КЛУБ ВЫХОДНОГО ДНЯ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Мы живем в удивительное время. Как сказал один известный актер: «Или ты меняешь жизнь, или она меняет тебя». На самом деле происходит и то, и другое. Но хотелось бы, чтобы эти изменения были к лучшему. Особенно это важно для взаимодействия детей и взрослых. Его успешность определяется единством и согласованностью воспитательного воздействия. Основа этого единства – полное совпадение интересов педагогов и семьи в воспитании детей дошкольного возраста. На сегодняшний день цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и развитого ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе и легко адаптироваться в окружающем мире. Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Сегодня я хочу вас познакомить с одной из этих форм. Это клуб выходного дня «Мы вместе». Цель клуба - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с детским садом в плане единых подходов в воспитании ребенка. Задачи: • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; • повышать педагогическую культуру родителей; • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Созданный в нашем детском саду клуб выходного дня – это необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укрепления детско-родительских отношений и создания доверительных взаимоотношений между педагогами и родителями. Принципами создания клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях: оздоровление, общение, формирование познавательной активности. Встречи клуба проходят ежемесячно в соответствии с перспективным планом. Формы организации направления по укреплению здоровья детей и взрослых в условиях клуба могут быть различными: – это подвижные игры, игровые упражнения, спортивные праздники и развлечения, игровой самомассаж и музыкально – ритмические упражнения; психогимнастические этюды и релаксационные игры. Как показывает практика, такие мероприятия позволяют взрослым и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Общению в неформальной обстановке помогают беседы, деловые игры, консультации, тренинги. В такой обстановке мы больше спрашиваем и слушаем, даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка, предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители чувствовали себя легко и комфортно. Формированию познавательной активности способствуют экскурсии и творческие мастерские, прогулки по городу, походы, посещение выставок и многое другое. В нашей группе накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников. Постоянно совершенствуя содержание и формы работы, мы добились хороших результатов этого взаимодействия. На примере родителей у детей формируется уважение и терпимость к другим людям. Дети начинают понимать значение сплоченности, совместных действий во имя общей цели, взаимной ответственности людей. Заинтересованность родителей жизнью детского сада, участие в совместных мероприятиях сближает и детей, и взрослых. Сейчас инициативу во всем проявляют сами родители. Так летом, совместно с родителями была организовала для нашей группы удивительная поездка в город Ижевск. У детей и взрослых было море эмоций и впечатлений от посещения зоопарка, шоу – представления морских обитателей. Дети увидели не только экзотических птиц и животных, но и посетили различные аттракционы. А потом, прогуливаясь по набережной, мы впервые увидели фигуры из отработанного металла – роботы, дровосек, корова и многое другое. Действительно, фантазии людей - нет предела. Незабываемой была и прогулка на теплоходе. Легкий ветерок, красивый пейзаж, чайки за бортом позволили нам отдохнуть и расслабиться. Перед новым учебным годом и дети, и взрослые получили хороший заряд бодрости. У многих появилось желание вновь куда-нибудь съездить. А осенью, несмотря на капризы осенней погоды был организован поход под девизом: «У природы нет плохой погоды». Погода в этот день решила отдохнуть вместе с нами - не было дождя. Утром мы собрались у подножия Болтушиной горы. Многие пришли семьями. Разбившись на команды, начали соревнования. И взрослые, и дети прыгали в мешках, надували шары и бегали с ними, соревнуясь в меткости. Очень увлекательным было задание – собирание пазлов об овощах и рисование картин об осени и лете, используя природный материал. Даже бабушки ни в чем не уступали молодым родителям и детям. В этих соревнованиях побежденных - не было. Каждая семья получила медаль и почетную грамоту за ловкость и волю к победе. После спортивных игр обед, приготовленный на костре, был очень вкусным. Но самое главное: детей ждал сюрприз! По специальной карте они должны были найти клад. Ловко ориентируясь на местности, при помощи старших братьев и сестер, дети быстро нашли сокровища. Ими оказались «золотые» монеты (из шоколада) и много других сладких призов. Еще долго никто не хотел расходиться по домам. Такие мероприятия сближают: взрослые лучше начинают понимать друг друга и своих детей, а дети гордятся своими родителями. Взаимодействие педагогов с родителями не ограничивается культурно – досуговой деятельностью. Данная форма работы с родителями способствует и развитию творческих способностей у дошкольников. Доказательством этого являются организованные совместно с родителями поездки в города: Киров, Котельнич и Вятские Поляны, где воспитанники заняли призовые места в танцевальных конкурсах. Я с уверенностью могу сказать, что взаимодействие детского сада и семьи, представленное как «Клуб выходного дня», дает педагогам возможность установить тесные и доверительные отношения с семьями воспитанников, узнать особенности развития и воспитания малыша, позволяет выработать единый стиль общения с ребенком в ДОУ и семье. Родителям, посещающим «Клуб выходного дня», при этом полнее открывается жизнь ребенка в детском саду. Они становятся полноправными участниками воспитательного процесса. Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Улыбки на лицах детей и положительные отзывы родителей лишний раз подтверждают, что мы работаем в нужном направлении. Литература: 1. Абдуллина Л.Е. Мир открытий («От рождения до 7 лет»). – М.: Академия, 2011. – 65 с. 2. Бучилова И. Проблема диагностики и коррекции детско – родительских отношений в семьях. // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.