Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб Будущих отличников", 2 класс. Состоит из следующих разделов: Пояснительная записка, Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета во 2 классе, Содержание учебного предмета, Тематическое планирование и Диагностический инструментарий. Данная рабочая программа написана на 2016-2017 учебный год.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Клуб будущих
отличников» для внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в
Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями
(утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
3 СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер
19993);
4 Санитарноэпидемиологические правила и нормативы «Санитарноэпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.125103»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г.,
регистрационный номер 4594;
5 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный
номер 19676).
Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников.
7 Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№6,
1
6
Приказ №87от 25.04.2011г;
8 Авторская программа развития познавательных процессов младших школьников по
программе Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»;
9 Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО,
утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб будущих отличников»
предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению во 2 классе, направлена на формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения
к знанию. По содержанию является научнопедагогической; по функциональному
назначению учебнопознавательной; по форме организации общедоступной; по времени
реализации четырехгодичной.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных
характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за
свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать
1собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание
программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся,
обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как
индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся
предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном
темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социальноэкономических
условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта,
которая наиболее полно и эффективно реализует социальнопедагогический потенциал
свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно
расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально
педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые
включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с
удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и
духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности
обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому
деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только
на повышение компетенций обучающихся в определенных предметных областях, не только
на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других,
и этим данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено
сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически
любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду
деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего
школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость
данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный
поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр
возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу
познания.
Цель программы: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности
ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей
Задачи программы:
1. Развитие познавательных способностей детей
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся
4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию
психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются
задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Занимательные
геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных
представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры,
их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Систематическое решение логически поисковых задач из области математики
способствует развитию гибкости мышления. Активному восприятию и пониманию
математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры,
имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску
рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но
усложняется их условие и решение. Знакомство с играми, способствуют развитию
способности действовать в уме.
2Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,
математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме,
способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся,
формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в
учёбе.
Основные методы работы:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные формы занятий:
игры с ролевым акцентом;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки,
головоломки,
математические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
кроссворды,
ребусы,
рифмовки,
считалки,
Возраст детей, на которых рассчитана программа от 8 до 9 лет.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета во 2 классе ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и
чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение
планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в
позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по
различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные
связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать
психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование
своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной
работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально
3нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других
людей и экспрессии эмоций.
III. Содержание учебного предмета
2 класс (34 ч)
Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний:
русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия,
поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию
умственных качеств учащихся,
формированию общеинтеллектуальных умений,
расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге –
достижению хороших результатов в учёбе.
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в
большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной
практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а
также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников
наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала,
наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логическипоисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования
мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух
суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения
делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из
комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
4Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование
различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако
уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных
занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только
формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается
и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словеснологическое
мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти
упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный
диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при
решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение,
строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и
требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и
их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно
выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво
распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и
предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание
ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий:
чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно
5 косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
2 класс:
Количество
часов
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать. Логическипоисковые задания.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
Итого:
5
5
5
5
5
5
4
34
67