-лодки. И это единственное судоходное озеро на такой высоте. Кораблям есть, где развернуться: длина озера от края до края 194 км, а ширина достигает 65 км. Площадь зеркала получается около 8 446 км2. Глубина держится около 150 метров, а в самом глубоком месте достигает 304 метров.
Название озера в переводе с индейского – «свинцовая
скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а
затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные
воды этого пустынного
нагорья.
На севере материка, в Венесуэле, расположено крупнейшее озеро-лагуна Маракайбо площадью более 16 000 км2. Оно соединено узкой протокой с заливом Карибского моря. Озеро играет важную роль в рыболовном промысле. Наиболее ценный продукт его промыслов — креветки. На территории Южной Америки расположено примерно 2000 водохранилищ.
Вывод
В связи с ограниченным распространением в Южной Америке засушливых территорий лишь небольшую часть ее поверхности занимают области внутренного стока. Это южные районы Гран-Чако, внутренние плоскогорья Анд, впадина Атакамы и центральные участки тихоокеанского побережья.
Гидрологический режим большей части рек Южной Америки определяется количеством дождевых осадков и резко выраженной сезонностью их выпадения. Только для приэкваториальных районов и крайнего юго-запада характерно равномерное выпадение осадков.
Значительная часть континента, особенно Восток, обладает большими запасами подземных вод.
Нанесите на контурную карту реки, озера и водопады.
.
Физкультминутка «Путешествие в Южную Америку»
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Рисование носом.
Посмотреть на контур материка, обвести его носом. Обвести носом контуры рек.
А теперь, ребята предлагаю встать. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Подумайте, какую пользу приносят реки, озера и водопады Южной Америки
5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Географический диктант по теме: «Климат Южной Америки»
Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего.
Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки.
Самый влажный материк Земли и не такой жаркий, как Африка.
Обширные сухие территории, отсутствующие, в Южной Америке, по сравнению с Африкой.
Формы рельефа в Южной Америке, где хорошо выражена высотная климатическая поясность.
Характер распределения осадков на материке.
Причины, создающие благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений, где можно возделывать тропические культуры, собирать несколько урожаев в год.
Пояс, где климат формируется под влиянием юго-восточных пассатов, которые приносят много влаги с Атлантического океана на наветренные склоны Бразильского плоскогорья, формируя жаркую и влажную погоду.
Течение, холодные глубинные воды которого оказывают влияние на климат побережья Тихого океана и западные склоны Анд, способствуя образованию туманов, из которых на побережье оседает морось – единственный источник влаги.
Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире.
Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды.
Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветреной погодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С, осадков выпадает более 2000мм в год.
Климат с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом, где случаются снежные метели – сказывается дыхание близкой Антарктиды.
Горы Южной Америки, где климат изменяется при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг.
Особенности климата на центральных плоскогорьях Анд.
Ответы:
1. Неравномерное
2. Перуанское
3. Африка
4. Тропический пояс
5. Южная Америка
6. Географическое положение
7. Горы
8. Пустыни
9. Обилие тепла и влаги
10. Анды
11. Суровый и сухой
12. Атакама
13. Умеренный морской
14. Умеренный континентальный
15. Субтропический
Ключ для проверки
3,6,5,8,7,1,9,4,2,12,15,13,14,10,11.
Работа с картой . нанесение гидрографических обектов изученных на уроке на контурную карту
6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Вывод:
Сегодня на уроке мы узнали об особенностях природы материка Южная Америка. Подведем итоги:
Главная природная особенность Южной Америки – весьма высокая влажность климата на большей части ее территории;
Анды – важнейший климатический барьер; Амазонка – самая полноводная река мира.
Все крупные реки материка текут в Атлантический океан, это связано с особенностями рельефа.
Наличие экваториального, субэкваториального типов климата обуславливает господство дождевого источника питания рек, ? 80% от общего стока.
-
Домашнее задание: прочитать текст параграфа 35; составить характеристику одной из рек по ранее изученному плану.
План характеристики реки
1. В какой части материка течёт река, в каком направлении? 2. Где лежат истоки
реки и её устье? 3. Каков характер течения реки и его причины? 4. Питание и
режим реки, их зависимость от климата территории. 5. Оценка величины речной
системы и бассейна реки. 6. Роль реки в природе и жизни населения территории,
по которой течёт река.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.