Клуб Будущих Отличников

  • Документация
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб Будущих отличников", 2 класс. Состоит из следующих разделов: Пояснительная записка, Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета во 2 классе, Содержание учебного предмета, Тематическое планирование и Диагностический инструментарий. Данная рабочая программа написана на 2016-2017 учебный год.
Иконка файла материала Клуб будущих отличников 2 класс.docx
I.Пояснительная записка Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Клуб будущих  отличников» для внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе  следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте   России   22   декабря   2009   г.,   регистрационный   номер   17785)   с   изменениями (утверждены   приказом   Минобрнауки   России   от   26   ноября   2010   г.   №   1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707); 3 СанПиН   2.4.2.   2821   –   10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №   189,   зарегистрированы   в   Минюсте   России   3   марта   2011   г.,   регистрационный   номер 19993); 4 Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   «Санитарно­эпидемиологические требования   к   учреждениям   дополнительного   образования   СанПиН   2.4.4.1251­03» (утверждены  постановлением  Главного государственного санитарного  врача  Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594; 5 Федеральные   требования   к   образовательным   учреждениям   в   части   охраны   здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников. 7 Основная  образовательная  программа  начального  общего образования  МБОУ СОШ№6, 1 6 Приказ №87от 25.04.2011г; 8 Авторская   программа   развития   познавательных   процессов   младших   школьников   по программе Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»; 9 Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО,  утвержденного приказом  №310 от 30.08.2013г. Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Клуб   будущих   отличников» предназначена   для   организации   внеурочной   деятельности   по   общеинтеллектуальному направлению   во   2   классе,   направлена   на   формирование   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к   знанию.   По   содержанию   является   научно­педагогической;   по   функциональному назначению ­ учебно­познавательной; по форме организации ­ общедоступной; по времени реализации ­ четырехгодичной.    Педагогическая   целесообразность  данной   образовательной   программы   обусловлена тем,  что  она   предполагает   формирование   у   обучающихся   основ   умения   учиться   и способности  к  организации  своей  деятельности  –  умение   принимать,  сохранять  цели  и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик   выпускника   начальной   школы,   как   любознательный,   активно   и заинтересованно   познающий   мир;   владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать 1собеседника,   обосновывать   свою   позицию,   высказывать   свое   мнение.   Содержание программы   максимально   приспособлено   к   запросам   и   потребностям   обучающихся, обеспечивает   психологический   комфорт,   дающий   шанс   каждому   открыть   себя   как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.  Актуальность  программы   обусловлена   тем,  что   в   новых   социально­экономических условиях  особое   значение   приобретает   деятельность   по   освоению   социального   опыта, которая   наиболее   полно   и   эффективно   реализует   социально­педагогический   потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально­ педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются   дети   в   рамках   программы,   базируются   на   том,   что   они   связаны   с удовлетворением   исключительно   важных   для   детей   познавательных,   социальных   и духовных   потребностей,   так   как   цели   и   задачи   исследовательской   деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определенных предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и   этим   данная  программа   отличается   от   имеющихся.   В   рамках   программы   обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые   способности   ребенка,   реализованы   личные   пристрастия   к   тому   или   иному   виду деятельности,   что   открывает   новые   возможности   для   создания   интереса   младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный   курс   имеет   для   детей,   ориентированных   на   самостоятельный   информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования  ценностного отношения  к процессу познания.         Цель программы: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности  ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей       Задачи программы:   1. Развитие познавательных способностей детей 2. Развитие творческих способностей младших школьников.  3. Расширение кругозора учащихся                    4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.                На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических   процессов:   внимания,   памяти,   воображения,   мышления.   Используются задания,   которые   способствуют   развитию   перечисленных   качеств.   Занимательные геометрические   задачи   способствуют   формированию   и   развитию   пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их   свойства   и   признаки,   уметь   перемещать   их   для   получения   новых   фигур. Систематическое   решение   логически   ­   поисковых   задач   из   области   математики способствует   развитию   гибкости   мышления.   Активному   восприятию   и   пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных   способов   применения   знаний.   Некоторые   виды   задач   повторяются,   но усложняется   их   условие   и   решение.   Знакомство   с   играми,   способствуют   развитию способности действовать в уме. 2Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики,   окружающего   мира.   Тематические   занятия,   поданные   в   игровой   форме, способствуют   непринуждённой   коррекции   и   развитию   умственных   качеств   учащихся, формированию   общеинтеллектуальных   умений,   расширению   кругозора,   развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.  Основные методы работы:   ­объяснительно – иллюстративный; ­ репродуктивный; ­ проблемный Основные формы работы Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они  построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет  сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  Основные формы занятий: ­ игры с ролевым акцентом; ­ викторины; ­ конкурсы; ­ интеллектуальные игры; ­ творческие работы; Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы,   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал,   пословицы   и   поговорки, физкультминутки,   головоломки, математические     сказки.   Дидактический   материал   в   большинстве   своем   дается   в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.   кроссворды,   ребусы,   рифмовки,   считалки, Возраст детей, на которых рассчитана программа от 8 до 9 лет. II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета во 2   классе ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные действия Коммуникативные   УУД: умение   слышать   и   слушать   партнёра,   уважать   своё   и чужое   мнение,   учитывать   позиции   всех   участников   общения   и   сотрудничества;   умение планировать   и   реализовывать   совместную   деятельность   как   в   позиции   лидера,   так   и   в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости  Регулятивные   УУД:   умение классифицировать   объекты,   ситуации,   явления   по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно­следственные связи,   прогнозировать,   выделять   противоположные   признаки   объекта,   преодолевать  психологическую инерцию мышления. Познавательные   УУД: развитие   любознательности,   инициативы   в   учении   и познавательной   активности,   умения   ставить   вопросы   и   находить   ответы;   планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству   и   дружбе;   способность   к   эмпатии   и   сопереживанию,   эмоционально­ 3нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. III.  Содержание учебного предмета  2 класс (34 ч) Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний: русского   языка,   литературы,   математики,   окружающего   мира.   Тематические   занятия, поданные   в   игровой   форме,   способствуют   непринуждённой   коррекции   и   развитию умственных   качеств   учащихся,   формированию   общеинтеллектуальных   умений, расширению   кругозора,   развитию   познавательных   способностей   и   в   конечном   итоге   – достижению хороших результатов в учёбе. Задания повышенной сложности (5 ч) Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое   внимание,   как   и   в   первом   классе,   уделяется   проверке   самостоятельно выполненных   заданий,   их   корректировке,   объяснению   причин   допущенных   ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.  Задания   открывают   широкие   возможности   для   развития   у   учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С   каждым   занятием   задания   усложняются:   увеличивается   объём   материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. Логически­поисковые задания (5 ч) Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных   операций   младших   школьников:   умения   делать   заключение   из   двух суждений,   умения   сравнивать,   глубоко   осознавая   смысл   операции   сравнения,   умения делать   обобщения,   устанавливать   закономерности.   Вводятся   текстовые   задачи   из комбинаторики. Тренировка внимания (5 ч) 4Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.  Тренировка слуховой памяти (5 ч) Также   во   втором   классе   вводится   большое   количество   разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и   совершенствуется   ряд   интеллектуальных   качеств,   таких   как:   словесно­логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Тренировка зрительной памяти (5 ч) Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. Поиск закономерностей (5 ч) В   целях   развития   логического   мышления   учащимся   предлагаются   задачи,   при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка  анализировать проявляется  при разборе условий  задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из  другой,  одни  суждения  из  других, в  умении непротиворечиво распределять события во времени. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч) В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. Требования к уровню подготовки учащихся Для   оценки   эффективности   занятий   по   РПС   можно   использовать   следующие показатели: ­ степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; ­   поведение   учащихся   на   занятиях:   живость,   активность   заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; ­  результаты  выполнения  тестовых  заданий  и заданий  и  конкурса  эрудитов,  при выполнении   которых   выявляется   справляются   ли   ученики   с   этими   заданиями самостоятельно 5­ косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Тематическое планирование Наименование разделов и тем 2 класс: Количество часов Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и  способности рассуждать. Логически­поисковые задания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных  операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие наглядно­образного мышления.  Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Итого: 5 5 5 5 5 5 4 34 67