Климат. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и климатические области.
Оценка 5

Климат. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и климатические области.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл—10 кл
04.04.2022
Климат. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и климатические области.
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Рассмотрим урок географии в 7 классе. Тема: Климатообразующие факторы. Распределение солнечной радиации и температуры воздуха. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат.
печать.docx

                                                 Даниленко  Маргарита Алексеевна

                                                 Учитель географии

                                                 Учитель - методист

                                                 МБОУ «Школа № 88 г. Донецка»

                                                

                                         Аннотация

     

В настоящее  время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.  Рассмотрим урок географии в 7 классе.

 Тема: Климатообразующие факторы. Распределение солнечной радиации и температуры воздуха. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы. Влияние подстилающей поверхности  и рельефа на климат.

Цели :

Образовательные: -продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Земли; -повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы;- продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

Развивающие: -развивать такие мыслительныех операции как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.

Воспитательные:- воспитывать чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Тип урока: комбинированный .

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа: климатическая; климатические пояса Земли; настенная климатическая карта мира, России;, физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося. презентация “Климатообразующие факторы”.

                                               Ход урока

      I.            Организационный момент.

   II.            Актуализация познавательной деятельности учащихся – Блиц-опрос:

• Что такое атмосфера?
• Что называют погодой?
• Дайте определение понятия «климат».
• От чего зависит разнообразие климатов Земли?
• Какие основные климатообразующий факторы вам известны?
• Какие карты используют во время изучения климатов Земли?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

      Буквально «климат» с греческого переводится как «наклон». Ввел термин в научный оборот древнегреческий астроном Гиппарх более 2 тысяч лет назад, как раз подразумевая под этим термином наклон поверхности Земли к лучам Солнца. Позднее понятие «климат» стало использоваться, как определение среднего состояния атмосферы в определенном районе планеты, характеризуемое чертами, которые не меняются десятилетиями. Среди них такие показатели, как атмосферное давление, температура воздуха в теплое и холодное время года, режим и количество осадков, скорость и направление ветра.   Климат меняется в пространстве и времени, ведь за миллиарды лет геологической истории планеты происходило очень много глобальных перемен: ледниковые периоды и потепления, неоднократно чередовались эпохи суши и моря.

       Земля — шар, точнее геоид, она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, поэтому не может нагреваться равномерно, в связи с этим и климат не может быть одинаковым на всей планете. В разных местах планеты разные климатообразующие факторы — условия, которыми определятся климат местности. Географические климатообразующие факторы — это рельеф местности, океанические течения, географическая широта, разнообразие земной поверхности.

IV. Изучение нового материала (схема климатообразующие факторы).

Geography-28

 

Климатообразующий факторы — причины, от которых зависит климат данной местности.
Основные климатообразующий факторы: солнечная радиация, циркуляция воздушных масс и характер подстилающей поверхности.

Подумайте! Какие ещё факторы оказывают влияние на формирование рельефа? (на столах лежат карточки-схемы климатических факторов).
Солнечная радиация
— это количество тепловой и световой энергии, поступающей
на Землю от Солнца. Виды радиации. Прямая, рассеянная, суммарная.

-Дайте им определение, приведите примеры.
Атмосферная циркуляция — система горизонтальных и вертикальных перемещений воздушных масс в тропосфере. Основным проявлением циркуляции атмосферы является формирование постоянных и периодических ветров, а также циклонов и антициклонов.

-Что такое циклон? Антициклон?

-Какую погоду приносят нам циклоны и антициклоны?
К постоянным ветрам относятся -пассаты (дуют из тропиков на экватор), западные ветры (в умеренных широтах), северо-восточные и юго-восточные (в Северном и Южном полушариях соответственно; дуют из областей повышенного давления от полюсов).
Муссоны — сезонные ветры на побережьях, которые дважды в год меняют направление: зимой дуют с суши в море, а летом — с моря на сушу.
Циклон — область приземного слоя атмосферы с низким атмосферным давлением, где ветры дуют от периферии к центру.
Антициклон — область повышенного атмосферного давления, где воздух растекается от центра к периферии.
С подстилающей поверхности на климат влияет ее отражательная способность (альбедо), рельеф, океанические течения.
Рассмотрим влияние отдельных факторов на климат:

-Географическое положение влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы. Подстилающая поверхность влияет на величину поглощенной радиации и в конечном итоге на нагрев воздуха. Горы задерживают воздушные массы, а с высотой в горах понижается температура воздуха.

-Солнечная радиация — это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на квадратный сантиметр (ккал/см2). Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, делится на два вида: прямую и рассеянную. В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация, лучи Солнца можно увидеть в лесу сквозь листву: прямые лучи доходят до поверхности Земли. Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами. А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Рассеянной радиация бывает больше при большой запыленности атмосферы, что часто бывает в крупных городах при пыльных бурях. Суммарная радиация — это вся солнечная радиация, дошедшая до поверхности Земли.

Количество поступающей на поверхность Земли суммарной радиации определяется прежде всего углом падения солнечных лучей, который зависит от географической широты.

Чем меньше географическая широта, т. е. чем ближе к экватору, тем больше угол наклона солнечных лучей и тем больше солнечной суммарной радиации получает каждый квадратный сантиметр.

Вспомните: утренние лучи, когда Солнце бывает еще низко над горизонтом, никогда не приносят много тепла. Теплее становится к полудню, когда Солнце поднимается на максимальную высоту.

Суммарная радиация, достигшая поверхности Земли, может поглотиться, т. е. нагреть поверхность Земли. Чем темнее подстилающая поверхность, тем больше суммарной радиации поглощается ее поверхностью. Так, чернозем поглощает больше суммарной радиации, чем песок; снег поглощает меньше суммарной радиации, чем лес и песок.

Куда же денется непоглощенная радиация? Почему зимой поверхность Земли не нагревается даже в теплый день? Снег отражает 70—80% суммарной радиации. Чем чище снег, тем больше отраженной радиации. Становится понятно, почему в городе и на дорогах снега весной уже нет, а в лесу, в поле, в деревне еще лежит снег толстым слоем.

Компоненты земной поверхности, осуществляющие тепло- и влагообмен с атмосферой и оказывающие влияние на её состояние. Различные типы подстилающей поверхности по-разному поглощают солнечную радиацию и отдают тепло атмосфере, испаряют влагу и воздействуют на силу ветра. Это оказывает влияние на погоду, создает мезоклимат. Свойства подстилающей поверхности определяют как глобальную циркуляцию атмосферы, так и особенности местной атмосферной циркуляции, вызывая образование бризов, горных ветров.

Климатические пояса — это крупные широтные участки земной поверхности с относительно однородными признаками климата. Их границы определяют количество солнечной радиации, которая поступает на земную поверхность, и преобладающие воздушные массы. В обоих полушариях выделяется 13 климатических поясов. (назовите их).

Климатические пояса Земли – это однородные по климату области планеты, которые располагаются вдоль широты планеты и существенно отличаются друг от друга по степени нагрева Солнцем, смене воздушных масс по сезонам, особенностью циркуляции атмосферы.

Тип климата — это совокупность климатических показателей, характерных для определенного периода времени и определенной территории.

-Основные и переходные климатические пояса – перечислите их. Климатические области – это область земной поверхности, обладающая определённым типом климата в связи со своими географическими условиями; подразделение климатической зоны.

Тип климата — это совокупность климатических показателей, характерных для определенного периода времени и определенной территории.
Работа с климатодиаграммами разных типов климата.
V. Закрепление изученного материала

1.Что называется солнечной радиацией? (Тепло и свет, излучаемые Солнцем.)

2.Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли.)

3На какие виды делится суммарная радиация? (Прямую и рассеянную…)

4. Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? (Рассеянная радиация.)

5.Можно ли загореть в пасмурный летний день? (Можно, т. к. рассеянная радиация доходит до поверхности Земли.)

6.Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? (Кроме угла падения солнечных лучей влияет также подстилающая поверхность, состояние атмосферы (облачность), циркуляция атмосферы.)

7.Как влияет характер подстилающей поверхности на величину отраженной радиации? (Чем темнее подстилающая поверхность, тем меньше величина отраженной радиации.)

8.Что такое радиационный баланс? (Разница между величиной суммарной радиации и суммой отраженной радиации и теплового излучения.)

(Учащиеся, используя климатическую карту, заполняют таблицу «Величина солнечной радиации».)

VI. Подведение итогов урока: составить синквейн к словам «климат» и

Первый пример:

Температура.

Нормальная, повышенная.

Ощущается, воспринимается, переносится.

Связана с состоянием организма.

Величина.

Второй пример:

Температура.

Постоянная, переменчивая.

Характеризует, отображает, определяет.

Становится важным ориентиром.

Показатель.

Третий пример:

Температура.

Привычная, зафиксированная.

Распознается, отслеживается, наблюдается.

Необходима для изучения условий.

Состояние.

1. Климат.

Разнообразный, многогранный.

Холодит, согревает, мокнет.

Зависит от места и времени года.

Погода.

 

2. Климат.

Жаркий, засушливый.

Палит, дует, изматывает.

Кругом песок и обжигающий зной.

Пустыня.

 

 

3. Климат.

Морозный, суровый.

Заметает, промерзает, леденеет.

Регион, охваченный постоянной мерзлотой.

Крайний север.

 

VII.  Домашнее задание: 1) выучить п 14 и ответить на вопросы данного параграфа

2) Определить суммарную радиацию для следующих  городов  России :

Мурманск,  Ростов-на-Дону,   Хабаровск,  Якутск,    Москва.

 

                                Литература

 

1.Кобышева Н.В.. Климат России. - С-Пб., 2001. - с. 92.

2.Т.М. Савцова. Общее землеведение. - М., 2003. - с.138-149.

3.Порфирьев Б.Н., Катцов В.М., Рогинко С.А. «Изменения климата и международная безопасность». - ООО РИФ «Д'АРТ» Москва, 2011. - 290 с.

4. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. - М., 1994

5.Под редакцией Дж. Леггетта. Доклад Гринпис. Глобальное потепление. - Изд-во Московского университета, 1993.

6. Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания. М. 19977. http://global-climate-change.ru

7.Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-klimat-zemli

8.География 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Г 35 | 9.А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.| М: Просвещение, 2015. 256 с.: ил., карт (Полярная Звезда). ISBN 978-3-09-025340-6.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Даниленко Маргарита Алексеевна

Даниленко Маргарита Алексеевна

Дайте определение понятия «климат»

Дайте определение понятия «климат»

Подумайте! Какие ещё факторы оказывают влияние на формирование рельефа? (на столах лежат карточки-схемы климатических факторов)

Подумайте! Какие ещё факторы оказывают влияние на формирование рельефа? (на столах лежат карточки-схемы климатических факторов)

Чем меньше географическая широта, т

Чем меньше географическая широта, т

Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности

Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности

Литература 1.Кобышева Н.В

Литература 1.Кобышева Н.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022